Шлях - это, если кто не знает, шоссе или тракт. То есть, Полтавский шлях - дорога на Полтаву. Как и Сумская улица, и Московский проспект, он начинается в самом центре города и уходит далеко на окраины. С постройкой железной дороги в 1869 году шлях стал ещё и вокзальной магистралью, а у предместья Залопань, отделенного от центра речкой, образовалась естественная граница. Тогда и сложился этот район с капитальной застройкой, тянущейся вдоль шляха полосой шириной в несколько кварталов. Походом по шляху и сопредельным улочкам от вокзала к центру я начинаю рассказ об архитектурном Харькове, и Залопань совсем не похожа на центр - этот район выделяется запущенностью, а следовательно - колоритом.
Длина Полтавского шляха, тянущегося до объедной - около 7 километров, и из них на центр приходится немногим более полутора. Собственно, центр заканчивается железнодорожной эстакадой, ведущей на Холодную гору -
вид с неё я уже показывал в первой части. Исторический отрезок Полтавского шляха открывает вот эта грандиозная сталинка с жилой 10-этажной башней:
За башней - ещё несколько крупных модерновых зданий, а дальше этажность резко падает. Полтавский шлях связывал два городских узла - Университетскую горку и вокзал, и поэтому монументальностью отличается лишь по краям. В основном же шлях вот такой - двухэтажной, ветхий, пыльный и очень загруженный. В перспективе просматривается 89-метровая колокольня Успенского собора:
Не менее эффектна перспектива шляха в обратном направлении - виден подъём на Холодную гору и стоящая на её вершине Озерянская церковь (1901). О последней я уже писал в первой части: Озерянская икона, покровительница Харькова, известна с 17 века, когда её случайно рассёк в чистом поле косарь, а у него дома икона срослась, что стало лишь началом многих чудес. В Харькове "домами" иконы были Покровский монастырь в центре и Куряжский на 15-й версте Полтавского шляха, а церковь между ними служила промежуточным пунктом крёстных ходов.
Вид от церкви на шлях я тоже уже показывал.
Немного деталей. В Харькове был популярен северный модерн, породнивший южный город с Петербургом, Выборгом, Ригой:
Бросается в глаза жуткая запущенность Залопани - заброшенные дома попадаются даже на самом шляхе:
Отдельных выдающихся зданий немного. Мне запомнилась старейшая в городе пожарная часть (1845):
И Дмитриевская церковь (1901) - как вы уже догадались, это не авангардный проект эпохи модерна, а советская реконструкция под кинотеатр, причём без сноса. Чтобы оценить, насколько сильно они уделали церковь - взгляните на плакат:
На Полтавском шляхе шумно, тесно и пыльно. Так и тянет отсюда свернуть в переулки. Можно налево - вдоль параллельной улицы Карла Маркса местность гораздо цивильнее и даже уютнее:
А можно - направо. Кварталы между шляхом и Лопанью - один из самых колоритных городских районов, что я видел, настоящий харьковский аналог одесской
Молдаванки и львовского
Подзамчья:
На некоторых улицах здесь нет даже асфальта:
На некоторых - не разъедутся две машины:
Местами попадаются уголки частного сектора прямо внутри капитальных модерновых кварталов - остатки дожелезнодорожной Залопани:
Здесь много отдельных запоминающихся зданий, будь то то фабрики 19 века (причём скорее даже середины, чем конца):
Модерновые особняки, превратившиеся в муниципальное жильё:
Единичные сталинки:
И даже татарская Соборная мечеть (1905) на берегу Лопани, как где-нибудь в Поволжье:
А вот и сама Лопань - речка для полуторамиллионного города, прямо скажем, несерьёзная. Причём в отличие от, например, Екатеринбурга, Минска или Донецка, в Харькове близ центра нет даже прудов.
И почти с каждой точки в Залопани видна уже упомянутая колокольня Успенского собора (1821-33), из-за своей огромной высоты при Советах (до 1941 года) служившая радиобашней:
И вы вероятно спросите - а если в Залопани такие улицы, то какие же здесь дворы? А вот такие:
Люблю южные города за их особую культуру дворов, каждый из которых как небольшой мирок. В каждом таком городе, будь то Ростов-на-Дону, Харьков, Одесса, Херсон, Черновцы или Львов, изнанка абсолютно своя, этакое отражение самого города. Ходили и фотографировали мы в этих дворах спокойно, даже на глазах у людей - но думаю, дело в Алиске, которую даже самый въедливый милиционер и даже самый отмороженный гопник не принял бы за злоумышленника. Вообще же, Залопань считается неблагополучным районом, по ночам очень плохо освещена, и в общем в тёмное время суток тут лучше не гулять и тем более не соваться в подворотни. Кстати, гопники в Харькове имели своё специфическое название - ракло, о происхождении есть несколько версий (например, что первым раклом были голодные бурсаки отца Ираклия). Впрочем, в последние десятилетия это словечко вышло из оборота, да и в результате антропогенной деятельности популяция ракла сильно сократилась.
Возвращаемся на Полтавский шлях по улице Энгельса. До Университетской горки отсюда всего один квартал, поэтому застройка вновь делается монументальной. Например, 6-этажная гостиница "Москва" начала ХХ века (сейчас что-то другое) в стиле северного модерна:
Отсюда можно пройти к южному мостику через Лопань, но мы опять уходит от шляха по улице Энгельса. Последняя гораздо более монументальная и ухоженная, вид почти петербургский:
В боковых улочках прекрасно видна Колокольня:
Очень харьковский дом на стыке модерна с конструктивизмом. Парочка таких есть и в Москве, на Китай-городе -
банк Северных стран и
дом Металлургов. Не секрет, что конструктивизм вызрел внутри модерна, но нигде больше я не видел столько домов, построенных именно в тот короткий период, когда одно перешло в другое. В Харькове зачастую легко перепутать здания 1910-х и 1920-х годов.
А за перекрёстком улиц Энгельса и Маркса - по-харьковски ГИГАНТСКИЙ Благовещенский собор (1888-1901):
Первая церковь на этом месте появилась почти одновременно с городом, а в камне была построена в 1789-94 годах и
выглядела вот так. Потом Залопань разрослась, к тому же рядом был базар, поэтому в конце 19 века построили нынешний храм, самый большой в Харькове. Колокольня чуть пониже, чем у Успенского собора - всего-то 79 метров!
Правильная византийская кладка с полосами кирпича и камня действует гипнотически: Этакий восточно-украинский родич
Черновицкого университета:
Заходили мы и вовнутрь - зал собора не так эффектен, как могло бы показаться. Алиска была в джинсах и с непокрытой головой, но нас почему-то не побили и даже не обложили матом - хотя вроде бы Московский патриархат. У ворот бедно одетая, но не похожая на алкоголичну девушка попросила 5 гривен. У меня не было мелочи, я дал 20 - и она сначала не захотела брать и извинялась. Неужели настоящая, не профессиональная, нищенка?
Вид через соборные ворота на оригинальное советское здание:
В квартале севернее Благовещенского собора - Благовещенский базар, ныне более известный как Центральный рынок. Старейший из сорока рынков Харькова, он известен с 1840 года, а его главный корпус ещё дореволюционной постройки:
Размеры рынка - где-то 300х700 метров, и всё же в Харькове он уже давно и близко не крупнейший, с Барабашовским не сравнить. И всё же здесь очень яркий невосточный колорит в масштабе, достойном восточных базаров. Рынок увековечен многими писателями, как русским (Катаев, Беляев, Каверин, Олеша), так и украинскими - ведь Харьков начала ХХ века был центром украинской словесности, так называемого "расстрелянного Ренессанса". Ещё из фольклорного: именно в Харькове придумали восклицание "Тю!" (удивлённое) - и наиболее вероятно, что здесь, на Благбазе.
Прямо из Благбаза вырастает мостик через Лопань, с которого открывается классический харьковский вид. Это Покровский монастырь, основанный в 1726 году на месте казачьей крепости, сердце города. Видны две церкви - Покровская (1689, старейшее здание Харькова, бывший полковой храм) и Озерянская (1896, её я уже упоминал). На заднем плане - колокольня Успенского собора.. но из-за огромного размера полное ощущение, что она как минимум не дальше монастырских церквей.
Почти сразу за мостиком налево уходит улица Клочковская - одна из условно-параллельных Рымарской, Сумской и Пушкинской. На ней есть свои интересности, но мы далеко не ходили. Вдалеке, на холме - одно из зданий площади Свободы, легенды советской архитектуры:
А чуть поближе - Райский уголок, также известный как Книжная балка:
Воистину, Харьков - Город университетов и базаров, и в Райском уголке эти две сущности соединяются. Основанный в 1998 году книжный рынок разросся до площади в полгектара, по сей день успешно конкурирует с книжными магазинами и проводит свой книжный фестиваль. Около 40% литературы на нём - российская. Вот только о происхождении названия ничего не знаю, где-то слышал, что Райский - фамилия основателя:
Чуть выше по склону - планетарий, в 1957 году то ли перестроенный из, то ли построенный на месте синагоги (1912-14). Основал его не кто-нибудь, а Николай Барабашов - вообще-то это был выдающийся астроном, директор Харьковской обсерватории, а рынок с его именем связан лишь тем, что стоит у станции метро "Академика Барабашова". Планетарный аппарат, установленный здесь, аналогичен тем, что использовались тогда при обучении космонавтов.
Но вернёмся к мостику через Лопань. Впереди уже Бурсацкий спуск, ведущий на Университетскую горку:
Её в следующей части и осмотрим.
ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка и Лопань.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Чудеса Кременец-горы.
Святогорск. Лавра и Артём.
Донбасс
Донбасс. Шахтёрский край.
Донецк. По центру.
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. По центру.
Горловка. Ртутный путь.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.