Нева и её обитатели

Aug 24, 2011 15:31



Так как 9 постов о промышленной архитектуре подряд выдержит мало кто, буду их перемежать чем-то более общечеловеческим, но тоже питерским из заснятого по дороге. Недавно я уже показывал Петербург Морской, теперь же покажу Петербург Речной - Неву и обильно курсирующие по ней плавсредства: прогулочные катера, речные круизники, "Ракеты", баржи-самоходки, и конечно же аквабус - одна из самых интересных транспортных достопримечательностей Петербурга.

Нева - одна из самых необычных рек Земли. По расходу воды она сравнима с Камой и Северной Двиной, в 2-3 раза превосходя Оку, Дон или Днестр, но при этом её длина - всего 79 километров. Думаю, от истока до устья Неву несложно пройти за один день. По сути не река, а гигантская протока, соединяющая Ладожское озеро с Балтийским морем. С одного конца - Шлиссельбург, с другого - Питер.



На кадре выше - Литейный мост (1875-79), соединяющий Литейный проспект с Выборгской стороной. Из-за красивых ограждений, эффектных видов и транспортной важности - один из самых известных мостов Петербурга. В 2010 году он прославился ещё и тем, что именно на нём арт-группа "Война" намалевали гигантский фаллос, который ночью, когда мост развели, триумфально встал напротив Большого Дома:



А Большой Дом - если кто не знает, здание НКВД, КГБ, ФСБ, построенное в 1931-32 годах с подачи Кирова. В общем, показали х..й гэбистам. Большой Дом в этот приезд я увидел даже вблизи, и ещё расскажу о нём подробнее. Страшное здание с мощнейшей аурой, обросшее всякими фолькором. Как шутили в народе, Большой Дом настолько велик, что из его подвалов виден Магадан.



Но пока мы туда смотреть не будем, а лучше насладимся панорамой Невы, где всякие катерки, трамвайчики и лодки буквально кишат:



Основная разновидность прогулочного катера в Петербурге выглядит так - очень низкий и с открытой кормой:



Благодаря чему может ходить по каналам и протокам - и в летний день таких по Северной Венеции курсируют сотни:



Причём круглосуточно:



Пристань у Петропавловской крепости:



Много и моторныйх лодок, и даже скутеров:



Впрочем, огромная Нева располагает. Это на Москве-реке не развернёшься, чуть-чуть не вписался в поворот - и впендюрился в набережную, а на Неве - раздолье! Впрочем, почти всё веселье - между Литейным мостом и стрелкой Васильевского острова, на туристическим пятачке, за пределами которого тишь да гладь. Поднимешься по Неве чуть выше - в районе метро "Ломоносовская" - и увидишь огромное лежбище круизных теплоходов:



Помимо Морского вокзала и Морского порта, в Питере есть и Речной вокзал, расположенный практически на другой стороне города. Надо заметить, довольно скромный:





Но Петербург - конечный пункт многих круизов со всей Единой водной системы Европейской России, и у Речного вокзала швартуются речные теплоходы. По сравнению с морскими лайнерами - маленькие, лёгкие и изящные.



Ещё один обитатель питерских вод - "Метеор", то есть судно на подводных крыльях, развивающее скорость до 65км/ч (для водного транспорта - очень много).



Некогда скоростные суда, выпускавшиеся с 1957 года, были неотъемлемой частью советских рек. Вообще, СССР были лидером в разработке и строительстве судов на подводных крыльях, нигде они не получили такого распространения в гражданской навигации (в США, правда, были "Пегасы" - боевые катера на подводных крыльях). В постсоветское время, с упадком речного флота, они исчезли из большинства речных портов - я хорошо помню постепенно увядание скоростной навигации на Каме. В Петербурге же курсируют до сих пор, на линии в Петергоф носятся один за другим, с почти метрополитеновским интервалом.
Да и просто - очень красивая машина:



Кроме того, выше центра развито и грузовое движение:





Навигационный знак на набережной проспекта Обуховской обороны - этакий водный светофор:



Зато ниже центра, в Большой Неве (между центром и Васильевским островом), частенько можно видеть морские суда:



(апрель-2008)

Причём порой очень необычные. Например, вертолётоносец " Мистраль". Или парусники со всей Европы. Или яхты миллиардеров. Или военные корабли разных стран. Мне же в 2008 году повезло увидеть только рыбаков, выгружавших на гранитную пристань улов - знаменитую балтийскую корюшку (а в 2011 я туда просто не ходил):



Но самый, пожалуй, интересный обитатель Невских волн - аквабус:



Маленький, лёгкий и очень шустрый катерок "Стрела" на 12 мест с мощным мотором - носится едва ли не быстрее "Ракеты", но гораздо маневреннее и проще в обращении.



И для чего же они нужны здесь? Как ни странно, это полноценный пассажирский транспорт. Даже схема как в метро. По основным линиям аквабусы курсируют с интервалом 15 минут, то есть вполне на уровне маршруток, которыми по сути и являются. Цена - 54 рубля за одну поездку (для сравнения, билет на метро в Питере 25 рублей), и если в межпиковое время они часто ходят порожняком, то в час-пик в них бывает трудно сесть.



Ехать на аквабусе приятно - у него довольно мягкий ход, мотает не слишком сильно, в кабине тепло и уютно. По невским набережным расставлены вот такие причалы, которые здесь именуют "остановками":





Народ их использует не только как транспортные площадки, но и как места отдыха. А что - сидишь себе, любуешься течением Невы и проходящими мимо судами, никто не мешает - благодать!



Конечная Невской линии на Свердловской набережной:



На Большой Невке остановки попроще. Приморская линия, проходящая между Выборгской и Петроградской сторонами, гораздо популярнее Невской:



Аквабус причалил, высадил пассажира...



И дальшее погнал:



Насколько я знаю, серьёзных ЧП с аквабусами пока не было, хотя как-то было дело, волна оторвала от берега остановку с пассажирами, ненадолго превратив её в плот. И в принципе мне аквабус показался скорее таким демократическим вариантом прогулочного катера - не для семейных прогулок, но на случай, если после работы хочется развеяться, а не лезть в духоту метро.

А вот крейсер "Аврора" в Большой Невке своё отгулял. Малоизвестный факт, но он даже стоит на подводном постаменте:



"Аврора" и две её сестры "Диана" и "Паллада" - одни из немногих боевых кораблей, разработанных в дореволюционной России. Надо заметить, поздне-царская оборонка была не чета советской - "богини отечественного производства" уже к моменту постройки были морально устаревшими и сильно уступали как импортным аналогам, так и кораблям других крупных стран. Что однако, не помешало "Авроре" стать самым мощным боевым кораблём в истории - наверное, все знают этот анекдот: "Сто лет назад сделал один-единственный холостой выстрел - и до сих пор всё рушится!".



Помимо "Авроры", на невских набережных, особенно у Петроградки и Васильевского, стоят в огромных количествах псевдо-парусники - на самом деле всего-навсего рестораны и клубы:



Да и помимо "Авроры" в Петербурге есть ещё три корабля-музея - ледокол "Красин", подводные лодки "Народоволец" и С-189. Но я к ним уже не дошёл. Зато на аквабусе мне даже довелось прокатиться вдоль одной из конечно промзон.



Кстати, на Москве-реке траффик не менее мощный. Там, конечно, нет рейсовых судов - но прогулочные трамвайчики курсируют едва ли не чаще аквабусов. А ещё - плавучие рестораны, всякие штуковины выпендрёжного вида, и - подальше от центра - внушительные грузовые суда. Но - никаких катеров или "Ракет". Может быть, об обитателях Москвы-реки сделаю позже отдельный пост.

Санкт-Петербург, транспорт, суда и корабли, дорожное, речной транспорт

Previous post Next post
Up