Лодомерия. Часть 1: Червоноград (Кристинополь).

Dec 06, 2011 03:04



...В эти горестные для нашего Отечества дни я продолжаю рассказ о Западной Украине. Теперь речь пойдёт о довольно малоизвестном её уголке - Сокальщине, или Лодомерии. Небольшой Сокальский район на северо-западе Львовской области - пожалуй, один из самых необычных районов Украины. Во-первых, это древнее Белзское княжество, историческая часть Волыни, пошедшая по "галицкому" пути, оказавшись в составе Венгрии, затем Польши, затем Австро-Венгрии. Провинция последней со столицей во Львове называлась Королевством Галиции и Лодомерии, а Лодомерия (Владимирия) - это латинское название Волыни, и если где-то оно и уместно - то именно здесь. Во-вторых, Сокальщина стала последним территориальным приобретением Советского Союза, её обменяли у Польши на Нижне-Устрицкий район Прикарпатья лишь в 1951 году. А в-третьих здесь находится самый настоящий Шахтёрский Край. Да-да, в Западной Украине есть не только замки и церкви, даже не только колоритнейшее село и старые нефтепромыслы - тут есть и свой мини-Донбасс, своей мрачностью мало уступающий Донбассу настоящему.

За историческую ипостась отвечают Белз, Сокаль, Угнев, Великие Мосты. За шахтёрскую - советский Червоноград (68 тыс. жителей), бывший Кристинополь, которому старые города стали пригородами.

...По дороге из Львова на север может быть весьма неожиданным обнаружить у дороги настоящий террикон с дымящей трубой угольной шахты:



Львовско-Волынский угольный бассейн, вытянутый на 125 километров от Устилуга до Великих Мостов по Волынской и Львовской областям был открыт в 1912 году на российской стороне геологом Тетяевым, но серьёзно за его освоения взялись лишь в СССР в 1940-х годах. Половина бассейна к западу от Буга осталась за Польшей, и в 1951 году эту территорию (половину Сокальского района) СССР обменял у Польской Народной Республики на Нижне-Устрицский район существовавшей тогда Дрогобычской области, как считалось в те годы - богатый нефтью.



У бассейна образовалось два центра - основанный в 1951 году Нововолынск в Волынской области и старинный Кристинополь во Львовской, в 1956 году переименованный в Червоноград. Львовско-волынский уголь по качеству сильно уступал донбасскому, и обеспечивал Западную Украину, Беларусь и Калининградскую область РСФСР. Добыча в лучшие годы первышала 10 миллионов тонн, Червоноградская ЦОФ в посёлке Сосновка считалась крупнейшей в Европе. Ныне здесь добывают всего 4 миллиона тонн в год, то есть 5-7% украинской добычи, однако здешние шахты выглядят не в пример лучше донбасских:



Всего их тут 15 штук, в основном они очень маленькие, и состоят из нескольких отдельных "участков". В Донбассе, Кузбассе, Воркуте одна крупная шахта может добывать больше, чем весь Львовско-Волынский бассейн. Заброшенных шахт здесь тоже немало:



А вот характерная "шахтёрская хата" - малоэтажка на несколько семей, которыми застроена большая часть шахтных посёлков:



Но вот уже и Червоноград, расположенный в двух часах пути от Львова (автостанция №2). Пустынная железнодорожная станция с новеньким вокзалом, напоминающим ни то Беларусь, ни то Кузбасс, к которому примыкает огромный автовокзал (бетонная башня) и не менее огромный базар - в совокупности гадюшник редкий.



С другой стороны от путей - промзона. Заброшенный участок №1 Червоноградской шахты и дымящая вдалеке ТЭЦ:



Почти весь город стоит к востоку от железной дороги, к западу - территория Червоноградской шахты. По путепроводу сюда никто не ходит - на станции тихо и пусто, проще перейти по путям. За путями - заброшенная промзона:



Дирекция Первой Червоноградской, ныне занятая дирекцией ТЭЦ:



На той стороне - лишь бурьян:





За пустырём - пруд, за прудом ещё один пустырь, а вдалеке шахта Червоноградская №2:



У расплюшенного террикона - жутковатые машины, назначение которых мне не совсем понятно:





Червоноградская №2 поближе, из окна автобуса - мимо неё проходит дорога на Белз и Владимир-Волынский:



Шахта исправно работает, проходная выглядит просто отлично:



Пейзаж мрачнее некуда. Трудно поверить, что совсем рядом Львов с его узкими улочками, кофейнями и сецессией. Та самая индустрия, которую украинские блоггеры не задумываясь клеймят "ненужной". Но как же я люблю такие пейзажи...



На этом же пустыре было обнаружено одно из важнейших мест на Земле:



Я не поленился и отмерил 10 метров шагами, увидев там вот что. Так что знайте теперь, куда именно вас посылают (или вы посылаете) периодически:



На этом с индустриальной частью закончим, и отправимся в город. Промзона была моим первым впечатлением от Червонограда, и своей безнадёгой она напомнила мне тот же самый Донбасс с поправкой на то, что в Донбассе всё на порядок крупнее, а помимо шахт есть ещё и металлургия. Да и Червоноград - в сущности, почти та же Горловка, только в 4 раза меньше и немного поновее. Главная улица - довольно ухоженный проспект Шевченко, ведущий прямо от автовокзала перпендикулярно железной дороге:





Если свернуть с проспекта направо (спиной к вокзалу) - попадешь в сталинский соцгород. Надо заметить, шахтёры такого жилья удостаивались нечасто - как правило они как до Революции, так и после Перестройки жили в полудеревенских посёлках на редкость трущобного вида.



Характерный дом:



Но больше всего меня впечатлили в этих кварталах подсобки, судя по всему тоже сталинской эпохи, кажущиеся глинобитными:



По-своему интересны в Червонограде и хрущобы - одни построены из дикого камня:



Другие словно сшиты из кусков, как монстр Франкештейна:



Нежданно-негаданно затесалась деревянная церквушка, а на заднем плане крайне характерные многоэтажки - ещё darriuss отмечал редкостную "силикатность" Червонограда:



В центре - площадь, Дворец культуры я бы назвал без преувеличения великолепным образцом хрущовской архитектуры. Ведь если бы такой был построен хоть даже и здесь же, но 1930-е годы - был бы известный памятник функционализма.



Здесь же типовые кинотеатр и администрация, столь же типовой Шевченко и совсем не типовой, но куда как характерный для Галиции памятник "борцам за волю":



Отсюда строго на юг, перпендикулярно проспекту Шевченко ведёт проспект Грушевского, в начале представляющий бульвар. Этот кадр снят на противоположном конце бульвара, площадь - там, за деревьями:



Здесь запомнились такие вот техногенного вида фонари, у 2/3 которых разбиты плафоны. По количеству гопников на единицу поверхности Червоноград ничуть не уступает донецким городкам, а типаж "спившегося безработного шахтёра" после Донбасса и Воркуты я теперь узнаю сходу, без всяких поправок на национальность. В общем, не гуляйте тут по вечерам...



А Михайло Грушевский глядит вперёд - проспект его имени дальше выглядит так. Ведь всё, что мы обошли - это Новый город, построенный в 2-3 километрах от старого Кристинополя, с которым соединён дамбой через болота:



Вдалеке просматривается дворец, в такую погоду своим окружением навевающий ассоциации в "Собакой Баскервилей". На самом деле это дворец Потоцких (1763), центр основанного ещё в 1692 году Феликсом-Казимиром Потоцким поместья Кристинополь, которое он назвал в честь своей жены Кристины Любомирской. Так что пока здесь не нашли уголь - это была вполне привычная аристократическая Галиция, у Силезия Потоцкого в 1760 году даже был в гостях некто Джакомо Казанова. При Советах дворец стал филиалом Львовского музея религии, несколько лет назад сгорел и с тех пор в состоянии затяжной реставрации. Подойти к нему близко я забыл, кадр снял уже на обратном пути.



Дорога через топь - в этом есть даже что-то фэнтезийное. Вдалеке силикатное царство Нового города:



Первое, что встречает в Старом Кристинополе - элитный квартальчик, указывающий как минимум на то, что здесь есть прослойка людей с хорошими деньгами:



В старом Кристинополе друг напротив друга два монастыря. Слева - экс-францисканский (1749-60) - корпуса, звонница и роскошный Собор Святого Духа:



Ныне Князь-Владимирский собор Украинской автокефальной православной церкви. Перед входом - очень красивый деревянный крест:



На другой стороне - василианский монастырь (1771-86) с собором Святого Юра, закрытый ещё в 1946 году. Напоминаю, что тогда Кристинополь ещё принадлежал Польше, но после войны украинцы были выселены с приграничных земель - сначала (1944-46) в СССР по "обмену населением" (на поляков), затем в отвоёванные у Германии северо-западные воеводства (операция "Висла"). Монахи не стали исключением, монастырь потерял актуальность вплоть до 1990-х годов.



К Владимирскому собору примыкает силикатный домик времён Перестройки, очень неплохой, по мне так:



В соседнем домике:



А типовой ДК глядит фасадом как раз на площадь с вводного кадра:



Кристинопольские закоулки, в которые я углубляться уже не стал:



...Говорят, Червоноград разительно непохож на второй центр угольного бассейна Нововолынск (57 тыс. жителей), который я заснял лишь из окна автобуса - особенно впечатляет триптих униатской, православной и католической церквей. Его полробно исследовал darriuss, по сведения которого Нововолынск резко отличается от Червонограда чистотой и контингентом. Но в целом оба города по меркам Западной Украины вполне зажиточные. И как не трудно догадаться, от соседних районов отличаются гораздо большим процентом русскоязычного населения (в основном, думаю, из Донбасса) времён освоения углей.



И в завершение этого не в меру растянутого по территориям поста ещё одна достопримечательность - Львовские дороги:



Это как Кировские Дороги, только ещё хуже. Львовская область на всю Украину славится катастрофическим состоянием дорог, которое на большинстве направлений резко улучшается, стоит только выехать за её пределы. Единственное исключение - Киевская трасса, отремонтированная до состояния автобана к Евро-2012. Особенно ужасны дороги в Прикарпатье и на севере области - так, между Червоноградом и Нововолынском маршрутка стабильно держала скорость около 30км/ч. На фотографии - не подъездные пути, не задворки предприятий, не проезды во дворах - а трасса! Но говорят, дорога на Ужгород через Самбор хуже, чем это, просто на порядок:



А далее - "Быстро сварить обед и наступать на Сокаль!", который с Червоноградом почти соприкасается окраинами.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцкий замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Червоноград.
Сокаль.
Белз.
Немного Галиции.
Перемышляны.
Свирж.
Унев.

железнодорожное, дорожное, Львовская область, "Другая сторона", транспорт, Западная Украина, Лодомерия, индустриальный гигант, шахтёрское

Previous post Next post
Up