Юрьев-Польский был бы интересен и без домонгольского
Георгиевского собора - это классический среднерусский городок, пожалуй что эталон уездного города Средней России: церкви 17-18 веков, торговые ряды, мещанские дома, тишина и покой на грани забвения.
В прошлой части я уже показал кольцо валов времён Святослава Всеволодовича, опоясывающее древний собор. Это бывший кремль, и примерно треть его занимает Михаило-Архангельский монастырь, основанный всё тем же Святославом в начале 13 века. Вот так монастырь выглядит с центральной площади: на заднем плане хорошо виден краснокирпичный Троицкий собор, скрывающий миниатюрный Георгиевский храм за собой.
2.
Стоявший на древней Стромынской дороге, монастырь был достаточно богат, вёл собственную летопись, и возрождался несмотря на то, что его разрушали 4 раза: в 1238 (Батый), 1382 (Тохтамыш), 1408 (Едигей) годах и в Великую Смуту. Каменное строительство здесь началось в 16 веке, и наследие тех времён - западная стена с тремя башнями (1535), улица вдоль которой и ведёт к Троицкому собору. С других сторон монастырь охватывает декоративная ограда 17 века, довольно необычно проходящая под древним валом:
3.
С неё видны три монастырских храма: трапезная Знаменская церковь (1625), надвратная Иоанно-Богословская церковь (1670) и собор Михаила Архангела (1792-1806) - 4-й на этом месте и второй каменный. Ещё тут есть шатровая колокольня (1685-88) и жилой корпус - я видел дату 1763, но выглядит он лет на сто старше.
4.
Вид монастыря с крыльца Троицкого собора. Георгиевский собор на этом кадре - за спиной:
5.
Напротив входа в монастырь - мемориал Победы:
6.
Ворота под церковью - более узкий правый вход открыт, а более широкий левый давным-давно замурован и ныне служит музейной кассой и сувенирным магазином:
7.
Вообще, как я понимаю, монастырь не действует, и ансамбль мирно делят между собой музей и приходские храмы. Точнее, музеев тут несколько - основная экспозиция, Георгиевский собор, колокольня. Билет в каждый оплачивается отдельно, фотосъёмка (100 рублей) - во все сразу.
8.
Апофеоз этого сосуществования - Михаило-Архангельский собор, где экспозиция деревянной скульптуры выставлена прямо в действующем храме, и даже фотографировать её вне служб никто не мешает. Интерьер собора в основном новый, а помимо собственно скульптур запомнились гобелены:
9.
10.
Скульптура в русском православии - явление очень редкое, деревянными скульптурами традиционном славился Пермский край, а здесь они откуда - я даже не знаю. В основном скульптуры 18 века, но например Георгий Победоносец с кадра выше - работа Василия Ермолина (1471), восстанавливавшего Георгиевский собор. Возможно, просто каменные скульптуры древнего собора стали для местных мастеров образцом? Кто знает...
11.
Другая монастырская "деревяшка" - Георгиевская церковь (1718), перенесённая сюда в 1967-68 годах из села Егорье, где с 1565 года действовал свой монастырь. Точно не знаю, когда он был закрыт, но эта церковь - всё, что от него осталось.
12.
Пожалуй, это самая простая и функциональная, но вместе с тем очень изящная старинная деревянная церковь, что я видел:
13.
Ещё можно взойти на колокольню, по узким лестницам через две кельи на разных ярусах:
14.
15.
До революции она славилась своими колоколами, которых тут было 9. Два из них отлили ещё в 17 веке, ещё один - дар вдовы Анфисы Початовой в память о муже (то есть каждый звон этого колокола был его поминовением), а самый большой из здешних колоколов весил более 5 тонн... но всё погибло в советское время.
16.
Собор с колокольни заснять не удалось - он тупо не влезает в кадр. Будем двигаться от него по часовой стрелке - вот Знаменская церковь с жилыми корпусами, на заднем плане Троицкий собор и крест Георгиевского собора:
17.
Церковь Иоанна Богослова, напротив, отсюда смотрится лучше, чем с земли:
18.
Тоже обязательный атрибут "Золотого Кольца" - хотя Юрьев и наименее посещаемый среди его городов, всё же туристов тут по моим меркам очень много. Туристы судя по всему наши, и откуда-то не из столиц - опознаются по вселенской скорби на лицах...
19.
Древняя стена и центр города за валом:
20.
Георгиевская церковь, надколодезная часовня и торговые ряды за стеной. Дальше видны вертикали ещё двух монастырей: главка Введенского Никоновского и колокольня Петропавловского.
21.
А это - не грядки музейных работников, а старинный Аптекарский огород с лекарственными травами: в 18 веке такими обзавелись многие монастыри, включая Соловецкий. Тут, конечно, летом вид поинтереснее. На заднем плане - вал, памятник Святославу и купеческие лавки.
22.
Вдали - колокольня
Петропавловского монастыря, основанного в 17 веке и упраздённого в 1763 году. В 1843 местный купец Бородулин возродил обитель и проспонсировал строительство каменного храма. Впрочем, оба монастырских собора сейчас в руинах, выделяется лишь высоченная колокольня (1892-1902):
23.
Домики с обратной стороны. А в сущности, Юрьев-Польский совсем маленький:
24.
В общем, спускаемся в город:
25.
Вал отделяет от монастыря центральную площадь, и она в Юрьеве тоже интересна. Я привык к малым городам совсем другого типа - "купеческим республикам" Поволжья, Урала и Сибири. Для примера -
Хвалынск, городок одного калибра с Юрьевом. В тех городах бросается в глаза децентрализованность: каждый купец пытался перещеголять всех, каждый купец звал покупателей в первую очередь в свой магазин на первом этаже особняка, а как результат, старинные малые города Дальней России - это даже не ансамбли, а коллекции непохожих друг на друга домов один другого замысловатее.
В Ближней России же малый город - это довольно невзрачные домики, не столько купеческие, сколько мещанские, а то дворянские, и мощный комплекс торговых рядов:
26.
Большинству купцов тут просто не хватало ресурсов на развиитие собственных магазинов, торговля была в основном мелкой, и торговля не только купцы - в основном ремесленники, рыбаки, крестьяне с окрестных деревень. Торговые ряды тут построены в 1873-77 годах, и их четыре корпуса сгруппированы попарно - скорее всего, в одних торговали сельскохозяйственными товарами, а в другом - ремесленными и промышленными.
27.
Тем не менее, ряды тут очень живописны, один из лучших образцов жанра, что я видел:
28.
29.
30.
31.
32.
За рядами, если я не ошибаюсь, реальное училище (1913) - лучший, по-моему, образец гражданской архитектуры в Юрьеве:
33.
С его двора хорошо виден
Введенский Никоновский монастырь, основанный ещё одним учеником Сергия Никоном Радонежским. По сути - типичный для Владимирщины диптих летней Введенской (1763) и зимней Никольской (1666) церквей. Вторая очень интересно смотрится с обратной стороны, но я её увидел оттуда лишь мельком, из окна машины. Впрочем, цели обойти все храмы Юрьева у меня не было - они не слишком уникальны, а информации о них много.
34.
Дальше снова пошли по валу:
35.
Мимо Ленина:
36.
37.
Вал и современный городской базар:
38.
Впереди всё маячила высокая колокольня, к которой мы и направились:
39.
По мостику через тихую речку Колокшу:
40.
Ещё один типично владимирский диптих: Покровская церковь (1769) с пристроенной в 19 веке колокольней и Никитская церковь (1792-1808), которую я затрудняюсь даже по стилю класссифицировать - что-то между классицизмом и бажненовской псевдоготикой. Такие ансамбли - прямой наследник "
погостов-тройников": тёплая тесная "зимняя" церковь, просторная "летняя" да колокольня между ними. Все элементы разных эпох потому, что деревянные постройки заменялись каменными постепенно. В Юрьеве три таких ансамбля - уже упомянутый Никоновский монастырь и так и не увиденная нами пара
Рождественской и Борисоглебской церквей. В Покровской церкви же ныне покоятся мощи князя Святослава Всеволодовича, строителя Георгиевского собора.
41.
Ещё несколько кадров с юрьевским улочек, по пути к оставленной у торговых рядов машине:
42.
43.
44.
45.
В следующей части - ещё немного о Юрьеве и о сёлах и церквях по дороге на Ярославское шоссе.
Стромынка. Древняя дорога - Стромынь, Киржач и Кольчугино.
Юрьев-Польский. Георгиевский собор.
Юрьев-Польский. По городу.
Ополье. От Юрьева до Переславля.