Метро города Киева

Jan 20, 2013 21:20



Начну понемногу выкладывать фотографии, отснятые в Киеве осенью-2012 - в сентябре и ноябре. Это были мои  второй и третий приезд в Киев соответственно, в совокупности я тогда провёл в украинской столице неделю, и этого оказалось мало - как Москва или Петербург, Киев оставил ощущение бесконечности и неисчерпаемости. Постепенно, с перерывами, я ещё о много расскажу, от древнерусского до современного, и о своём восприятии Киева - тоже. Но для начала - мои впечатления о Киевском метро, третьем по возрасту (1960 год) и размеру (66км) в бывшем Советском Союзе. Кроме того, сам не понимаю, от чего, но в метро всегда особенно хорошо видны лица, поэтому в какой-то степени это пост и о самих киевлянах.

Сразу же оговорюсь, что не претендую на какую бы то ни было всеохватность и не ставлю задачу показать все станции Киева - ведь их 51 штука. И ещё: тут наверняка есть неточность, ибо я не спец в данной теме, исправления и замечания принимаются!

...Губернский Киев, чья экономика на рубеже 19-20 веков переживала вертикальный взлёт, был в числе первых городов Российской империи, озаботившимся строительством метро. Первый проект подземки от речного порта к вокзалу был представлен ещё в 1884 году, когда метрополитены и были-то всего в 3 городах (Лондоне, Нью-Йорке и Афинах). Киев тут вообще был донельзя прогрессивен - именно в нём открылся первый в империи трамвай (1892), строились первые (наряду с Москвой) небоскрёбы (т.е. от 8 этажей и выше, по классификации той эпохи). О проекте метро здесь вспоминали не раз, до серьёзных работ дело дошло лишь в 1938 году - раньше, чем в Ленинграде (1941). Вернулись к строительству после войны в рамках восстановления города, но шло оно медленно, и вместо запланированного 1950 года Киевский метрополитен открылся в 1960 году (этот факт пусть греет жителей Омска и Челябинска!).

С тех пор метрополитен разросся до трёх линий по обе стороны Днепра, образующих в центре ярко выраженный пересадочный контур: красная Святошинско-Броварская (22,7км, 18 станций), синяя Куренёвско-Красноармейская (17 станций, 19,4км), зелёная Сырецко-Печерская (23,7км, 16 станций) - длина где-то на 1/3 меньше московских линий, но станции понатыканы чаще. Роль "кольцевой" выполняет городская электричка (которую я не тестировал). Обратите внимание, что помимо схемы метро и карты прилегающего района здесь изображён и профиль станции - об этом позже:

2.


Как и в Москве, и в Питере, киевский метрополитен отличается парадными наземными вестибюлями. В Москве на площади трёх вокзалов вестибюль "Комсомольской" легко принять за четвёртый... а в Киеве почти так же! Вернее, вестибюль тут делит здание с пригородным вокзалом (1954-55), становясь чем-то вроде вокзала метро:

3.


Вестибюли других старых станций попроще, но тоже внушительны. "Арсенальная":

4.


Университет:

5.


Вокруг входов на станции места как правило бойкие, с многочисленными палатками, пирожками, газетными киосками, агитаторами всех украинских партий, но масштаб совсем не московский, и характерных для Москвы и Питера "гадюшников" как-то нет.
Интерьеры вестибюлей тоже хороши - это опять "Университет":

6.


Впрочем, вестибюли есть только у старых станций и станций на поверхности, у остальных просто подземные переходы. Впрочем, местами красиво оформленные - как, например, "Олимпийская":

7.


Проезд - по жетонам и пластиковым картам, которые я как-то забыл заснять. Цена смешная - 2 гривны за поездку, то есть 7-9 рублей (в зависимости от курса в разные годы): у нас в областных центрах автобус дороже. Но более того, до 2008 года проезд стоил 50 украинских копеек, то есть около 2 рублей! Говорят, это был самый дешёвый метрополитен в мире, а уж в Европе - точно. Билеты продают в кассах и автоматах:

8.


Центральные и новые станции снабжены новыми турникетами... ну как новыми, в 2004 они уже стояли. Однако на большинстве станций турникеты советские.

9.


Под лёгкую классическую музыку, читая рекламные вывески на стенах и лампах, отправимся вниз. И вот дальше начинается самое интересное, особенно на центральных станциях:

10.


Киевский метрополитен уступает питерскому по средней глубине: здесь 6 станций на поверхности, 25 мелкого заложения и 20 - глубокого. Но дело в том, что глубины Киева разнятся так же, как и высоты, и центральные станции тут самые глубокие в мире. Как результат, фирменно киевская фишка - эскалаторы с пересадкой:

11.


То есть встречаются такие, конечно, и в Москве - но здесь они не просто встречаются, а образуют тенденцию.  К тому же если в Москве такая "пересадка" обычно является общим выходом двух станций на разной глубине, в Киеве пересадка ТОЛЬКО с одного эскалатора на другой. Обычно эскалаторы сообщаются через вот такие вот купольные залы - этот, например, на "Печерской":

12.


"Арсенальная" из первой очереди - самая глубокая метростанция мира, 105,7 метров от поверхности. Говорят, более глубокие станции могут скрываться в метрополитене Пхеньяна, но проверить это пока невозможно. "Арсенальная" ещё и единственная в бывшем СССР станция "лондонского типа" - у неё есть платформы и небольшой зал у эскалатора, но нет центрального зала.

13.


Но чудесный киевский рельеф берёт своё - и на той же самой (красной) Святошинско-Броварской линии на левобережье Днепра станции выглядят так ("Черниговская"), конечная "Лесная" так и вовсе на эстакаде:

14.


Днепр совсем не случайно стал самым популярным эталоном ширины, и метро пересекает его 3 станциями. Дело в том, что напротив центра Киева протянулась цепочка длинных островов, занятых в основном парками. И вот тут, при взгляде с гор, это хорошо видно: вдали просмативается навес станции "Левобережная", чуть ближе - станции "Гидропарк" на острове, а деревья скрывает станцию "Днепр" у самого подножья:

15.


Вид из окна вагона на Русановском мосту, между "Левобережной" и "Гидропарком". В кадре - Воскресенский Патриарший собор, самый молодой из великих храмов Киева. Дело в том, что в 2002 году в столицу переехала из Львова митрополия Украинской греко-католической церкви, и этот собор - прямой наследник львовского Святоюра. Необычная архитектура, которую darriuss обозвал "православный хай-тек". А вообще-то с метропоездов прекрасна видны и Лавра, и Подол.

16.


Парки киевских островов - это конечно здорово. Находиться одновременно в самом сердце мегаполиса - и как бы вне его. Сам Гидропарк пал жертвой своей популярности, до отказа заполнившись всякми шашлычницами, но в других парках-на-островах ещё много тихих уголков. Со станции "Гидропарк" впереди хорошо видны Большая Лаврская колокольня (слева) и небоскрёбы в центре (справа):

17.


Левобережный участок был пущен двумя очередями - в 1965 и 1968 годах. А вот станция "Днепр", крайняя на правом берегу - ещё из первой очереди, то есть как и замышлялось в 1884, Киевский метрополитен связал берег с вокзалом. Это было, наверное, очень красиво - 5 лет конечной служил такой вот "балкон", скорее всего олицетворявший Причал:

18.


В 1964 году украшенный скульптурами "Мир" и "Труд". Открытый в 1965 году на месте взорванного в Гражданскую войну Цепного моста (некогда крупнейшего в Европе) Мост Метро на самом деле и автомобильный тоже:

19.


В тот период здесь находилось небольшое депо, куда вагоны завозили по  трамвайным рельсам, а под "балконом" был поворотный круг и лифт, позволявший поднять наверх один вагон... ныне от него почти ничего не осталось, даже трамвайных путей. Да и сама станция наименее загруженная в Киеве, и является скорее украшением города.

20.


Однако вписанный в склон вестибюль здорово впечатляет:

21.


Особенно при взгляде с платформы:

22.


Следующая станция - "Арсенальная". Все остальные старые станции устроены похожим образом - маленький зал, мощные пилоны и оформление, отдалённо напоминающее "синюю" ветку в Москве. Не знаю, зачем их построили на такой глубине - возможно, свойство грунтов, а возможно - "завтра война!?". Дальше будут "Крещатик" (о котором позже), "Театральная" (пущена в 1987 году), "Университет":

23.


И "Вокзальная" - конечной она пробыла всего 3 года:

24.


Пока ни открыли "Политехнический институт" и "Шулявскую" (изначально "Завод Большевик"):

25.


До "Святошина" линию дотянули в 1971 году, причём там метро ещё раз выходит на поверхность - виадуком над железной дорогой, изнутри совершенно незаметным. В те годы в Киеве, как во многих других городах, строились "сороконожки" - но к счастью, ни одной совсем уж типовой тут нет - вот скажем "Нивки":

26.


Две конечные станции - "Житомирская" и "Академгородок" ( Новосибирску бы станцию с таким названием!) открылись в 2003. Вообще, как ни странно, при бедности Украины и бюджетности собственных билетов, Киевское метро активно строилось и в последние десятилетия: из 51 станции после распада СССР пущены 20 (то есть больше трети!), новые открывались почти каждый год даже в 1990-е... Ясно, конечно, что многие из них были начаты ещё в советское время, но  именно в постсоветское время в Киевском метро сформировалось несколько очень узнаваемых типов. Станции типа "Академгородка" - двухэтажные, и лоджии над путями сделаны специально для магазничиков. Таких станций в Киеве три или четыре, а на "Академгородке" ещё и архитектура здорово напоминает Харьковское метро:

27.


Вот ещё пара примет киевского стиля в метро. Как и в Харькове, тут любят мудрёные формы светильников - но если харьковчане увлеклись футуризмом, киевляне любят разнообразие:

28.


Ещё одна киевская "фишка" - оформление названий. Почти на всех станциях этот, казалось бы, утилитарный элемент сделан как-нибудь необычно, и будь я киевлянином - проехался бы по всему метро и сделал подборку конкретно с этими штуками. Если таковая уже есть - покажите!

28а.


Но вернёмся пока в центр, на станцию "Крещатик" - она устроена примерно так же, как "Университет" и "Вокзальная", но с такими вот панно под Петриковку:

29.


Это место примечательно переходом, начало которого представляет собой типично московскую "трубу", ощутимо удущую под уклон, а конец - оклеенные рекламой зигзаги. Устроен он предельно мудрёно, поэтому отсылаю к википедии:
В середине зала станции расположены 6 проходов-галерей, по которым можно перейти на станцию «Площадь Независимости». Три прохода над платформой в сторону станции «Театральная» соединены с эскалатором. Этот переход, открытый в 1976 году, в часы пик работает лишь в одном направлении - со станции «Площадь Независимости» на «Крещатик». Еще три прохода (над платформой в сторону станции «Арсенальная») соединены с пешеходным тоннелем, по которому переход осуществляется также лишь в одном направлении - со станции «Крещатик» на «Площадь Независимости». Второй пересадочный узел был открыт в 1986 году, после того, как выяснилось, что первый переход между линиями не справлялся с пиковым пассажиропотоком. - ну в общем вы поняли...

30.


"Площадь Независимости" (менявшая названия вместе с площадью) пущена в 1976 году, и как мне показалось, это самая загруженная станция в Киеве. Упакованные в рекламу колонны косвенно это подтверждают: вообще, рекламы в Киевском метро много, но по сравнению с 2004 годом - её тут почти и нет.

31.


Северный участок "синей" Куренёвско-Красноармейской линии построен в 1970-80-е, и под Подолом опять же скрываются "сороконожки". Но как можно убедиться, даже из "сороконожки" реально сделать нечто красивое и небанальное - вот скажем "Почтовая площадь":

32.


Хотя самая примечательная станция на севере - "Минская", с белорусским орнаментом по своду (показательно, к слову, что на востоке в Киеве есть "Черниговская" и "Харьковская", на западе - "Житомирская", и только юг остаётся неприкрыт):

33.


Хотя у синей ветки интересен именно юг - эпоха вроде бы та же, но насколько самобытнее архитектура! "Олимпийская" (изначально "Республиканский стадион") открылась в 1981 году:

34.


"Дворец Украина" (изначально "Красноармейская", что в общем хорошо видно) - в 1984:

35.


"Лыбедская" (изначально "Дзержинская") с самыми необычными пилонами, что я когда-либо видел, открылась тогда же, и в 2004 я застал её ещё конечной:

36.


А вот следующие 5 станций ударными темпами открыты в 2010-12 годах, и их облик подчёркнуто современен: довольно невзрачные, сверкающие и пахнущие новизной, оснащённые по последним евростандартам лифтами для инвалидов... кабы ни публика, легко подумать, что снято где-нибудь в Германии:

37.


Конечной станции "Ипподром" я не застал ещё в сентябре, а в ноябре она уже появилось, но поезд туда ходил почему-то по челночной схеме. Тут стоит добавить, что как и в Москве, в Киеве поезда часто идут в депо, которое находится далеко не на конечной, и к вечеру на такой поезд попадаешь едва ли не чаще, чем на полномаршрутный - а потому на "Ипподром" мы с nin_gen, не покидая синей линии, добирались с двумя пересадками. Но она того стоила - ассиметричная двухэтажная станция. Нигде в других городах такого не видел:

38.


Наконец, перенесёмся на зелёную Сырецко-Печерскую линию - самую молодую (пущена в 1989 году), самую длинную по километрам (24,7) и самую короткую по числе станций (16). И учитывая "инерцию" метростроения, это финальный аккорд советской метроархитектуры Киева, её апогей. В 1987 году на красной линии между  "Университетом" и "Крещатиком" вклинилась станция "Театральная", а в 1989 с неё открылась пересадка на станцию "Золотые Ворота" - и для Киевского метро она стала примерно тем же, чем для московского - "Комсомольская", а для  питерского - "Автово", то есть станцией, которая почти официально считается "самой красивой":

39.


Очень люблю, когда в метроархитектуре обыгрывается Средневековье, и сделать станцию метро в виде дворца какого-нибудь Ярослава Мудрого (ведь был же у него каменный чертог!) - действительно, круто. Сказывается и Перестройка - над эскалатором Михаил Архангел, в арках пилонов князья да святые. По духу же явно ближе к старым станциям, типа "Киевской" в Москве. Вот такой вот истинно киевский заворот культур:

40.


"Дворец Спорта" - также из первой очереди, и как раз-таки довольно невзрачна, зато через "Площадь Льва Толстого" сообщается с синей веткой:

41.


Последняя же в первой очереди "Кловская" в торце украшена статуей клетки (!) - напоминание о первоначальном названии "Мечникова":

42.


Следующий участок, до "Выбудичей", пустили уже в 1991 году - первые станции независимой Украины, хотя и явно построенные ещё при Советах. На что намекает "Печерская", я так и не понял - но явно не на Лавру:

43.


А от "Выдубичей" не пытайтесь попасть в Выдубецкий монастырь - по карте-то они в пешей досягаемости, но вот через гору между ними хрен перелезешь (или хрен тропку найдёшь):

44.


В 1990-е "зелёная" линия прирастала в среднем одной станцией в два года, причём как на юг, так и на север. Явно с советского задела были открыты несколько станций за Днепром, который поезд пересекает по Южному мосту - мы ехали уже в темноте, поэтому вдали видели лишь огоньки города на горах, а днём оттуда наверное интересные виды. В плане конструкции же на этом участке находится, пожалуй, самая необычная станция Киева - "Поздняки":

45.


Мало того, что двухэтажная, так ещё и абсолютно ассиметричная - лишь с одной стороны не только балконы, но и колонны, да и стены оформлены совершенно по-разному. Нет, всё-таки не зря я считаю, что Киев - город победившего постмодернизма!

46.


До предпоследней "Бориспольской" линию дотянули в 2005 году, а год спустя ещё и влепили туда станцию "Вырлица" - умеренно кривую:

47.


Последней на "зелёной" линии открылся "Красный Хутор" - в 2008 году. Зачем - никто не знает, так как строить здесь негде, неподалёку обитает жутко стратегическая Рембаза, где ремонтируют не абы что, а бронетехнику. Вроде бы линию будут загибать на север, где она сомкнётся с "красной". Пока же очень впечатляюще смотрятся метровходы практически в чистом поле. Говорят, летом очень удобно - туристу можно жить в этом лесу в палатке, а в город ездить на метро. Рядом понаросли ларьки и лежбище маршруток:

48.


Сама станция монументальна, и над ней сделано что-то вроде застеклённого балкона, с которого открывается вот такой вид:

49.


Поезда здесь, как видите, стандартные для советских метрополитенов, в основном 1970-х годов Мытищенского завода. Есть и более продвинутые двух серий - одни выпускает Кременчуг, другие ("Славутич") - совместно Петербург и "Шкода", какие запечатлел я - так и не понял:

50.


51.


Всего в Киевском метрополитене 774 вагона в 5-вагонных составах - и потому особых различий с Москвой в интервале не ощущается... точнее, они конечно есть, но в пределах восприятия: в час-пик поезда тут ходят как в Москве в межпиковое время, а в межпиковое - как в Москве к полуночи. Ждать поезда средь бела дня по 5-7 минут тут не приходится. Столпотворение в вагонах и на станциях, правда, похлеще московского. В вагонах и на станциях (особенно старых) довольно душно и грязновато, в переходах и опять же вагонах много попрошаек, причём даже такой реликт, как ребята с гитарой, распевающие то Цоя, то солдатские песни.... Но как и в Москве (извиняюсь за количество сравнений в одном абзаце) - имеются "фирменные" поезда:

52.


А напоследок - пара кадров из вагонов. В вагонах висят экранчики, транслирующие поочереди рекламу, розыск, красивые кадры с природой и городами и очень забавный мультик про казаков. Рекламы с 2004 года сильно поубавилось (тогда даже схема висела лишь на стекле), но все ещё много. Но главное, ради чего я снимал эти кадры - лица Киева, так похожие и так разительно непохожие на лица Москвы, Петербурга, Минска, Новосибирска, Казани...

53.


54.


О Киеве я ещё много могу рассказать... Из относительно небанального (половина из которого банальна с точки зрения киевлян, но я-то москвич!) у меня есть материалы для постов про:
- Бабий Яр и Кирилловскую церковь.
- Парк "Киев в миниатюре".
- Киевскую крепость (4 поста, так как фактически речь про весь Печерск).
- ВДНХ и сельхозакадемию.
- Выдубичи.
- Китаево.
- Большой поход по закоулкам Подола и окрестным горам.
- Пейзажную аллею.
- Что-то ещё, навскидку не  вспомню.
Ну и конечно София, Крещатик, Майдан, Дом с химерами, Андреевский спуск и "фасад" Подола... короче, даже не хочу планировать. И вряд ли буду рассказывать подряд - скорее, вот так, делать по несколько постов в ожидании других поездок (ближайшая будет в Калининград в первой половине февраля).

метрополитены, транспорт, дорожное, Центральная Украина, Киев, ВКЛ

Previous post Next post
Up