Продолжаем поход вдоль Киевской крепости - системы укреплений 18-19 веков, разбросанных по всему Печерску.
В первой части (там же - история и карта) мы дошли от метро "Арсенальная" до Киево-Печерской лавры, которая сама по себе была центром Киевской крепости. Во второй части погуляем по самой Лавре и окрестностям, с упором на укрепления и закоулки.
Устройство бастионов, возведённых в 1706-12 годах французским инженерами (изначально под руководством Мазепы) вокруг Лавры и Арсенала лучше всего видно на гуглокарте - такая характерная для той эпохи многолучевая звезда. Против часовой стрелки: Павловский, Спасский, Петровский, Успенский, Кавалерийский, Андреевский, Александровский, Семёновский и Рождественский бастионы. В 1830-е годы, при строительстве Новой крепости, Старая Печерская крепость была реорганизована в Печерскую цитадель:
2.
На местности всё куда как прозаичнее - вот Спасский и Петровский бастионы по разные стороны Лаврской улицы:
3.
Спасский бастион, прикрывающий церковь Спаса на Берестове (1096, 1643), мы осмотрели в прошлой части. Дальше, какими-то заросшими тропами,
nin_gen повёл меня под гребню Павловского бастиона, мимо руин порохового погреба (1748), заброшенного с 1885 года:
4.
К крепостным стенам Лавры, построенным в 1698-1701 годах по указу Мазепы. Стены охватывают только Верхнюю лавру, то есть чуть более трети всей её гигантской территории, но их длина - 1280м, для сравнения с Россией это размер небольшого кремля.
5.
По углам располагалось 5 башен, из которых уцелели четыре. За Павловским бастионом - Малярная башня, самая труднодоступная к осмотру. За башней - бывшая переплётная (1903), а внутри общежитие:
6.
На позапрошлом кадре видно, как стена упирается в церковь. Это надвратный храм Всех Святых, построенный Мазепой одновременно со стенами и де-факто служивший въездной башней. А заодно - шедевр "мазепинского барокко" с гербом Мазепы над входом. Слева торец гостиницы (1906, видимо изначально паломнической), на заднем плане Большая Лаврская колокольня (1731-45), самая высокая в православном мире (96,5м), если считать без шпилей (со шпилем выше Петропавловский собор в Петербурге и ещё несколько колоколен в России):
7.
Основной вход в Лавру - с другой стороны, через Троицкую церковь, и там я входил в 2004, а в этот раз мы оттуда выйдем. Во Всехсвятскую церковь, наверное, стоило зайти - там очень красивые росписи времён постройки, но Лавра всё же не была основной целью похода, а день в ноябре короткий. Всё-таки очень люблю украинское барокко:
8.
Улочка ведёт прямиком к Успенскому собору. Слева Экономический корпус (1720-23):
9.
Справа корпус клирошан (1846) и ремесленные кельи - старая лаврская промзона:
10.
А в окнах Экономического корпуса - совсем не монашество:
11.
Угол Лавры между Экономическим корпусом и Павловским бастионом по сей день, несмотря на "агрессивную" репутацию настоятеля, занимает Национальная академия кадров культуры, корпуса которой находятся по обе стороны Всехсвятской церкви. Туда-то, вдоль той же самой "мазепинской" стены, изнутри покрашенной и поновлённой, мы и направились:
12.
Тут, наверное, летом хорошо, да и осенью в общем неплохо. Маленький корпус вдали - старая переплётная (1757):
13.
Лаврская котельная начала ХХ века, она же корпус №100. А за ней - Онуфриева башня, самая крупная в "мазепинских" укреплениях, название получившая по церкви Святого Онуфрия, которой являлась в мирное время. По легенде, в ней во время визитов в Лавру жил и сам Мазепа.
Посмотреть на интерьеры башни можно здесь.
14.
Ниже - бывшая Словолитная мастерская (1863), где изготовлялись шрифты для монастырской типографии... и всё та же стена.
15.
Мощное здание на переднем плане - сама типография 18 века. По сути внутри Лавры находился целый книжный завод с несколькими цехами, основанный в 1615 году. Вид на типографию неё с другой сторооны, с главной площади - второй этаж надстроили позже, и его пришлось укреполять контрфорсами.
16.
Можно было бы пройти напрямик, но вместо этого пошли непосредственно к главной площади Лавры. Вот так со двора выглядит Ковнировский корпус (1721-27, 1744-46), названный в честь зодчего -
Степан Ковнир создал немного, но остался одним из лучших мастеров украинского барокко.
17.
Это лучше видно по фасаду. Ковнировский корпус служил проскурницей и книжным магазином типографии:
18.
Лавра... Рассказывать про неё - то же самое, что рассказывать про Московский кремль. Первую келью здесь выкопал в 1040-е годы монах Илларион, в 1051 году ставший митрополитом. Но "свято место пусто не бывает" - в келье поселился монах Антоний из Любеча, прежде прошедший Афон, к нему вскоре присоединился Феодосий из Курска... и в общем официально монастырь тут был учреждён в 1061 году, и населяли его тогда всего 12 монахов. Лавра не была первым монастырём Руси - но быстро стала главным. Более того, до 1744 года (когда аналогичным статусом наделили Троице-Сергиев монастырь в Подмосковье) это была единственная Лавра восточно-славянского мира. Ныне это с большим отрывом крупнейший христианский монастырь Земли (около 30га - примерно с Московский кремль), главная восточно-славянская святыня. И несмотря на все набеги, смуты, войны, попытки переподчинения греко-католикам (1596-98), история Лавры прерывалась лишь в ХХ веке - в 1930-42 и 1961-88 годах.
19.
В общем, киевлянам виды Лавры давно уже набили оскомину, но я не мог не задержаться на площади хотя бы на полчаса.
20.
Успенский собор, заложенный в 1073 году, много раз перестраивался (последний - в 1718-29 годах после пожара), и был разрушен в 1941 году. Одни говорят - по приказу Эриха Коха, чтобы скрыть следы разграбления; другие - советскими партизанами, чтобы там завалило президента Словаки Тисо. Обе версии звучат неубедительно, обе - ангажированно, обе имеют свои подтверждения, но противоречат здравому смыслу. Сейчас, когда многие в украинской интеллигенции считаются Гитлера "меньшим злом", версия о подрыве собора партизанами, само собой, стала практически официальной. Киев в ХХ веке потерял 3 из 6 своих главных соборов - Никольский военный (см. прошлую часть), Михайловский Златоверхий и Успенский (уцелели, соответственно, София, Андреевский и Владимирский). Два из них воссозданы - Успенский в 1995-2000 годах:
21.
А изначально он выглядел примерно так:
21а.
Рядом огромная Трапезная с церковью Антония и Феодосия Печерских (1893-95):
22.
У подножья - могила Столыпина, рядом с которой происходило служение (обратите внимание, кстати, на батюшку-с-зеркалкой), и я так и не понял, к чему оно было приурочено:
23.
24.
От апсиды Антоние-Феодосиевской церкви вниз уходит уже знакомая нам "улочка под контрфорсами". Вниз мы спускаться не стали, а за оградой напротив Типографии - Иконописный корпус (1880-83):
25.
Со двора которого открывается вот такой вид на Нижнюю лавру за крепостной стеной. Вдали - Родина-мать, а постройки за стеной - корпуса паломнической гостиницы с церковь Всех Скорбящих Радости (1870). Жёлтенький домик внизу - библиотека Киевской духовной академии. Наверху - Воскресенская "афганская" церковь и дворец генерал-губернатора, к которым мы ещё подойдём:
26.
Левее, ещё в пределах стен - монастырская баня, а за ней церкви на Ближних и Дальних пещерах:
27.
Самый открыточный вид Киева, который только можно себе представить... только в серых тонах. Крестовоздвиженская церковь (1700) в "казацком" вариант украинского барокко и 27-метровая колокольня (1763) отмечают Ближние пещеры. Вдали - мост Патона (1953, длина 1523 метра):
28.
Дальние пещеры - тоже часть Лавры. Церковь Рождества Богородицы (1696) с приделами (1767), 40-метровая колокольня (1761). Именно пещеры дали название Лавре ("Киевская пещерная"), в них похоронены полторы сотни святых, самые известные из которых - Нестор Летописец (автор "Повести временных лет") и самый что ни на есть Илья Муромец (правда, жил богатырь лет на 100 позже, чем гласят былины) - оба в Ближних пещерах. В пещерах я был ещё в свой самый первый приезд в Киев весной 2004 года, в этот раз туда не пошёл.
29.
Возвращаеся на главную площадь. Под навесом - обломок подлинного Успенского собора. Справа и слева - корпуса келий начала 18 века, прямо по курсу - Троицкая надвратная церковь.
30.
Мы ещё немного погуляли по лаврским закоулкам, но не буду перегружать пост. Покажу только не слишком известный объект - памятник Константину Ипсиланти, греческому аристократу, господарю Молдовы (1799-1802) и Валахии (1802-1806), борцу за независимость Греции, после разоблочания турками скрывавшемуся в России и всего несколько лет не дожившему до греческой войны за независимость (умер в 1816 году). Похоронен он был в Георгиевской церкви, снесённой в 1934 году, памятник (1818) тогда перенесли в Успенский собор, а уже в 1990-е годы в буквальном смысле собрали из обломков, найденных ещё в 1950-е в руинах собора.
31.
Покидаем Лавру. Вход для туристов сюда платный, но так как в Лавре уживаются (не то чтобы мирно) монастырь, музей и академия, сюда легко проскочить, прикинувшись студентом или паломником. Для настоящих паломников и студентов есть, впрочем, и обратный риск.
32.
Троицкая надвратная церковь построена в 1106-08 годах, нынешние формы приняла в 1720-30-е, как и почти вся Лавра. Наружные росписи у неё были с момента основания, последний раз обновлялись в 1901 году. Здесь, как уже говорилось, я входил в Лавру в 2004.
33.
И уже тогда приметил грандиозный (168х135 метров) Арсенал Киевской крепости, построенный в 1784-98 годах:
34.
Впрочем, об Арсенале подробнее я расскажу в следующей части, пока же пойдём вдоль Лавры на юг. На углу - башня Ивана Кущника, ещё один элемент "мазепинских" укреплений. Иоанн Кущник - христианский святой 5 века, небесный покровитель Ивана Мазепы, и церковь в его часть гетман хотел устроить на втором ярусе башни. Чуть дальше есть ещё и Часовая башня, почти такая же внешне, до которой мы забыли дойти (да и часов на ней нет уже лет 200).
35.
Напротив - церковь Феодосия Печерского (1698-1703), ныне Феодосиевский ставропигиальный монастырь Киевского патриархата. Между двумя патриархатамми - Московским и непризнанным Киевским - борьба за Лавру идёт с момента раскола.в 1992 году, так что это в каком-то смысле Киево-Печерская контр-Лавра:
36.
Старая водонапорная башня (1879) в 2010 перестроена в храм Сергия Радонежского. "Ленточка" на переднем плане, по словам
nin_gen - единственный на Украине памятник умершим от СПИДа. А здание на заднем плане - соответственно, единственная на Украине клиника помощи ВИЧ-инфецированным.... которую то ли уже выселили, то ли почти выселили из Лавры. Оказалось она там случайно - в советское время этот корпус занимал соответствующий институт. Сам по себе факт "выселения" ещё не был бы смертелен (в прямом смысле слова...), но как я понял из СМИ, киевские власти оказались не в состоянии предоставить клинике новое здание. От правления Лавры ждать христианского человеколюбия как-то тоже не приходится (тем более если бы СПИД существовал сто лет назад, более чем уверен, что в сёлах умерших от него бы хоронили на выселках, рядом с некрещёнными и самоубийцами). В общем, отвратительная история. В ноябре её обсуждал весь Киев, и хорошей развязки ждать как-то не ждётся...
37.
Чуть дальше - памятник "афганцам": на Украине они вообще как-то особенно заметны и проникновенны.
38.
Напротив - Воскресенская Афганская церковь (1701), бывшая храмом для мирян, живущих при Лавре. "Афганской" она стала во время реставрации в конце 1980-х, и официально считается мемориальным храмом памяти погибших на той войне.
39.
Рядом дворец генерал-губернатора конца 18 века - изначально резиденция военного губернатора Киева (то есть - мозговой центр Киевской крепости), затем генерал-губернатора - в Киевское генерал-губернаторство (созданное в 1832г.) входили Киевская, Подольская и Волынская губернии, то есть большая часть Правобережной Малороссии.
40.
А там недалеко и до южной границы Старой Печерской крепости - Верхних Московских ворот (1765):
41.
Есть ещё Нижние Московские ворота - но к ним мы подойдём лишь в следующей части. К территории Лавры здесь примыкает Национальный музей Великой Отечественной войны, фактически второй Парк Славы, причём гораздо более крупный. Вид на Московские ворота оттуда, то есть "снаружи":
42.
Напоследок - общий вид Лавры из окна поезда в июле. Все постройки знакомы:
43.
На правах дисклеймера: понимаю, что сам факт упоминания Московского патриахата является готовым набросом, поэтому должен предупредить - за хамство, оскорбления в адрес разных стран и народов, слово "рашка" - бан без разговоров, а если с разговорами - то в порядке снисхождения.
Кроме того, прошу достопочтенных киевлян учесть, что будучи в таком большом и красивом городе гостем, легко понаделать неточностей в описаниях. Просьба указывать на них вежливо, хамство в мой адрес - тоже хамство.