София Киевская. Часть 3: собор

Jan 31, 2013 01:12



В первой части мы любовались Киевом с колокольни Софийского собора, во второй - бродили круг да около, ну а в третьей пройдём на соборный двор и внутрь храма. Киевская София, конечно, и так всем известна, во френд-лентах светится регулярно и даже в ВКН ЮНЕСКО вошла ещё в 1990 году, вместе с Московским кремлём, Петербургом, Кижами и Хивой. Но это - сердце Древней Руси, краеугольный камень всех её потомков, и потому не рассказать о ней в своём журнале я не могу.

Историю Софийского собора я уже рассказал в прошлых частях, но сейчас повторюсь. По легенде, в год Крещения Руси были заложены три деревянных Софийских собора в Киеве, Новгороде и Полоцке - "сыновья" Софии Константинопольской, главного в те века храма всего христианского мира. В 11 веке они отстроились в камне, и в Киеве София стала вторым каменным храмом после Десятинной церкви (988). Та была главной в Городе Владимира, а София стала главной в гораздо более крупном Городе Ярослава. Её строили приглашённые византийцы - но сама Византия подобных храмов не знала:

2.


13-главый собор с лестничными башнями, охваченный двумя рядами галерей. С башнями и галереями всё вполне ясно - климат требовал более толстых стен, поэтому лестницы были вынесены в отдельные башни; галерея делалась для беспрепятственных крёстных ходов в дожди и метели. А вот 13 главок в виде пирамиды стали чем-то вроде "наглядного пособия" для вчерашних язычников: Христос - 4 евангелиста - остальные апостолы. Новгородцы, когда строили в камне свою Софию, решили, что 13 главок - перебор, оставив только Христа и евангелистов. Так и родилось русское пятиглавие:

3.


София оказалась одной из немногих церквей, переживших монгольское нашествие, и оставалась сердцем средневекового Киева. Тут кто-то спрашивал - неужели в Киеве ничего не осталось со Средних веков? Но в том-то и дело, что в сдувшейся княжьей столице, превосходившей давным-давно Париж и Лондон, новых храмов просто не требовалось: до 17 века, когда Киев вновь пошёл в рост, София и несколько уцелевших церквей, а также Лавра, вмещали всех прихожан. А Киевская митрополия (полное название - Киевская, Галиция и всея Руси) с 1458 года базировалась в Вильнюсе.

4.


...потому и Киевский митрополит Михаил Рогоза, в 1595 подписавший Брестскую унию, к Киеву не имел почти никакого отношения. Киевская митрополия с этого момента стала греко-католической, и в Речи Посполитой началось триумфальное шествие новой конфессии... споткнувшейся как раз о Киев. Греко-католики, которым сразу же передали Софию, так и не смогли завладеть Киево-Печерской Лаврой, православные нашли себе хорошую защиту в лице казаков, которые не гнушались и физической расправой над чересчур рьяным униатами, и наконец в 1620 году Иерусалимским патриархом была образована уже православная Киевская митрополия во главе с митрополитом Иовом (Борецким), чьей резиденцией стал соседний Михайловский Златоверхий собор. Эту историю, впрочем, я рассказывал уже в прошлой части, и кончилась она тем, что в 1633 году греко-католики оставили Софию, польский король признал легитимность православной митрополии на своих землях, в 1637 году сдался последний киевский оплот униатства - Выдубицкий монастырь, а в 1654 году и сам Киев вошёл в состав православного Русского Царства. На западных землях же к началу 18 века греко-католичество полностью вытеснило православие, и было ликвидировано Россией уже в 1830-е годы, но прекрасно себя чувствовало в Австро-Венгрии, откуда и вернулось в Киев уже в наше время. Киевская митрополия же с 1688 года окончательно подчинилась Москве, и примерно тогда же в Софийском соборе началась масштабная реконструкция.

5.


Несмотря на внушительный размер (42х55 метров), София невысока (29 метров) и даже приземиста, а во всей красе оценить её можно лишь сверху. Соборный двор, стены и ворота которого я показывал в прошлой части - это фактически Киевский кремль с периметром около километра, а во внешний мир обращена колокольня:

6.


Её историю я уже рассказывал в первой части, но сейчас повторюсь. Она возведена в 1697-1706 годах на средства гетмана Мазепы, и в Киеве играла ту же роль, что Адмиралтейская игла в Петербурге, замыкая перспективы от всех городских ворот... впрочем, построена она была с ошибками, и её верхние ярусы пришлось перекладывать уже в 1740-е годы. В 1806 году в колокольню ударила молния, и к 1812 её верхушка была перестроена в "петербургском" духе со шпилем. Окончательный облик она приобрела в 1851-52 годах, когда был надстроен 4-й ярус с грушевидным куполом. Тем не менее, что колокольня перестраивалась трижды, совсем не заметно - потрясающе цельная и выдержанная в духе "высокого" украинского барокко, на мой взгляд это красивейшая колокольня Украины. К тому же одна из самых высоких - 76 метров.

7.


Особенно хороши детали - такую пышность без аляповатости ещё поискать:

8.


О внутреннем устройстве колокольни и видах с неё - см. первую часть:

9.


Сама же София, на первый взгляд, перестроена до неузнаваемости. Хотя на самом деле всего-то: переделали главки, заложили кирпичом и надстроили ещё парой главок обводные галереи да лепнины поналепили.

10.


На мой взгляд получилось довольно громоздко:

11.


Достаточно сравнить с новгородской "сестрой", судьба которой, впрочем, была гораздо завиднее:

12.


Я не знаю, есть ли ещё на Руси храмы таких необычных пропорций, но в целом София выглядит группой сросшихся зданий:

13.


Поймите меня правильно - я очень люблю украинское барокко, однако всё же саму реконструкцию Софии считаю не самым удачным его проявлением. Хороши детали, которых при этом ровно столько, чтобы любоваться каждой, но вот в цельную картину они как-то не складываются:

14.


15.


16.


Однакор здесь Киевская София диаметрально противоположна Новгородская. Та почти не изменилась снаружи, зато Киевская - внутри. И если в Новгороде древний храм скрывает внутри помимо великолепных икон и реликвий унылые казённые росписи 19 века, громоздкая барочная Киевская София сберегла внутри Древнюю Русь:

17.


Потускневшие фрески, и ещё яркие мозаики, да пышный барочный иконостас (1731-47), и ничего лишнего, а над всем этим царит Богоматерь Оранта "Нерушимая Стена". Оранта ("молящаяся") - название сюжета, изображающего Богородицу с воздетыми руками, а "Нерушимой Стеной" называется конкретно эта. И мне кажется, она ни кто иная, как Душа Руси:

18.


В Новгороде тоже была подобная фреска - Христос Вседержитель в главном куполе со сжатой в кулак ладонью, которой, как считалось, держал Новгород... но та фреска была уничтожена в войну прямым попаданием авиамбомбы.

Киевская София ещё в 1934 году стала музеем, и остаётся таковым поныне. Статус ЮНЕСКО обязывает драть за вход по-драконовски - что-то вроде 100 гривен на человека (400-450р.). Кроме того, в Софие я для себя поставил точку в вопросе, чьи же храмы на Украине самые нелояльные к фотографам. Не Московский патриархат, и не римо-католическая церковь, а храмы-музеи! Смотрительниц много, следят за туристами внимательно. На пару-тройку кадров закрывают глаза, а вот дальше начинают бесноваться вплоть до подбегания, закрывания объектива ладонью и угроз милицией. Тем не менее, я наснимал тут кадров 20, хотя качество и не ахти.

19.


Часть фресок всё-таки 19 века, некоторые (как в Кирилловской церкви и Владимирском соборе) делал Врубель. Разница 11 и 19 веков видна невооружённым глазом:

20.


В старых притворах (после реконструкции оказавшихся в глубине собора) фрески сохранились куда лучше, чем в главном зале:

21.


22.


В притворе левее главного зала - древний саркофаг, изготовленный в Византии чуть ли не в 6 веке, где покоится Ярослав Мудрый. Вернее, покоился - его могила вскрывалась четыре раза (1934, 1939, 1964, 2009), по  его черепу было реконструировано его лицо... но где-то между 1939 и 2009 годами останки Ярослава исчезли. Вернее, ныне в саркофаге женские кости, собранный из двух скелетов (!), причём один относится и вовсе к скифским временам (!!!), и судя по следам тяжёлго физического труда, это были явно не знатные особы. Кто, зачем и куда вывез княжий прах - нет даже приблизительных версий. Говорят, это сделали отступавшие из Киева фашисты или националисты, и скорее всего прах был утерян в военной неразберихе, хотя некоторые предполагают  - теперь князь покоится в одной из эмигрантских церквей Америки. Большинство же князей покоились в Десятинной церкви, и их могилы утрачены вместе с ней.

23.


В галереях ныне музей (в том числе макет древнего Киева, частично показанный в прошлой части), росписи явно моложе:

24.


А вот росписи лестницы сохранились прекрасно. Попадаются очень странные сюжеты. Увы, я не знаток...

25.


С хоров (где смотрительницы особенно вредные) вид особенно хорош:

26.


А вон там, за теми колоннами - ещё один музейный зал с фресками, мозаиками и скульптурами Михайловского Златоверхого собора (см. прошлую часть), которые оттуда развезли по музеям перед сносом:

27.


Там же всякие выставки, например Богородица, сложенная из писанок (пасхальных яиц):

28.


А ещё здесь сохранились граффити, покрывающие древнюю роспись везде, куда могла дотянться рука. Удивительно, но в Древней Руси было нормально писать на стенах храмов, и выцарапанные на штукатурки или камне буковки и рисуночки попадаются повсюду. Такие  есть и в Новгороде на уцелевшем фрагменте древних фресок, и в Галиче, и наверное где-то ещё. Маленькие-маленькие люди, чья жизнь стоила копейки, обычный возобновляемый ресурс для княжеских амбиций... но при том в Киеве и Новгороде почти поголовно грамотные (в отличие от Галича, где рисунки явно преобладают над надписями). Я много слышал об отдельных граффити Софии: например, тут где-то есть рецепт языческого снадобья, к которому другим почерком приписано что-то вроде "грех великий писать такое!"; есть что-то вроде "[некто] - парась", есть какие-то полуофициальные надписи, сделанные священниками - навроде мемориальных досок, есть афтографы князей. Я не сумел прочитать даже те, что нашёл.... Но это потрясающее чувство - "общаться" вот так вот с людьми, жившими почти тысячу лет назад.

29.

.

Другие здания Митрополичьего двора построены в 18 веке, как и колокольня. Трапезная церковь (1722-30) также известна как Тёплая София - в ней молились зимой:

30.


31.


Дворец Митрополита (1722-30, надстроен в 1748 году) стоит напротив входа в собор. Его построил Рафаил (Заборовский), и по-моему это лучший образец украинского барокко в гражданском зодчестве:

32.


Причём красив не только фасад:

33.


Внутри сохранились интерьеры, дополненные мебелью:

34.


Росписи прямо как в русских теремах:

35.


Лепнина на потолке:

36.


И великолепные изразцовые печи - вроде бы на родных местаз, но не знаю, какого века:

37.


Ещё тут есть бывшая Софийская бурса (1763-67, ныне архив):

38.


39.


Консистория, в 1848-50 годах перестроенная из пекарни 1720-х годов (извиняюсь за самоповтор кадра):

40.


Братский корпус (1760-е):

41.


И колоритные задворки:

42.


43.


Вот так изнутри выглядит Южная башня:

44.


А так - ворота Заборовского, чьим красивейшим барочным порталом мы любовались в начале прошлой части. В те времена сюда вела прямая улица от руин Золотых Ворот (использовавшихся, впрочем, по назначению). А ещё на территории Софии растут породистые киевские каштаны, чьи орёхи твёрдые, как камушки.

45.


...Визуально древнерусский Киев не имел с современным Киевом почти ничего общего. Город строгих кирпичных храмов, сферических куполов, и бесконечных деревянных кварталов. Да и если сейчас Подол воспринимается как "впадина", в те времена напротив - Верхний город был "горой", нависавшей над Подолом, примерно как Высокий замок над Львовом или Хоэнзальцбург над Зальцбургом. Собственно, весь Киев был меж двух центров - детинцем на горе и портом на Днепре, служа "южными воротами" Пути из варяг в греки (равно как Новгород отвечал за "северные ворота"). Ещё где-то слышал (но подтверждений так и не нашёл), что Киев украшало несколько греческих статуй, завезённых из Византии. А после Великого раскола 1054 года Киевская Русь так и не сделала явного выбора, ориентируясь на Константинополь, но и связи с Римом не порывая - так, в 1089 году Киев посещали послы антипапы Климента III, а первый "латинский" монастырь здесь возник ещё в 1228 году, незадолго после того, как крестоносцы разгромили Царьград... Возвышение Киева начали в 860 году варяги Аскольд и Дир - здесь Север встречался с Югом. Почти столько же, сколько сам город, существует его еврейская община (о чём напоминают древние Жидовские ворота и "Киевское письмо" 10 века - древнейший аутентичный документ с территории Руси), пережившая и Монгольское нашествие, и княжьи войны, и Хмельниччину, и погромы ХХ века, и Холокост, а рассеявшаяся лишь в наше время. Дочери киевских великих князей выходили замуж за европейских монархов. Торговля с Великой Степью и Азией держалась на хазарах. По этим улицам собственной персоной ходил Илья Муромец. И хотя и нынешний Киев непохож ни на что, Древний Киев был непохож ни на что в ещё большей степени. Остаётся лишь пытаться его себе представить.

Написал бы ещё, но как-нибудь потом. Теперь меня ждёт Калининград.

древнерусское, дорожное, Центральная Украина, Киев, ВКЛ

Previous post Next post
Up