Саратов (тюркское "Сары-Тау" - "Желтая гора") за прошедшие сто лет сильно сдал, и сейчас является лишь 5-м по величине городом на Волге, и беднейшим из городов-миллионеров России (если принять западный стандарт, где "миллионер" начинается с 800 тысяч). Однако в прошлом это была фактическая столица всего Поволжья, и 3-й по величине город в нынешних границах России. В Саратове 100 лет назад жило 230 тысяч человек - больше, чем в Самаре, Казани или Нижнем Новгороде. Это был крупнейший в мире центр хлебной промышленности. И конечно, такое положение дел не могло не оставить в Саратове хоть что-нибудь примечательное.
История Саратова типична для Поволжья. В Средние века тут располагался хазарский, затем булгарский, затем ордынский город Увек, разрушенный в 1396 году Тамерланом. После распада Золотой Орды и покорения Казанских ханств русские основали на Волге цепочку сторожевых крепостей: Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590) и другие. В 17 веке город несколько раз переносили, на нынешнем месте он с 1674 года. Через Саратов проходили и крестьянские войны 17-18 веков - Разинщина, Булавинщина, Пугачёвщина. С 1766 года Саратов становится центром немецких колоний в Поволжье - немецкие фермеры переселялись на неосвоенные земли и быстро подняли там сельское хозяйство. Выгодное сочетание природных условий, крупнейшей немецкой общины, а также положения на перекрёстке путей (в том числе к соляным месторождения Баскунчака и Эльтона) сделали Саратов к концу 19в. крупнейшим из городов Поволжья, занимавшим первое место в России по производству хлеба - важнейшего экспортного продукта. В советское время Саратов превратился в крупный центр нефтепереработки, химии и машиностроения (авиационная промышленность).
От Москвы до Саратова около 16 часов на поезде. Открывающиеся из окна пейзажи могут как восхитить - простором, обилием света и зелени, так и ужаснуть - разрухой, какую в России трудно отыскать даже по северам. Поезд въезжает в город, и долго петляет среди степных холмов и многоэтажек... Вокзал в Саратове поражает своей опрятностью и современностью, а городской транспорт - тихоходностью. Чтобы достичь от вокзала Волги на маршрутке, требуется около 40 минут.
Первая саратовская достопримечательность - Волжский мост. Его общая длина 2800 м, и отсюда он кажется запредельным. Тем удивительнее, что это еще не самый длинный мост на Волге.
За мостом стоит город Энгельс - внушительный по населению (270 тысяч) пригород, а фактически район Саратова, в прошлом столица АССР Немцев Поволжья. Там делаются троллейбусы, а поэтому когда-то по мосту проходила междугородняя троллейбусная линия, разобранная несколько лет назад по нерентабельности.
Энгельс сквозь мостовые пролеты. Автобусы поймал в кадр для масштаба:
Эти кадры были сняты от Речного вокзала. До самого моста я тоже доходил, но об этом - в конце. От Речного вокзала (который, к слову, действует) надо отправиться в город.
В сотне метров выше вокзала находится старый центр города - нынешняя Музейная площадь.
Ее центр - Троицкий собор, построенный в 1695-1702 годах в стиле "русского барокко". Для юга России возраст исключительный!
К тому же, к собору примыкают два здания в стиле классицизма - в одном когда-то учился саратовский национальный герой Чернышевский, другое ныне занято Краеведческим музеем.
Вот уже и первое отличие Саратова от Самары. Пока - в лучшую сторону. Сам музей, кстати, известен тем, что первым в России стал общедоступным - в 1882 году. Ныне один их лучших в Поволжье, он примечателен многими уникальными экспонатами. Особенно стоит посетить экспозиции космонавтики, этнографии немцев Поволжья и пол-этажа, посвященных археологии.
Например, что это? Попробуйте догадаться...
Татарские сфероконусы 14 века. Использовались для перевозки и хранения... химических реактивов!
Есть тут и остатки ордынских построек (камни с арабесками и изразцами), и надгробия, и половецкие бабы, и настоящая, целиком перенесенная в музей степная могила 1000-летней давности. Экспонатов не очень много, но они потрясают.
Здание в углу площади - бывшая угловая башня монастыря.
И управление ПривЖД, возведенное в начале ХХ века.
Но вообще, если хотите не задаваться вопросом "Зачем же я сюда приехал?!", лучше начинать прогулку не от Музейной площади, а от Театральной или сквера "Липки". Так как от берега Волги на несколько кварталов вверх тянутся совершенно безликие кварталы советских и современных зданий. Город поражает плотностью своей застройки, и улочки между многоэтажками напоминают ущелья. И складывается ощущение, что весь Старый Саратов - это десяток затерянных в совархе шедевров, однако это не так.
Главная улица Саратова - Московская. Она начинается от Музейной площади, но ее начало очень бедно. Зато примечательно образцами классицизма:
Такой целостностью, как Старая Самара, старый Саратов похвастаться не может. И все-таки на Московской, за Театральной площадью, есть весьма крупные куски цельной застройки.
Дело в том, что расцвет Саратова длился недолго, и город был застроен "залпом". Это привело к тому, что прекрасные памятники модерна сочетались со зданиями весьма убогими, на месте которых выросли в советское время многоэтажки. Ну а даже если и не выросли, все равно купеческие домики среди модерновых дворцов выглядят "пустым местом". Да и зелень несколько скрадывается общее впечатление.
Перспектива Московской улицы. На горизонте - гора Лысая. 300-метровые горы - неотъемлемая часть саратовского пейзажа.
Дом на Театральной площади:
Там же - здание городской администрации.
Часовня Божьей Матери "Живоносный источник" (была построена в честь спасения Александра Второго от покушения Каракозова) около этого же здания.
Вообще, красивых зданий на Московской очень много, причем многие украшены великолепными кованными балконами. А еще одна из саратовских достопримечательностей - здание автомастерских-такси начала ХХ века. Само по себе вроде бы и неприметное, оно отличается уникальным по своему сюжету барельефом:
Кажется, аналог у него всего один - в Царском Селе, на императорском гараже.
Вообще, Московская ведет прямо на вокзал, и отличается огромной длинной. До комплекса зданий Саратовского университа от моста автобус шел не менее получаса:
Масштабы старого Саратова действительно впечатляют.
Другая главная улица - проспект Кирова, параллельный Московской. Здесь историческая застройка
начинается от сквера "Липки".
За которым расположено, на мой взгляд, самое красивое место в Саратове - площадь Чернышевского между Саратовским аграрным университетом и Консерваторией.
Церковь посвящена другой иконе Божьей Матери - "Утоли Мои Печали". Красивая церковь, а ведь построили бы ее сейчас - все бы наморщили носы и сказали "какой безвкусный новодел"...
А вот - знаменитая Консерватория, без преувеличения символ Саратова. Большинство людей, в Саратове не бывавших, из всех городских зданий только о ее существовании и знают.
Прикольные скульптуры, учитывая функцию здания:
А какое вокруг консерватории "звуковое сопровождение"! Напротив ее расположен Саратовский аграрный университет, в котором еще угадываются черты конструктивизма:
Отсюда улица Кирова становится пешеходной, и на ней можно увидеть еще ряд зданий, бесспорно, являющихся шедеврами:
Вообще, в центре Саратова можно видеть много очень достойных построек. Да, в целостности он проигрывает Старой Самаре, но отдельные здания достойнее самарских.
Особенно хорош Крытый рынок на улице Чапаева, построенный в начале ХХ века вместо традиционного для провинции Гостиного двора.
Напротив рынка - цирк братьев Никитиных, также начала ХХ века. Площадь между ними - самое бойкое место в Саратове:
Встречаются в городе и образцы современной архитектуры:
Как хай-тека,
Так и ориентализма:
Есть и храмы разных конфессий:
Покровская православная церковь (хотя, как и в Самаре, в Саратове почти все храмы были разрушены):
Костел, стоящий на улице Мичурина недалеко от Волги - построен в 2000-м году, образец постмодернизма:
Мечеть по дороге на Соколовую гору:
У которой особо красив минарет:
От мечети недалеко и до Соколовой горы. Значительная часть Саратова - горные поселки, прилепившиеся к крутым склонам. Как тут живут зимой и во время дождей - не ясно, а жители говорят, что особенно в горном Саратове тяжело весной, когда со склонов стекает грязь и талые воды. Однако как-то живут, а судя по маркам машин - вроде, здесь и не гетто...
Поднявшись на Соколовую гору, о которой будет отдельный пост, я вернулся на набережную, которая представляет собой весьма необычное зрелище.
Пройдя значительную ее часть, я обнаружил, что за дешево в Саратове поесть можно только в магазине, и вышел, наконец, к мосту. Вот так выглядел город с высшей точки моста примерно на трети ширины Волги:
Виден обелиск на Соколовой горе, а туча дыма по центру кадра порождена пожаром на шинной свалке. Напоследок - закат над Саратовом. В следующей части - о Соколовой горе.