Волгоград. Сарепта.

Jun 20, 2008 15:32



Волгоград вытянут вдоль Волги на 90 километров, и остается, при этом, единым городом, а не агломерацией - в России он по длине не имеет равных. И интересно то, что помимо Царицына-Сталинграда, образовавшего северный конец города, существовали еще Сарепта и Красноармейск, образовавшие его южный конец. Постепенно они срослись, но Сарепта представляет собой, по-сути, анти-Сталинград. Ведь она выросла из немецкой миссионерской колонии, и сам факт того, что в Волгограде имеется крупнейший культурный памятник "материковой" России, СОЗДАННЫЙ немцами, отдает метафизикой. А еще здесь есть канал Волго-Дон, "антипод" Родины-матери и безумно интересная дорога на электричке - обо всем этом и будет последний пост, посвященный Волгограду.

Первое - дорога. В Волгограде имеется целых два "как бы метрополитена". Метротрамвай ведет из центра на север, а на юг ходят городские электрички. Ходят, увы, не часто - где-то раз в час, но проезд на них стоит 16 рублей независимо от стацнии. Большая их часть ходит от Волгограда-1 на станцию Южная, несколько электриечк проходят Волгоград-1, следуя в ту же Южную от Тракторной. Эти идут почти 2 часа, но до Сарепты и Волго-Дона от Волгограда-1 путь займет около 40-50 минут.

Первая от Волгограда-1 станция - Волгоград-2



Дорога через Волгоград - сама уже достопримечательность города. Многочисленные миниатюрные вокзальчики неповторимой архитектуры, индустриальные пейзажи, Волга в одно окно и степные холмы в другое, и огромная скорость, которую развивает электричка... 90 километров дают о себе знать: вот видишь ты какой-нибудь завод на самом горизонте. Потом едешь мимо этого завода. А потом смотришь - он уже ушел на другой горизонт. Вот подборка кадров из окна электрички по дороге на юг.

Станция Ельшанка, третья от центра:



Вид на центр Волгограда - тот самый "даутаун".



Или на химический завод, если смотреть в другую сторону:



Еще какая-то станция (названия не помню):



Много вокзальчиков тут по индивидуальным проектам, но много и безликих "сараев":



Бесконечный индастриал - завод один за другим сменяют друг друга, от мебельных фабрик до химкомбинатов.





Станция Бекетовская:



Загадочная полуразрушенная башня:



И холмы, покрытые степью, которые тянутся вдоль города непрерывной стеной:



Церковь на окраине. В Волгограде много церквей, как и всюду по югам...



А в ширину город не более 4 километров, и нередко видишь в одно окно марево над Волгой и пойменные леса за рекой, а в другое покрытые степью гряды, отделенные узкой полосой зданий.

Когда въезжаешь в Красноармейский район, чувствуешь, что это "антипод" северных районов, сразу: вокзалы оказываются не справа, а слева от дороги:

Станция Сарепта - тут выходить еще рано:



Станция Судоверфь



Выходить лучше всего на платформе Красноармейская - отсюда недалеко и до Старой Сарепты, и до Волго-Дона. До первой идти минут 10, методом расспросов она находится в два счета. Нужно найти улицу Тельмана, которая начинается точно напротив торгового центра, стоящего на проспекте Героев Сталинграда, и идти по этой улице. Красноармейский район застроен непривычно огромными для провинции многоэтажками, но вдруг улица делается такой:



Вот она - Старая Сарепта. Она возникла при Екатерине Второй, в конце 18 века, когда императрица пригласила в Поволжье немецких колонистов. Эти колонисты знали толк в ведении хозяйства, и им своим расцветом в начале ХХ века во многом обязан соседний Саратов. От других немецких поселений Сарепта отличалась своей религией: если подавляющее большинство русских немцев были лютеранами, то в Сарепте жили "чешские братья", или гернгутеры - это течение протестантизма возникло в Богемии 15 века после восстания гуситов. Гернгутеры проповедовали возврат к "первым векам христианства", а своё селение назвали в честь ветхозаветной Сарепты Сидонской - окрестная степь напомнила им представления о Ливанской пустыне . В те времена это была Астраханская губерния (а не Саратовская, которой принадлежал Царицын). Сарепта располагалась вокруг источника, пересохшего еще в 19 веке, и видимо, тогда же утратила свое значение. Ныне это самый крупный и цельный памятник немецкой культуры в России, не считая наследия Калининградской области. И удивительно видеть нечто, созданное (!) немцами (!!) в 18 веке (!!!) в городе, когда бывшем Сталинградом.

На площади стоит обелиск Героям Сталинграда, а за обелиском - церковь очень милого вида:





Симпатичная деревянная звонница, увенчанная не крестом, а флюгером - все по-немецки игрушечное:



Внутреннее убранство. Церковь действует, но какой конфессии принадлежит (лютеране, католики, гернгутеры) - не знаю:



Правее кирхи (если стоять к ней лицом) - дом незамужних женщин и совмещенный с ним дом холостых мужчин. То есть общежитие. Ныне в нем помещается культурный центр, но можно беспрепятственно зайти. Общага и есть общага.



С другой стороны - ратуша. Сейчас в ней немецкая библиотека:





И просто домики. Некоторые из них отреставрированы и выглядят "с иголочки", некоторые в печальном запустении, а краска на них сожжена степным солнцем.







Удивительно все-таки... Думаешь о немцах на севере Волгограда - представляешь себе блестящие каски, автоматы, наведенные на безоружных детей и женщин, сытые улыбающиеся рожи, сфотографированные на фоне повешенных, и пламя над руинами городов. Думаешь о немцах на юге Волгограда - сразу представляются милые городки с островерхими черепичными крышами, игрушечных и музыкальных дел мастера в очках, славные толстые бюргеры, пьющие пиво, чистота, доброта и порядок. А ведь народ-то один и тот же!

От Сарепты иду еще дальше к югу Волгограда. Проспект Героев Сталинграда поднимается на мост, а мост этот перекинут через Волго-Донский канал - постройку не менее легендарную, чем Волго-Балт, канал имени Москвы или Беломоро-Балтийский канал. Хотя и не овеянную столь мрачной славой.

Вот шлюзуется судно за железнодорожным мостом:



А вот - арка, в которую это судно без труда пройдет:



С моста видны единственные в этих краях сталинка - управление Волго-Дона:



А вдали...



Родина-мать - не единственный колосс в Волгограде. На юге города расположен ее опять же "антипод" - крупнейший в мире памятник Ленину высотой (с постаментом) 55 метров.

По дороге к каналу по его южному берегу. Снова управления Волго-Дона:



Затон на северной стороне канала:



Обелиск в устье канала, посвященный героям боев за Красный Царицын и Сталинград:



Индустриальные гиганты Волгограда выше по Волге. Ведь город изогнут полумесяцем, так как Волга делает здесь большой поворот.



А вот и Ленин, довлеющий над дереьвями прибрежного бульвара:



Сравните с Родиной-матерью!



Ленин стоит к городу спиной, он словно уходит вдаль, за Волгу... От памятника лучше ехать на троллейбусе №6 к платформе Заканальной, а оттуда прямая дорога назад, из Волгограда-Красноармейска-Сарепты в Волгоград-Сталинград-Царицын.

Безусловно, один из лучших городов, что я видел, а видел я не так мало...

немецкое, невольничье, железнодорожное, дорожное, Немецкое Поволжье, Волгоградская область, судоходные каналы, Поволжье, немцы, Волгоград, транспорт, "Воля вольная", этнография, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up