Брест. Часть 3 - окрестности крепости

Jul 28, 2008 18:19



Непосредственно к Брестской крепости с разных сторон примыкают еще два весьма интересных объекта: археологический музей, раскопки славянского города Берестье (предшественника Бреста), и музей железнодорожной техники под открытым небом. О них и пойдет речь в заключительной части рассказа о Бресте и Полесье вообще.

Из крепости в Берестье ведут Холмские ворота - нужно всего лишь перейти Мухавец по мосту, путь туда указан на всех стендах с планом крепости. И первое, что встречает на том берегу узкого и тихого Мухавца - вот такой знак:



По идее, это должна была быть строгая погранзона, но все-таки иногда культура побеждает бюрократию - вот ведь и в России в погранзону не включену Соловки и Печоры.

Однако к Берестью идешь берегом Мухавца по узкой дорожке, и ощущение, что в сотне метров отсюда начинается совершенно иная реальность Евросоюза, даже слегка подавляет. Дорожка тут только одна, в конце ее павильон, который проходить насквозь уже запрещено:



Вход в Берестье платный (около 3500 белорублей, то есть примерно 1 евро), за чисто символическую плату  900 белорублей можно купить разрешение на фотосъемку.

Город Берестье существовал на берегу Буга в 11-13 веках, позднее был заброшен и ушел в культурные слои. Кажется чудом, что Берестье пережило и строительство укрплений прямо над его территорией, и оборону крепости с немецким артобстрелом. А ныне - не имеющий аналогов в мире памятник: фактически, что-то похожее на раскопки греческих полисов, но только славянский, целиком построенный из дерева.

Нынешнее Берестье - археологический раскоп, накрытый павильоном:



Само собой, это не все древнее Берестье, а лишь один участок его застройки. И тем не менее хорошо видны срубы, деревянные мостовые, остатки изгородей - ведь все эти постройки аутентичны, этим бревнам - 800 лет.

Деревянная мостовая:



Срубы жилищ. В некоторых руины каменных печек, в большинстве - земляной пол:



Хотя не так мало и жилищ с деревянным полом.





И насколько они малы: как комната в современной квартире. А ведь жили в таких избах по десять человек. Часто о русском Средневековье говорят как о времени, когда люди жили достойно. Да и правда - в такой тесноте недостойная жизнь - роскошь непозволительная.

Реконструкция жилища: жилая курная изба, небольшой амбар, забор-частокол:



А вот так Берестье выглядело "при жизни" - те же средневековые городки (как где-нибудь в Испании), только деревянное.



По периметру павильона расположены экспозиции - в основном предметы из археологических раскопок Берестья. Правда, текст не дублирован на русском, так что прочитать их не так легко.

Особенно ценный экспонат - славянский могильный камень 14 века. Татарские могилы той эпохи я видел на Южном Урале, а вот русскую - впервые:



Кстати, смотрители не любят, когда фотографируешь этот камень, но мой аргумент, что я изучаю этнографию, на них подействовал.

Из Берестья дорога лежит обратно в Брестскую крепость.

К крепости примыкает второй весьма интересный объект - музей железнодорожной техники. Идти от крепости надо по широкой улице, на дальнем конце которой видна высокая труба. Железнодорожный музей покажется слева в 200 метрах от входа в крепость.



Железнодорожных музеев я видел немало, поэтому музей в Бресте впечатлил меня куда меньше, чем крепость или Берестье. Однако он берет своей опрятностью и наличием нескольких уникальных экспонатов.

Две "улицы" железнодорожных машин:





И большой диапозон техники: от паровозов 20-30-х годов до дизелей, которые и поныне работают на "Беларусскай чыгунче".

Некоторым машинам можно забраться в кабину,



И скажем, пульт управления старого паровоза пугает своей сложностью - как тут возможно не ошибиться, не ясно:



В тепловозах управление гораздо проще,





Но как люди работают в машинном отделении - страшно представить. А ведь мы видим эти машины постоянно:



Вагон дореволюционной постройки:



А вот польской техники тут, вопреки ожидания, нет совсем - только несколько немецких паровозов 1910-30-х годов:





Но самый интересный для меня экспонат музея - настоящий узкоколейный тепловоз ТУ2 - ныне он стал редким примерно как карликовый бегемот с Калимантана.



В тепловоз можно спокойно забраться, и даже повернуть ручки на пульте управления. Такие остались теперь только на ДЖД и буквально 5-6 узкоколейках бывшего СССР (причем ни одна из них не в России).



...Так я за 3 дня преодолел Белорусское Полесье, пересек его от Новозыбков до Бреста, преодолев более 600 километров. Польские костелы и русские усадьбы, крепости и раскопки древних городов, поразительная сельская культура "тутэйших" с их невероятным диалектом, аистиные гнезда на площадях и повозки на центральных улицах, страшная лиственная тайга в долине Припяти и сто метров до границы бывшего СССР в Брестской крепости - все это вместе создает поразительную картину.

Напоследок - еще одна фотография полесского символа - аиста, который кружил над Брестской крепостью:


древнерусское, железнодорожное, Брестская область, дорожное, белорусы, ВКЛ, транспорт, "Воля вольная", Брест, этнография, деревянное, Белоруссия, древние народы

Previous post Next post
Up