Тарту. Часть 4: Новый город и река Эмайыги

Dec 13, 2014 10:22



Осмотрев в прошлой части Старый Дерпт, погуляем теперь в Новом городе - под этим названием я имею в виду и районы начала ХХ века выше Домской горки (частично показанные в посте про Тартусский университет), и современный Деловой центр в низине у Эмайыги, а заодно покажу её берега и мосты.

Начнём прогулку от вокзала, с которого в общем-то и началось моё знакомство с Тарту - я дважды сюда прибывал (из Таллина и Валги), но ни разу не удосужился отсюда уехать. Со стороны Ревеля железная дорога пришла сюда в 1876-м, со стороны Валги (а стало быть Риги) - в 1877-м.

2.


Кажется, это самый крупный деревянный вокзал (1879) в постсоветских странах (а может и в мире, потому что где ещё строили деревянные вокзалы?) - есть легенда, что изначально он проектировался каменным, но подрядчик попилил бюджет, сэкономив на стройматериалах, и в городе вроде бы даже есть его особняк, построенный из "ворованного" камня. Сложно сказать, но масштабы тут действительно совсем не "деревянные":

3.


Хотя я не раз писал, что транспортная система Эстонии едва ли не лучшая среди постсоветских стран, что можно оценить и по поездам с позапрошлого кадра, всё же вокзалы тут в большинство своём закрыты - заброшены или заняты всякой всячиной, пассажирам же оставлены лишь платформы с навесами. Исключений немного, и Тартусский вокзал пожалуй ныне лучший в стране - даже Балтийский вокзал Таллина ныне на 3/4 занят торговлей, здесь же вокзал - целиком вокзал:

4.


Внутри - выставка фотографий "железнодорожных садов", на самом деле - прижелезнодорожных дачных участков, которые, как мне поянсли в комментах, и в Большой Европе явление популярное:

5.


Пакгаузы тоже деревянные:

6.


А за путями у подножья элеватора (между прочим, довоенного) стоят старые добрые дизеля, преобладавшие на эстонских железных дорогах ещё пару лет назад. Один раз я видел такой на ходу: шёл из Таллина в последний день Певческого праздника, то есть видимо иногда они запускаются как дополнительные.

7.


От вокзала, стоящего на самом краю исторического центра, город постепенно опускается к Эмайыги, наконец у Домской горки образуя "ступень", под которой стоит Старый город - рельеф Тарту нежиданно схож с таллинским, но только тут река вместо моря. Война в Прибалтике была особенно жестока к городам, стоящим на западных берегах рек - Красная Армия отступала в основном без боя (хотя конкретно в Тарту было не совсем так), а прорывалась на запад, наоборот, с жесточайшими боями, жертвой которых пала и Старая Нарва, и значительная часть Старого Дерпта. Под прикрытием горы городская ткань войной почти не тронута, но большинство этих районов никогда не были Дерптом - или Юрьев (1893-1918), или уже собственно Тарту:

8.


В Южной Эстонии много деревянных домов, похожих на советский барачник - а вот "таллинского типа" с каменной лестничной клеткой не найти:

9.


На прошлом кадре - улицы Ванемуйсе, название по первому эстонскому театру, о котором я рассказывал в посте про университет. Впрочем, "Ванемуйне" находится гораздо ниже, а здесь лишь небольшой Немецкий театр (1904), ныне Малое здание Ванемуйне: эстонский театр действовал здесь в 1944-70 годах, пока не построили новый театр (Большое здание Ванемуйне) на месте разрушенного войной. В 1978 сгорел уже Малый Ванемуйне, и пролежал в руинах до начала 1990-х.

10.


Напротив - домик с флагом, в котором сходу узнаётся корпорация (студенческое общество) - в данном случае, с 1938-го года, "Frternitas Estica", но в отличие от многих других домов, построенных самими корпорантами, этот принадлежал купцу Георгу Леллепу, делавшему основной свой бизнес в Москве:

11.


Огромное здание, которое я принял за школу - на самом деле технический факультет Тартусского университета:

12.


Просто симпатичный дом в окрестных переулках:

13.


А дальше по Ванемуйне - огромное здание, где в 2 февраля 1920 году был подписан Тартусский мирный договор между Эстонией и Советской Россией, и надо заметить - впервые в своей истории (!) Россия тогда признала независимость отделившейся страны, и страной этой стала Эстония. В Тарту 19 октября 1920 года был подписан аналогичный договор и с Финляндией - правда, не в этом здании, а в Доме Эстонского общества студентов (см. пост про университет).

14.


Со двора - оригинальный подъезд в виде лестничной башни:

15.


Ещё более целостная и ещё глубже во владения университета ведёт параллельная (левее, если идти от вокзала) Ванемуйсе улица Юлия Куперьянова (названа в честь белого офицера, воевавшего с красными на стороне Эстонии во главе партизан под пиратским флагом):

16.


Специфически тартусский деревянный кубизм - такого ещё много будет в предместьях:

17.


Функционалистичнский домик и трансформаторная будка стоят напротив уже упоминавшегося Дома Эстонского общества студентов, а стало быть начала "зауниверситетских" улиц Кастани и Вески:

18.


Здесь вообще такой хороший уголок времён I республики:

19.


Корпорация "Угала" (1913) - её здание (1938) одно из самых внушительных, и это не случайно - председателем братства был архитектор. Как я понимаю, сюда входили эстонцы из Лифляндской губернии (исторические области Уганди и Сакала). Кстати, корпорации эти ещё и пишутся специфически: корп! "Угала", корп! "Ревелия" и так далее.

20.


Дальше по Куперьяновской - Мариинская кирха (1842), построенная эстонской общиной взамен капеллы в Старом городе, которую вскоре переделали в спортзал университета... но как видите, эту кирху постигла почти та же судьба уже при Советах:

21.


Ныне кирха обитает в функционалистическом домике в глубине двора, рядом с "недоскрёбом" профессорских квартир (1939) - этим прототипом столь популярных в Эстонии жилых башен с водонапорками наверху:

22.


Третья церковь по соседству - методистская (основана в 1923-м, здание современное) на извилистой улице Валикраави, спускающейся мимо Студенческой казармы (см. университетский пост) к Старому городу.

23.


Напротив (мягко говоря, в не самом заметном и посещаемом месте) - заброшенный туринфоцентр 1930-х годов:

24.


А такие в этой части Тарту дворы - странное сочетание русской ветхости и северо-европейского уюта:

25.


Теперь выйдем на главную улицу Нового города - параллельную Ванемуйсе уже справа (если идти от вокзала) обязательную в любом уездном городе Лифляндской губернии Рижскую, историческую часть которой замыкает внушительных размеров Павловская кирха (1914-17), словно привезённая сюда их Хельсинки:

26.


Что и немудрено - строил её финн Элиаэль Сааринен, один из законодателей "северного модерна" (самое известное его творение - вокзал в Хельсинки, а в Эстонии он же строил Народный дом ревельской фабрики Лютера). Кирха не достроена - "крыльев" у неё должно было быть два; в советское время из неё не стали очередной спортзал, ограничившись спортивным музеем:

27.


Рижская широка, просторна и неуютна, и застройка её цельностью не отличается:

28.


Тем более самое красивое здание - Пушкинская гимназия - передлано так сильно, что я даже не обратил на неё внимания:

29.


Сейчас тут больше чего-то такого:

30.


Самое внушительное здание на Рижской - Колледж обороны стран Балтии (1938), изначально Кайтселийт - Союз обороны Эстонии, добровольческая организация типа гвардии. При Советах это было главное здание сельхозакадемии (а в 1940-х успели чекисты отметиться, чему посвящён музей), при II республике вновь отошло военному ведомству. Честно говоря, так и не разобрался, чем занимается этот колледж, но думаю, в 2014-м ему сильно прибавили финансирования.

31.


При царе же на этом месте и вовсе стояла почтовая станция (1848):

32.


Кварталом ниже - холм Лиллемяги (Цветочная горка) со сквериком, отделяющий от Рижской симпатичнуюбаптистскую церковь (1928) с новодельной башенкой:

33.


На террасе склона - Большое здание театра "Ванемуйне" (см. опять же пост про университет), от которого открывается вот такой вид - всю эту часть города, включая сам театр, выгрызла война. Не знаю точно, что тут было при Советах - наверное, пустыри да пятиэтажки, а в независимой Эстонии построили небольшой даунтаун. Колонны слева принадлежат Дому торговли, башня впереди - деловой центр "Эмайыэ" ("Эмбахский", "Омовжский" - в общем, название по реке, что крайне актуально, учитывая её былую роль торговой дороги). Там же и автовокзал, с которого я ездил куда активнее, чем с железнодорожного - в Валгу, Муствеэ (прибыл из Калласте), страну Сето, Выру (вернулся на машине с altsirlin) и Вильянди, окончательно покинув Тарту. В целом, автовокзал там маленький, но места хватает всем. Народные названия "Эмайыэ" и автовокзала - "фляжка Калевипоэга" и "конура собаки Калевипоэга":

34.


В принципе даунтаун в Тарту невелик - пара офисных зданий, пара банков, несколько магазинов, чудная жилая 23-этажка "Тигуторн" (2006-2008) высотой 90м (в переводе - "Башня-Улитка") и научно-развлекательный центр "АХХАА" (2011) с планетарием, экспериментариумом и прочими подобными штуковинами. Перед входом - не просто инсталляция, а гибридная турбина, вырабатывающая энергию сразу несколькими "зелёными" способами, неплохо перекликаясь с трубой котельной вдали:

35.


Вид с другой стороны. Я бы сказал, "Улитка" - самая запоминающаяся эстонская новостройка:

36.


36а.


Напоследок прогуляемся через Новый и Старый город вдоль Эмайыги - река хоть и небольшая, но важная, связывавшая через Чудское озеро Ливонию и Русь, в первую очередь Псков. По ней торговали, по ней же и воевали, дважды в битвах на Омовже - в 1234-м и 1341 годах - русские били немцев. В общем, Дерпт стоял у "восточных ворот" Немецкого мира, и роль реки в нём не менее заметна, чем в Таллине - роль моря. Через Эмайыги перекинуты 6 мостов - вот тут вдали виден Мост Дружбы (1981), самый заурядный внешне, но и самый загруженный ныне:

37.


Не знаю, что за катера стоят у подножья Улитки, но само по себе их наличие в такой маленькой реке что-то значит. Выше по течению - лодки:

38.


Оба кадра сняты со второго по счёту Рыночного моста (2003) - пешеходно-велосипедного:

39.


Рынок с "родными" типажами прилагается

40.


Дальше очень красивый мост Победы (1957) о 4 обелисках, по которому и проходит Рижская улица:

41.


За ним ещё один рынок - исторический (1936-38) и крытый. С обратной стороны ещё и чудесное изванияе свиньи, которое я досадным образом забыл снять:

42.


Вид этого участка реки, на том берегу клуб "Атлантис" в здании советского ресторана "Каунас", знаменитого в 1990-х (как и сам Каунас) своими драками. Обратите внимание на "зубцы" рядом - это памятник 100-тысячному жителю Тарту (крайний зубец венчает фигура младенца), главный парадокс которого в том, что выбившись в 100-тысячники ещё в 1977 году, в постсоветские времена Тарту вновь опустился ниже этого рубежа.

43.


Когда-то набережная тут выглядела так - довоенный Тарту хотя и не был стёрт с лица Земли, как Нарва, но всё же утратил целые пласты своего облика - классицизм и северный модерн:

43а.


На кадре выше справа выглядывает типично русский Гостиный двор (1816) - вот он же целиком, словно мы и не в Эстонии, а в каком-нибудь купеческом городке на Волге выше Костромы:

44.


Тот же участок реки, но вид в другую сторону. Впереди - Старый город, "студенческий" Арочный мост (1957), раскрывающаяся к нему Ратушная площадь и толстый шпиль средневековой Яановской кирхи.

45.


Старый город от реки отделяет узкий парк Свободы с ещё одной тусовкой памятников - думаю, их обилие в Тарту вас уже не удивляет. Тут самый характерный - "Калевипоэг в роли Статуи Свободы" (1933, воссоздан в 2003-м) работы Амандуса Амдосона, которого я скомпановал с памятнико Крейцвальду - фольклористу и создателю "Калевипоэга" в его нынешем виде. Когда при Советах Калевипоэга убрали, студенты стали зажигать на его месте свечи и класть букетики. Тогда власти приняли "соломоново решение" и на месте героя поставили автора.  А когда воссоздавали Калевипоэга, то Крейцвальда перенесли на несколько сотен метров ближе к мосту Свободы - символично:

46.


А в целом, на этой набережной студенческий дух Тарту можно ощутить даже в "мёртвый сезон" - проходя здесь то вечером, то на рассвете, я постоянно наблюдал то весёлые посиделки на спинках лавочек, то ругань пацанских компаний или распадающихся парочек, то справляющих нужду мужиков под каждым деревом. Сама эта угарная атмосфера действительно выбивается из доходящего до скуки эстонского благообразия - но только людей я не снимал.

47.


Завершает Старый город мост Свободы в створе улицы Лай (Широкой) - самый молодой (2009) и построенный фирмой из Оплота Несвободы:

48.


Самый верхний мост (1996) собственного названия уже не имеет и обычно называется мостом Кроонуайя по проходящей улице, отделяющей от Старого города предместье Супилинн:

49.


Но о предместьях - в следующей части.

ЮЖНАЯ ЭСТОНИЯ
Валга и Валка.
Тарту. Тоонемяги (Домберг, Домская горка).
Тарту. Университет.
Тарту. Старый город.
Тарту. Новый город.
Трату. Предместья.
Муствеэ и Калласте. Старообрядческое Причудье.
Сетумаа. Деревни, часовни, чудская ладья.
Сетумаа. Сето-Фолк.
Выру.
Вырумаа. Дальний угол Эстонии.
Веси Южной Эстонии.
Вильянди.
Край Мульгимаа.
Лавассааре. Эстонская "кукушка".
Пярну. Старый город.
Пярну. Морская слобода.
Пярну. Река и заречье.

Описание поездки и оглавление серии.

немецкое, Эстония, Тарту, железнодорожное, дорожное, "Балтийские ветры", транспорт, деревянное

Previous post Next post
Up