Дрезна. "Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок..."

Feb 16, 2015 15:28



...Так и не найдя Мологу в Ярославской области, спустя несколько дней, всё той же золотой осенью, я отправился на поиски другого подводного русского города - Китежа. Искать его, по легенде, надо в староверческом Нижегородском Заволжье, в Светлояр-озере, экспедиция к которому мы снарядили с dima1989 на серой "Ладе-Девятке".

Но до Нижегородской области ещё надо доехать, и первым делом мы пересекали опять же староверческий текстильный край на востоке Подмосковья и западе Владимирской области: ближайшие 4 поста будут состоять в основном из краснокирпичных текстильных фабрик, рабочих казарм, школ и госпиталей, конструктивизма и революционных монументов. Первой остановкой стала Дрезна - город-спутник (11 тыс. жителей) Орехова-Зуева, пожалуй самый тихий и провинциальный в Подмосковье, но при этом чистенький и уютный, словом, вполне сохранивший ту неповторимую атмосферу, увековеченную Таничем в старом-старом шлягере "Текстильный городок".

Хотя мы приехали сюда на машине, всё же уместнее начать рассказ о Дрезне на станции - это отправная точка города что во времени, что в пространстве. Московско-Нижегородская железная дорога в 1858-62 годах связала тогдашнюю "сердце России" с её "карманом", но в истории почему-то несколько менее известна, чем другие магистрали "второго поколения" из Петербурга в Варшаву (с ветками в Ригу и Пруссию) и Одессу. Более того, сквозное движение от Москвы до Нижнего открылось даже на несколько месяцев раньше, чем от Петербурга до Варшавы, то есть эта линия вполне претендует на звание "третьей в империи" (после Варшво-Венской и Московско-Петербургской). Прошла она через уже вполне состоявшийся промышленный район, где бывшие крестьяне (чаще всего староверы), начинавшие с текстильных станков на дому "при матушке Екатерине", за несколько поколений превратились в известных на всю империю фабрикантов, но железка вызвала новую волну строительства фабрик. Дрезна - продукт именно этой второй волны: в 1897 году в разросшейся деревеньке у станции фабрикант Иван Зимин из соседнего Зуева (которое с Ореховом) построил свою вторую мануфактуру, причём весьма крупную - с первых же лет её штат насчитывал 4,5 тысячи человек, то есть население небольшого города. До городского статуса Дрезна доросла лишь в 1940 году, но даже сейчас больше напоминает ПГТ, чем полноценный город. Тем более фабрика уже давно не является градообразующей, а 20-этажных новостроек что-то пока не видно - при том, что до Москвы отсюда всего полтора часа на электричке (а вот прямых автобусов в столицу отсюда нет, равно как и автовокзала).

2.


Вокзальчик, видимо рубежа 1850-60-х, со стороны города откровенно уныл и обсажен деревьями:

3а.


Зато со стороны перрона имеет довольно интересный фасад - я был уверен, что аутентичный времён строительства магистрали, но как пояснил Дима - 1890-х годов, видимо построен по инициативе Зимина, чтобы "ворота" его фабричного посёлка смотрелись по презентабельнее. Увы, нам впечатление подпортил разговор со скучающими и от того видимо вредными охранниками, которым не понравилось, что мы фотографируем с виадука. Подкараулив нас у лестницы, начали разговор они довольно резко, но услышав, что мы блоггеры (а блоггеры - они же, как известно, наделены особым даром устраивать шумиху по любому поводу) сразу подобрели, несколько раз извинились, но документы всё же проверили - думаю, можно было чисто из принципа этого избежать, но я как всегда остановился на компромиссном варианте.

3.


Прямо у вокзала - городская администрация в старом домике, в сквере за ней воинский мемориальчик:

4.


Мини-сталинка на другой стороне площади:

5.


А вот Дима обратил моё внимание на специфический дрезнинский феномен - такси-джипы, разумеется чёрные и с правым рулём. Нигде больше такого не видел, и вообще легче такой сюжет представить где-нибудь на Дальнем Востоке:

6.


Что же до Дрезнинской прядильно-ткацкой мануфактуры, то хотя официально она ещё работает, её высокие корпуса выглядят опустевшими. Вероятно, как часто бывает, некогда огромная фабрика ужалась до небольшой мастерской, сохранившей её специализацию и название.

7.


Всё же я очень люблю этот исторический феномен русских городов-заводов, где к проходной уже не первый век ведут все дороги, и наиболее характерно это явление пожалуй что для двух регионов: Горнозаводского Урала, где металлургические заводы начинались с плотин и расцвет их пришёлся на допаровую эпоху, и среднерусского Текстильного края, где из-за неизменного красного кирпича и совершенно нарышкинских белёных узоров фабрики неизменно напоминают кремли.

8.


Но неотъемлемая часть Текстильного края - атмосфера упадка, всё же текстильпром, бывший в России одной из главных отраслей в 19 веке и переживший последний расцвет в 1920-30-е годы, ныне едва ли не самая депрессивная отрасль отечественной промышленности. И если текстильные городки Подмосковья за счёт близости к столице выглядят ещё неплохо, то в соседних областях они откровенно мрачны.

9.


К фабрикам неизменно прилагаются краснокирпичные казармы, ныне жилые дома, здесь образующие компактеный квартал в самом центре:

10.


"Населенье таково:
Незамужние ткачихи
Составляют большинство" - это, конечно, давно уже не так, но атмосфера осталась:

11.


Хотя вообще-то женской общагой было вот это здание с каменной сердцевиной:

12.


А квартал советских малоэтажек от казарм до станции за характерную квадратную трубу и высокий забор получил народное прозвище "Бухенвальд":

13.


Справедливости ради, мы как-то напрочь упустили самую интересную часть дрезнинской фабричной слободки - район улицы Парковой, где сохранились деревянные дома специалистов, профилакторий для рабочих и "теремок" управляющего фабрикой - всё это можно увидеть в куда более подробном репортаже romodin (так как свой блог он обещал удалить, ссылка не на оригинал). Чуть дальше от железной дороги к капиталистической слободке примыкает уже социалистическая, с конструктивистской больницей:

14.


15.


Пожарным депо на краю фабричной промзоны:

16.


И ухоженными деревянными двухэтажками, которые язык не повернётся назвать "барачником":

17.


Собственно, два последних кадра сняты с местной площади Ленина - перспектива Коммунистической улицы на каланчу и бараки на другой её стороне. Напротив них - сквер с Ильичом:

18.


Скрывающий в глубине ДК имени Волкова, одного из лидеров легендарной Морозовской стачки, произошедшей, к слову, ещё до строительства Дрезнинской фабрики. Само здание - 1930-х годов (обратите внимание на "цветы"-капители!), а многочисленные панно - уже времён "развитого социализма". По той же ссылке выше их можно увидеть подробнее, я же ограничился общим видом через высокий забор - ДК нахдится в состоянии затяжной реконструкции:

19.


Машина рядом с ДК - в кузове её смонтирован какой-то механизм, который обслуживали работяги-гастрбайтеры. Русский прораб, увидев нас, поздоровался и начал было какой-то деловой разговор, но вскоре понял, что обознался - в тот же день тут ждали съёмочную группу каких-то уездных СМИ.

20.


Ну а ещё дальше от станции - уже позднесоветский микрорайон, мимо которого мы въезжали в город:

21.


Есть у Дрезны и дофабричный исторический центр - бывшая деревня Горбачиха, расположенная гораздо ближе к станции и видимо не давшая ей названия лишь потому, что звучало бы это менее благозвучно. Практически за администрацией с кадра №4 начинается Советская улица с купеческими домиками и водонапорной башней (1929) в перспективе:

22


С водонапоркой, которая ведь даже не конструктивизм, а натуральный советский модерн, соседствует столь же необычная Пятницкая церковь 1990-х годов:

23.


Обратите внимание на часовенки по углам, слегка напоминающие каплички в оградах костёлов:

24.


А по сути это храм-памятник жертвам репрессий - церковь пристроена к старому дому богатого крестьянина Кондакова, владельца кирпичного заводика и попечителя местной школы, в 1938 году расстрелянного на Бутовском полигоне.

25.


Пятницкая церковь в Дрезне не единственная, и впечатление о городе будет неполным без Десятой Пятницы - погоста за дачками, лесочком и воинской частью, практически у Большой бетонки. Странное название - то ли из легенды о явлении иконы Параскевы Пятницы, то ли от давно забытой сельской ярмарки, начинавшейся в пятницу - и то, и другое было, как считается, на десятую неделю по Пасхе. Церковь тут, впрочем, Троицкая, и Дима метко охарактеризовал её "храм с отставанием в 20 лет": построенная в более характерном для александровской эпохи стиле ампир в 1839-40 годах, она успешно пережила воинствующий атеизм (а в 1929-м её даже успели отремонтировать и росписи поновить), но была закрыта в 1953 году, на излёте религиозной оттепели, причём не из идейных соображений, а чтобы не палила строившийся рядом военный объект. Наконец, её и верующим вернули в 2000-е годы, и до сих пор не отреставрировали - одна из последних церковных руин Подмосковья:

26.


Дальше, скользнув краешком по Ликино-Дулёву мимо советской высотки дирекции ЛиАЗа, мы направились в "подмосковный Манчестер" Орехово-Зуево, о котором - следующие две части.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014. Часть 2: поиски Китежа
Обзор двух частей и оглавление.
Дорога к Волге
Дрезна.
Орехово-Зуево. Орехово.
Орехово-Зуево. Крутое и Зуево.
Непарадная Владимирщина. Петушки, Лакинск, Собинка.
Гороховец. Средневековый русский городок.
Нижегородчина - Россия в миниатюре.
Зарисовки по окрестностям. Бор, Кстово, Заволжье, Пурех.
Городец. Верхний город.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. За пределами вала.
Чкаловск. Город советской легенды.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.

"Молох", "Раскол", транспорт, железнодорожное, дорожное, Подмосковье

Previous post Next post
Up