Как ни странно, в СССР не только разрушали церкви, но и строили их. Редко, скромно и как правило нелегально - и всё же по Шестой части суши разбросано несколько десятков храмов разных религий, появившихся между 1917 и 1991 годами.
Когда я впервые увидел церковь с датами постройки вроде "1949-53", я подумал, что это опечатка, а убедившись, что дата верна - хотел бросить всё и ехать в тот город искать такой уникум... Теперь такие даты меня ничуть не удивляют, и порой я встречаю города, в которых храмов советской эпохи не только больше нуля, но и даже больше одного.
Это несвоевременное зодчество можно разделить на несколько типов, и первые два с нашей темой связаны весьма условно. Во-первых, церкви Белой России, строившиеся уже в годы Гражданской войны там, куда ещё не добрались красные. Вот например Николо-Игантьевская церковь
в Омске, заложенная до революции, но освящённая в 1919 году - возможно, последний храм "страны, которую мы потеряли":
2. 2015
Ещё несколько церквей в России было построено в 1920-30-е годы потому, что места их постройки тогда и не были Россией. Самый яркий образец - деревянная Никольской церковь в
Пыталово (1929-31), тогда латвийском городке Яунлатгале, и её архитектор Владимир Шервинский пытался таким образом сохранить традицию деревянного зодчества Русского Севера. Получилось так, будто он знал о ней лишь понаслышке - но это яркий памятник эпохи.
3. 2010
Логично, что подобные храмы стоит искать на западных рубежах - ещё есть несколько часовен в Изборске, кирха в Печорах, церкви и кирхи Старофинляднии, а по ту сторону этих границ от Финляндии до Молдавии русских церквей 1920-30-х годов ещё больше. Но один экземпляр есть и на востоке - в Кызыле, столице Тувы. Ведь Тува была тогда независимым государством, и хоть атеизм тувинский был ещё более воинствующим, чем советский, и буддийские монастыри власти ТНР разрушили подчистую, а поднимать руку на русскую общину ("трудовую колонию") там всё же не рискнули. Так и стоит в Кызыле Троицкая церковь с 1929 года, правда перестраивалась она с тех пор дважды - в 1953 и в 2000-х годах, и её первоначальный облик, скорее всего, не сохранился даже на фотографиях.
4. фото Юрия Воронова с
sobory.ru, 2004.
Но в те же самые годы строительство церквей тихо продолжалось и в Стране Советов. Вот например Спасская церковь в селе Войново Меленковского района Владимирской области - построена в 1926 году, словно революции и не случилось.
5. фото Алексея Трифонова
с sobory.ru, 2007.
А вот Скорбященская церковь в Тосно под Петербургом основана и вовсе в 1936 году. Уже в 1937-м её закрыли, но не разрушили, и нынешний облик церковь приобрела в 1952 году при повтороном открытии:
6а. фото Наталии,
с sobory.ru, 2007.
Потому что если политическая Оттепель в СССР была при Хрущёве, то религиозная - при позднем Сталине. Тут можно вспомнить все эти предания о крёстных ходах с иконой на бомбардировщике, или предположить, что на грани гибели в 1941 году даже такой циник и реалист, как Иосиф Виссарионыч, вспомнил о Боге, но скорее всё же это была вполне осозннанная уступка: сплочённой "германской нации" можно было противопоставить не абстрактрный "рабочий класс", а столь же сплочённую "советскую нацию", а значит вспомнить про религии и традиции. Тем более и немцы располагали к себе советских людей, открывая закрытые коммунистами церкви. Теоретически, где-то на просторах Необъятной могут быть даже церкви, построенные при фашистах, а вот например звонница тех лет в селе Красногородск на Псковщине - памятник церковной архитектуры уже не СССР, а Третьего Рейха:
6б. фото Дмитрия Дроздецкого, с
sobory.ru, 2007.
Православная жизнь, впрочем, при Советах оживала постепенно, да и не до строительства храмов было в разорённой войной стране. Поэтому пик религиозной оттепели в СССР пришёлся на 1950-е - последние годы Вождя и период борьбы за власть после его смерти. Между 1945 и 1960 годами было построено 9/10 всех церквей СССР.
7. 2014
Эта оттепель, конечно, тоже была крайне условной - по сути не о строительстве храмов шла речь, а о легализации приходов, и прежде тайно собиравшихся в частных домах. По той же причине многие церкви тех лет фактически являются образцами архитектуры 1990-2000-х - как только стало можно, прихожане взялись расширять и украшать их. Никольская Старая церковь (1957) в
Минеральных Водах с кадра выше - очень наглядный пример: исходный небольшой молельный дом и пристроенная к нему колокольня. Но церквей того времени по бывшему Союзу действительно много, иногда даже больше одной на город, как например в соседнем
Пятигорске - Успенская (1943-47):
8. 2014
И Никольская (1957). Внутри неё можно заметить характерный уступ - нижняя часть храма переделана из дома общины, а верхняя надстроена в 1990-е годы:
9. 2014
Похожим образом устроена и церковь Михаила Архангела (1952-57) на Втором Руднике
в Караганде:
10. 2012
И здесь мне удалось сфотографировать её убранство:
11. 2012
Можно предположить, что главки были надстроены уже в независимом Казахстане или в годы Перестройки, а вот зал, вполне может быть, и 1950-х годов:
12. 2012
Самые яркие образцы "позднесталинской" храмовой архитектуры в России - пожалуй, две церкви на глухих окраинах Магнитогорска, о которых я в 2008 году (первый визит туда) просто не знал, а в 2011 так и не сумел добраться. По местной легенде, построил их сугубо по своей инициативе директор Магнитки, и авторитет его в СССР тогда был так высок, что он отважился перечить в телефонном разговоре разгневанному Сталину, и Вождь такое стерпел. Михайловскую церковь (слева) закрыли в 1960 году, а Никольская (справа) с момента постройки действовала непрерывно и даже обзавелась каменным зданием в 1982 году:
13. фото Владимира Буланцева, 2008 и Елены Громаковой, 2012
с sobory.ru. В молдавских
Бельцах в первые годы после войны к старинному кафедральному собору умудрились пристроить новую колокольню. Правда, это конечно же не сталианс, а "необрынковянский стиль" довоенной Румынии, и советской эту архитектуру не назвать. Да и сама колокольня реплика эпохи независимой Молдовы - оригинал снесли в 1960-е годы.
14. 2012
В целом, где стоит искать такие церкви? Как ни странно, на традиционно религиозной Украине их мало - на неё в СССР и так приходилось около 1/3 приходов, то есть нужда в новых церквях не стояла так остро. А вот столь же набожный Русский Юг - пожалуй, крупнейший ареал советского церковного зодчества в России. Вторая категория - это различные промышленные, и особенно шахтёрские городки по всему СССР: ведь не бывает атеистов в окопах под огнём, а в тёмной шахте во время обвала как бы и не пострашнее... Вот например - Николо-Преображенская церковь (1949-52) в
Луганске, облика впрочем явно не советского:
15. 2016
Но главный "заповедник" русского церковного зодчества эпохи СССР - это Средняя Азия. Тут сошлось два фактора: с одной стороны, при царе русские составляли всего лишь 7% населения Туркестана, и немногочисленные церкви из жёлтого кирпича окормляли в основном гарнизоны в крупных городах. А вот при Советах русских в обустраивавшейся Средней Азии стало много, и среди всех этих энтузиастов, приехавших заниматься ликбезом и ирригацией, нашлась критическая масса верующихся людей. Едва ли не первое порождение сталинской "религиозной оттепели" - Никольский собор (1943-46) в
Душанбе, начатый сразу же, как только стало можно:
16. 2016
17. 2016
Воскресенский собор в городе Фрунзе (ныне
Бишкек) был построен чуть позже, в 1947-52 годах, и ныне это пожалуй лучший образец православного зодчества СССР:
18. 2013
В уездном Пишпеке было две церкви - но одну из них снесли, а в другой сделали картинную галерею, и когда война заставила советскую власть сбавить гонения на веру, оказалось, что фрунзенским православным и воспользоваться-то этими послаблениями негде. В рядовом областном центре всё бы свелось к разрешению проводить службы в частном доме или бараке, но тут всё-таки столица ССР... В общем, Партия широким жестом даровала верующим землю с недостроенным (судя по нынешнему виду, на стадии фундамента) зданием Кирпромсовета, где по проекту архитектора Василия Верюжского (среди работ которого - например, местный памятник Ленину) и построили небольшой храм с 29-метровой колокольней:
19. 2013
Второй фактор был человеческий - личность
Ермогена (Голубева), архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского в 1955-60 годах, активно и зачастую без согласия властей строившего храмы. Главным его детищем стал, конечно же, кафедральный Успенский собор (1958-60) в
Ташкенте, хотя в основе здание ещё дореволюционное, а высокая колокольня, как часто бывает - уже постсоветских времён:
20. 2015
Но ещё больше впечатляют многочисленные небольшие церкви, которыми при Советах в Узбекистане обзавёлся едва ли не каждый крупный город. Натурально, советских церквей тут гораздо больше, чем дореволюционных и современных, и если видишь посреди дувалов и верблюжьих колючек православный храм - то почти наверняка он был построен в 1950-60-е годы. Зачастую - уже после Ермогена: хотя и сняли его с должности да перевели в РСФСР, а традиция оказалась сильнее. Если бы это были мечети, то местные власти скорее всего закрывали бы их без колебаний, а вот русский храм ликвидировать - это уже другая ответственность, что в Москве скажут, не обвинят ли в национализме? Поэтому местным баям было проще делать вид, что этих храмов вовсе нет. Ныне при каждой из этих церквей есть небольшая община, где среди светлоглазых и светловолосых (словно выцвели!) русских людей можно отдохнуть от белого солнца пустыни. В церковных оградах зачастую обнаруживаются даже молодые парочки, милующиеся на лавочке, и никто - ни старухи-прихожанки, ни добрый поп, не делает им замечаний. По своей атмосфере всеобщего братства и любви лучшие русские церкви находятся именно в Средней Азии, в сердце Золотой Орды, в глубокой-глубокой чужбине. В основном общины маленькие и очень бедные, но по этой причине и перестроить свои церкви побоХаче у них возможности нет - а стало быть, за вычетом главок и звонницы, они остаются памятниками церковной архитектуры СССР. Самый, на мой взгляд, аутентичный образец - это Никольская церковь-"сталинка" (1955-57) в
Гулистане:
21. 2015
Церковь Михаила Архангела (1952) в
Намангане запрятана
в глубине махаллей:
22.2016
Ермогеновская церковь (1954)
на окраине Ташкента:
23. 2016
Но мой любимый образец этого жанра - Никольская церковь в
Кагане (Новой Бухаре). Она была построена уже не в "религиозную оттепель", и даже не в "политическую оттепель", а в 1968-69 годах, то есть при раннем Брежневе.
24. 2015
Причём местные считают, что у неё иконостас из Храма Христа Спасителя... но на самом деле из другой московской церкви 18 века:
25. 2015
Храмы 1960-70-х - это редкости среди редкостей, среди десятков церквей советской эпохи таковых единицы. Например, и снова Никольская церковь в
Джизаке (1970):
26. 2015
Хотя встречаются такие уникумы не только в Средней Азии. Вот церковь Святого Лазаря в калужском
Людинове (1979-80), построенная на кладбище с разрешения властей после того, как сгорел единственный в городе действовавший храм:
27. 2015
На интерьерах - печать эпохи застоя с её параллельно-перпендикулярной казённостью:
28. 2015
А вот небольшую церковь Рождества Богородицы в
Орехове-Зуеве местные староверы ухитрились основать в 1973 году - но им было не привыкать: в отличие от "никониан", лишь в ХХ веке познавших гонения, они так жили со времён Раскола.
29. 2014
Покровская церковь
на шахте Зиминка в Прокопьевске (Кузбасс) была основана в 1945 году, но нынешнее здание построено в 1982-м, хотя возможно, перестраивалось позже:
30. 2011
...А там и до Перестройки рукой подать. Обратите внимание, что большинство храмов из подборки выше - Никольские. Николай Угодник - это покровитель путников, моряков и потерянных детей, словом тех, кто оказался вдали от очага и корня. Видимо, и прихожане этих храмов ощущали себя именно такими вот скитальцами, коим даже не 40 лет пришлось странствовать, а без малого 70. Первым храмом, официально построенным в Перестройку с полного одобрения властей, считается кафедральный Никольский собор (1985-86) с церковью Трифона Печенгского (1989) в Мурманске, большом городе, где никогда прежде не было церквей. И вряд ли его первые прихожане думали о том, что через несколько лет им придётся убегать от коллапса Крайнего Севера.
31. 2007
Ещё одна довольно специфическая категория храмов - те, что были в наше время перестроены из советских зданий с частичным сохранением их облика. Это вообще было бы интересно - попробовать реконструировать церковь-сталинку или конструктивистскую церковь, какими они могли бы быть при несколько иной идеологии. Главным "заповедником" такой архитектуры оказалась Республика Коми, где видимо подобные идеи приходили в голову владыке, а исход населения сделал ненужными множество общественных зданий. Вот например в Воркуте церковь Михаила Архангела перестроена в 1997 году из детского сада (1941):
32. 2011
А в Ухте - из дома культуры (1951-61), причём архитектор в одном интервью утверждал, будто бы тайком заложил такую возможность в проект изначально.
33. 2011
В казахстанском
Риддере (бывшем Лениногорске) Никольская церковь в 1997 году была перестроена из банка (1939):
34. 2017
35. 2017
А самые интересные образцы такого зодчества находятся, пожалуй, в украинском
Запорожье - деревянная Покровская церковь была сделана из крытого рынка (1929):
36. 2016.
А Андреевский собор у завода "Мотор-Сич" - из кинотеатра, причём даже колокольню архитекторы стилизовали под сталианс!
37. 2016
Но при этом не стоит думать, что положение православия тут как-то отличалось от положения других религий. Так же понемногу строились при СССР и мечети, костёлы, кирхи, синагоги, дацаны. Просто было храмов других вер в принципе намного меньше, поэтому и для подборки их труднее наскрести. Сам тип татарской мечети, простенький дом с минаретом, сформировался в 16-18 веках, в эпоху гонений на веру, так что молиться в едва приспособленных избах татарам, как и русским староверам, было не привыкать. Но вот например в Казани - Закабанная мечеть, построенная в 1924-26 годах по случаю 1000-летия принятия татарами (волжскими булгарами) ислама. Впрочем, "советская" в ней только дата - проект здания ещё дореволюционный.
38. из
википедии.
Не привыкать к подпольности было и евреям. В Марьиной Роще (районы Москвы) и Малаховке (Ближнее Подмосковье) в 1920-30-х годах были построены две деревянные синагоги - но увы, обе сгорели уже в постсоветское время и были заменены более современными. А например
в Ярославле синагога тех же лет сохранилась.
38а. автор Довид Карпов,
из "Еживики".
Самый внушительный храм, построенный в советское время - костёл Марии Миротворицы (1956-60) в литовской
Клайпеде. Среди хрущоб, и их ровесник!
39. 2013
Причём на довоенную архитектуру независимой Литвы он тянет очень условно - это какой-то синтез литовского национального функционализма с хрущёвским "стилем без излишеств":
40. 2013
И он действительно огромен, в Клайпеде так с большим отрывом крупнейший - в его башне без малого 47 метров:
41. 2013
Ну а внутри и вовсе сталинский ДК:
42. 2013
43. 2013
Если же не про отдельное здание говорить, а про целый ансамбль - то это и вовсе знаменитый
Иволгинский дацан в Забайкалье, близ Улан-Удэ. Надо заметить, злее всего воинствующий атеизм прокатился именно по буддизму -
в Калмыкии, например, уцелел всего 1 хурул, в Туве - половина последнего хурээ, огромный ущерб буддийское зодчество понесло и в Бурятии, Монголии, Тибете: власти МНР и Красного Китая в этом смысле шли полностью по стопам советских учителей. К началу "религиозной оттепели" действующих буддийских храмов в СССР не осталось, и отобрав всё, власти не стали ничего возвращать, вместо этого сказав сибирским буддистам: "вам надо - вы и стройте". И буряты стали строить...
44. 2012
С тех пор Иволгинский дацан, как дерево с его годичным кольцами, рос и расширялся непрерывно, и большинство его построек - постсоветские. Но ещё стоит деревянный (хотя и оштукатуренный) Чойра-дуган (1945-46), похожий на чуть подизукрашенный аэровокзал в труднодоступном северном посёлке:
45. 2012
А Цокчен-дуган (1970-76), то есть монастырский "собор", даже в своей архитектуре имеет что-то очень брежневское:
46. 2012
Он кстати деревянный, лишь покрашен под кирпич. Убранство:
47. 2012
Такие же позднесоветские Деваджин-сумэ (1976), то есть библиотека, и павильон для священного дерево бодхи:
48. 2012
Ну а потом сменились времена, и Российская Федерация построила церквей как бы уже не больше, чем Российская империя. Среди татарских мечетей, калмыцких хурулов, бурятских дацанов современность однозначно преобладает над историей. Омском этот пост начав, Омском и закончим - на его библиотеке имени Пушкина, построенной в 1986-96 годах, есть барельеф "История культуры", а в нём такой вот образ - Богоматерь с Буддой на руках. И родиться такое могло, конечно, только лишь в Перестройку, где сложно отличить, где первородный хаос, где свобода.
49. 2015
А мораль такова: с Рождеством Христовым!
P.S.
Подборка не претендует на полноту, а примерно 1/10 часть поста - чужие фотографии. Возможно, что-то принципиальное новое в картину могли бы внести пока не посещённые мной регионы - Дальний Восток и Кавказ. Тогда я напишу всё это заново или внесу в этот пост. Ну а пока не будем откладывать на завтра то, что можно опубликовать сегодня - у меня достаточно материала, чтобы рассказать про сам феномен церковного зодчества в СССР.