Таких игрушек в СССР не было!

Jul 06, 2009 06:15



Мой пост "Игрушки нашего советского детства" по сих пор публикуется на тех или иных ресурсах и тогда ко мне заваливает куча озабоченных демофашистов, лексическое богатство которых ограничивается словосочетанием "унылое говно". Что весьма показательно. Это люди, патологически неспособные к творческому процессу, а потому лишенные малейшей фантазии.

Своим постом я всего лишь хотела напомнить о тех временах, которые принято называть "золотым временем СССР", но, видимо, коснулась весьма актуальной темы. Дело в том, что многие люди, еще недавно отвергавшие все советское, вдруг стали ностальгировать по тому еще недавнему времени. Многие состоввшиеся, успешные люди, остановившись на миг в своем беличьем колесе погони за успехом, поняли, что в обмен на машины, мобилы, фабрики звез, маленький искусственный потребительский рай им пришлось заплатить свободой и человечностью.Советский мир позволял им быть человечными, а современность - нет. Вспоминаются слова великого мечтателя Антуана де Сент-Экзюпери "Работая только ради материальных благ, мы запираемся в одиночестве, и все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить то, ради чего стоит жить".

Вся индустрия капиталистического мира заточена на то, чтобы лишить человека способности к творчеству, превратить его в идеального потребителя. Как в романе Стругацких "Понедельник начинается в субботу" - кадавр - человек, удовлетворенный желудочно, сворачивающий в жажде потребления вокруг себя пространство. И игрушки тоже выполняют в этом свою функцию. Один комментатор моего поста язвительно вопрошал меня под комментом о том, что я любила делать игрушки  из шишек: "Зачем же я делала игрушки из шишек, если по моим словам мне присылали игрушки из Канады?" Не понять этим убогим...

Игрушки были в СССР не очень яркие, куклы не очень нарядные, но помимо внешней оболочки игрушки должны нести внутренний смысл,  нести развивающую функцию. Очень хорошо по этому поводу сказал один комментатор моей публикации"В любой "детской индустрии" - включая сюда производство игрушек, детской иллюстрации, литературы, мультипликации и проч. - обязательно присутствуют две установки, одна из которых является доминирующей.
.
Она во-первых должны ребёнка привлечь (соблазнить, заинтриговать, заставить просить родителей купить её). Во-вторых, она должна его "воспитать", "социализировать" и "развить". При всех сложностях и оговорках, в советской детской иедустрии доминировали воспитательно-развивающие установки. В худших своих разновидностях они выливались в прямую дидактику, с которой потом сражались советские психологи и педагоги. В "лучших" и даже в "средних" вариантах она давала массу замечательных вещей - блестящую советскую мультипликацию и детскую иллюстрацию, детскую литературу, да и игрушки были совсем не так плохи, хотя и не создали той парадигмы, которую создали гениальные советские мультипликаторы.

Напротив, современная западная "детская" индустрия - со всеми оговорками - нацелена на привлечение и потребление. Недавно один знакомиый психолог говорил о "цветовом инфантилизме", который развивает современная голливудская мультипликация. Простой и яркий цвет легче идентифицируется сетчаткой человеческого глаза, он проще для восприятия - а значит более предпочтителен для ребёнка. Поэтому школа развивающего обучения, к примеру, рекомендует использовать в иллюстрации более сложные цвета, тем самым культивируя способность дифференцировать оттенки. Но советская мультипликация и детская иллюстрация основывалась именно на полутонах. Между прочим, многие социологи и психологи последних лет говорят о прогрессирующей инфантилизации всей западной (и российской)культуры. Оно и немудрено - если учесть, что потребительское общество очень мало способствует развитию (которое всегда есть самопреодоление) самоопределению и взрослению".

Есть общее правило: чем беднее средства для выражения, тем ярче проявляются качества личности, таланта.
Когда ты снимаешь на черно-белую пластинку фотоаппаратом 20-х годов, нужно очень хорошо изучить это дело, прежде чем у тебя вообще что-то вразумительное получится, но если уж получается, то при минимуме выразительных средств тебе нужно проявить талант, чтобы поразить окружающих. А цветная цифровая автоматизированная фотосъемка дает возможность заполнить все терабайтами фоток среднего качества даже не представляя себе как это там происходит. На этом фоне заметить действительно талантливого фотографа дело сложное.

То же с детьми и игрушками: игрушка просто ОБЯЗАНА быть далекой от реальности. Только так развивается воображение ребенка. Ну зачем воображать, что дверцы у машинки открываются, если они действительно открываются? Зачем проигрывать поведение малыша, если пупсик сам писает, сосет и двигает руками?

Много сравнивали советские игрушки с западными образцами, причем зачастую игрушки 60-х-70-х годов с соверенными игрушками, созданными на основе совсем иных технологий и технических возможностей. Но даже не в этом дело. Далеко не все дети на Западе могут играться такими игрушками. Для миллионов и миллионов, и не только в развивающихся странах, такие игрушки недостижимая мечта по причине их недоступной стоимости.Ну а для имеющих восможность, далеко не всегда они приносят радость.  Вспомните маленького героя фильма "Игрушка". Сделали ил те совершенные игрушки одинокого, запертого в золотой клетке мальчика счастливым? О проблемах, связанных с творчеством и самореализацией в контексте детских игрушек  еще в 50-е годы написал французский психолог Ролан Барт в книге "Мифологии".

"
Чтобы показать, что взрослый француз видит в ребен­ке своего двойника, нет лучшего примера, чем французс­кие игрушки. Расхожие игрушки - это, по сути, мир взрос­лых в миниатюре; в них в уменьшенном масштабе воспроизводятся его предметы - то есть в глазах публики ребенок - это как бы маленький человечек-гомункул, ко­торого нужно снабдить вещами по росту.

Оригинальные формы встречаются очень редко; дина­мические формы представлены разве что конструктора­ми, в основе которых - дух домашних поделок. В осталь­ном же французские игрушки обязательно что-то означают, и это "что-то" всецело социализировано, обра­зуясь из мифов и навыков современной взрослой жизни: таковы Армия, Радио, Почта, Медицина (миниатюрные наборы инструментов, кукольные операционные палаты), Школа, Парикмахерское искусство (сушилки для завив­ки волос), Авиация (парашютисты), Транспорт (поезда, "ситроены", катера, мотороллеры, бензоколонки), Наука (игрушки-марсиане).

Поскольку во французских игрушках буквально пред­восхищается весь мир взрослых занятий, то это естественно предрасполагает ребенка к тому, чтобы принимать их все без разбору, и еще до всякого размышления являют ему природу-алиби, которая испокон веков создавала солдат, почтальонов и мотороллеры. Игрушка здесь - это как бы каталог всего того, чему взрослые не удивляются, будь то война, бюрократия, уродство, марсиане, и т.п. Правда, зна­ком того, что игрушка пасует перед природой, является не столько само подражание, сколько его буквальный ха­рактер; французская игрушка подобна иссушенным голо­вам хиварос, где в масштабе яблока воспроизводятся все морщины и волосы взрослого человека. Бывают, напри­мер, куклы, умеющие мочиться: внутри у них пищевод­ная трубка, и если дать им соску, то они мочат свои пе­ленки; скоро, должно быть, додумаются делать их такими, чтобы молоко у них в животике превращалось в воду. Таким образом девочку приготавливают к причинно-след­ственному порядку домашнего хозяйства, "воспитывают" ее для будущего материнства.

Однако перед лицом этого мира сложных и верных природе игрушек ребенку оста­ется лишь роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет; его учат жестам, в которых нет ни риска, ни удивления, ни радос­ти. Из него делают маленького хозяйственного домоседа, которому даже незачем разбираться, почему в мире взрос­лых происходит то-то и то-то: все причины он получает в готовом виде, его дело - пользоваться, исследовать же тут нечего.

Совсем иное обучение жизни предполагается даже в самом простом конструкторе, если только он не слишком изощренный: здесь ребенок создает предметы ничего не значащие, ему неважно, чтобы они имели имя на языке взрослых; он занят не применением вещей, а сотворением мира - создает невиданные предметы, спо­собные ходить или катиться, он творит жизнь, а не соб­ственность. Вещи здесь ведут себя самостоятельно, а не лежат в руке тяжелым, хоть и сложно устроенным меха­низмом. Но такое встречается гораздо реже; обычно фран­цузская игрушка - это игрушка-подражание, она создает детей-пользователей, а не детей-творцов.

Такое обуржуазивание игрушки сказывается не только во всецелой функциональности ее форм, но и в материа­ле, из которого она делается. Наиболее распространенные игрушки изготовляются из веществ непривлекательных, созданных не природой, а химией. Ныне они часто штам­пуются из всевозможных пластмасс - материала грубого на вид и одновременно стерильно-гигиеничного, в кото­ром угасает приятная мягкость прикосновения к челове­ческой руке.

Удручающий признак - все большее исчезновение дерева; а ведь это идеальный материал, твердый и нежный, по природе своей теплый на ощупь; выполнен­ная из дерева, любая форма утрачивает слишком резкие, режущие углы, химический холод металла; когда ребенок обо что-нибудь ударяет такой игрушкой, то дерево не виб­рирует и не скрежещет, а звучит глухо и вместе с тем четко; это материал уютный и поэтичный, переживаемый ребенком как продолжение контакта с деревьями, столом или полом.

Деревянная игрушка не может поранить или испортиться; ее нельзя разбить, она лишь изнашивается; она способна жить долго и, по мере роста ребенка, по-новому соотноситься с его рукой; если деревянная игруш­ка и погибает, то умаляясь, а не вспучиваясь грыжей лопнувшей пружины, под которой исчезают сломавшиеся механические игрушки. Из дерева получаются сущностно полные вещи, вещи на все времена. Ныне, однако, дере­вянные игрушки - например, вогезские деревянные ста­да - почти исчезли; действительно, их можно было изго­товлять только в ремесленную эпоху.

Сегодня в игрушках все химическое, и материал и краска; самым своим вещес­твом они предрасполагают к самочувствию потребителя, а не к удовольствию. К тому же они быстро погибают и после своей смерти уже не обладают для ребенка никакой жизнью".

А теперь я покажу некоторые игрушки, которых точно не могло быть в СССР!


Не думайте, что это очередной мудрёный аксессуар из секс-шопа. Перед Вами всего лишь детская дощечка для скатывания с ледяной горки. Для пущей остроты "зимних приключений" разработчики снабдили изделие ручкой фаллической формы.



Клюшка для гольфа с головкой в виде золотого пениса способна развить у играющего самые непотребные садомазохистские фантазии.



Набор игрушечной стриптизерши появился на полках британских магазинов игрушек в 2006 году. Тогда же некоторые излишне беспокойные зануды растревожились от сомнений, стоит ли такое продавать детям.





























..

Этому ребенку радостно мечтать с любимой игрушкой:


общество потребления, мораль, ссср, капитализм

Previous post Next post
Up