В том и дело, что понятия "кулак" и "крепкий хозяин" были перепутаны либеральными и марксистскими публицистами (и даже большевистскими, при всем отходе их от марксизма). Реальное же знание о селе (Чаянов, Энгельгардт), как правило, игнорировалось. В итоге имеем 2 мифа, одинаково ложных, основанных на одних и тех же неверных посылках: - "в деревне были крепкие хозяева, разбогатевшие исклбчительно своим трудом и предпринимательством. Они взывыали ненависть лоботрясов из комбедов, науськиваемых большевиками" - "все деревенские богачи поднялись на эксплуатации"
При этом игнорируются и чаяновские выкладки о переделах по едокам, о соотношении едоков к работникам и т.д.; и то, что большевики после значительного отхода от марксизма все же пытались продолжать ему следовать и "развивать на селе прогрессивный капитализм" ("обогощайтесь!"(с)).
В общем, слагаемых тут много, но большинство публицистов разных направлений предпочитают мыслить не совсем (или совсем не) верными штампами.
У меня прадеда сельские "активисты" когда раскулачивали, он что то грубое им сказал. А ночью за ним приехали, и больше его не видели. Никогда. Потом семье долгие и долгие годы очень туго приходилось.
Comments 21
В итоге имеем 2 мифа, одинаково ложных, основанных на одних и тех же неверных посылках:
- "в деревне были крепкие хозяева, разбогатевшие исклбчительно своим трудом и предпринимательством. Они взывыали ненависть лоботрясов из комбедов, науськиваемых большевиками"
- "все деревенские богачи поднялись на эксплуатации"
При этом игнорируются и чаяновские выкладки о переделах по едокам, о соотношении едоков к работникам и т.д.; и то, что большевики после значительного отхода от марксизма все же пытались продолжать ему следовать и "развивать на селе прогрессивный капитализм" ("обогощайтесь!"(с)).
В общем, слагаемых тут много, но большинство публицистов разных направлений предпочитают мыслить не совсем (или совсем не) верными штампами.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment