Краткое введение о двигателях легковых автомобилей "для чайников" (можно читать даже девочкам)

Jun 19, 2015 03:05


Не знаю, зачем мне это, но когда-то я обчитался журналов "Мото", и почерпнул оттуда некоторых банальных знаний, которых, тем не менее, почему-то не дают в автошколах и в инструкциях к автомобилям и которыми мне зачем-то хочется поделится. И в том числе для того, чтобы в обрушившейся на меня в комментах критике узнать то, чего я ещё не знаю.

Итак, многие задаются вопросом "Блин, а как же всё-таки правильно ездить на тачке чтобы (нужное подчеркнуть) сэкономить топливо, динамично разогнаться, продлить жизнь двигателю?"
Да очень просто! Но для начала немножко теории. Всех нас когда-то учил или папа за баранкой "Жигулей", или инструктор автошколы на втором "Гольфе". И все они кричали на вас, если вы давали слишком много газу и машина от этого громко рычала. "Спалишь мне двигатель!" - кричали они матом. Но теперь мы выросли, поменяли по две машины, но всё ещё переживаем, чтобы машина громко не рычала. Но где тот предел тишины и громкости, спросите вы?
Короче, определить этот предел (хотя бы примерно) довольно просто.

Берёте и ищите в интернете среди характеристик своего автомобиля параметры максимальной мощности и максимального момента для вашего двигателя, и уже дальше работаете с этими цифрами! Например, для моего Peugeot 3008 с двигателем 1.6VTi это 120 л.с. при 6000 об/мин, и 160Нм при 4250 об/мин. Всё, зная эти цифры мы можем примерно ответить на все поставленные выше вопросы. Причём главные из этих цифр - обороты :)

Итак, моему двигателю совершенно побарабану как громко он рычит, если он работает на оборотах до 6000. Если его крутить на этих оборотах, он не испортится, а будете выдавать максимальную мощность (читайте, скорость, на которую он способен на выбранной передаче). Целесообразность движения на таких оборотах сомнительна (об этом ниже), но машину вы не сломаете  и жизнь двигателю особо не укоротите - инфа 100%. А вот выше - не стоит. Во-первых это вам мало что даст и в разгоне, и прямолинейном движении (тяга падает и лучше переключаться на следующую передачу), а во-вторых - там уже "красная зона" тахометра, т.е. вы вредите двигателю по мнению производителя, который вас предупредил.

Но что с экономией топлива? С экономией топлива на оборотах максимальной мощности всё печально - много топлива сгорает впустую. Для "жигулёвских" двигателей работала формула "70-80% от оборотов максимального момента", но сейчас всё сильно зависит от вашей машины и без графиков момента/мощности не разобраться. Поэтому с экономией простое  правило будет такое: обороты должны быть минимально возможные, но при которых двигатель сохраняет реакцию на нажатие педали газа. Тут нужно не переусердствовать: если двигатель дёргается, работает "внатяг" (например, вы на пятой передаче при скорости 40 км/ч пытаетесь взобраться на горку) - вы и топливо не экономите (педалька газа поди "в пол", да? А это значит бензин вёдрами подаётся в топку, хотя машина и "не едет"), и нагружаете узлы двигателя. Ничего хорошего в этом нет. На горку взберитесь на 3-ей, а с горки можете и 5-ю включить.

Ну а что же динамичный разгон? А с разгоном всё вообще просто. Берёте обороты максимального момента, отнимаете 500, добавляете 500 и в этом диапазоне держите стрелку тахометра. Опять же - за конкретикой лучше нагуглить график распределения момента, но в целом всё так и будет. Для моего двигателя это где-то 3600-4500 оборотов. Т.е. если хотите всех порвать на светофоре, и не пережечь при этом бензина больше положенного, поступаете так: первая - до 4500 оборотов, вторая - до 4500 оборотов, третья - до 4500 оборотов и т.д. Громко рычит двигатель? Пф! Поверьте, ему в эти моменты очень хорошо: топливо сгорает максимально эффективно, газообмен в цилиндрах - идеальный!

Но почему же наши отцы боялись так "крутить" Жигули? Двигателях той эпохи имели максимальный момент на 3500 оборотов, более примитивную ситему охлаждения (двигатель можно было легко перегреть) и высокие обороты вызывали неоправданный жор бензина. Да ещё и без тахометра многие модели шли. Вот и привыкли они выше 3000 не крутить, ориентироваться на слух, и продолжают это делать, пересев на авто, которые можно без капли сомнения кочегарить до 5000.

Это всё общие правила для самых распространённых на сегодня гражданских автомобилей бюджетного и среднего сегмента. В конкретных же ситуациях есть нюансы для разных двигателей (8 и 16 клапанов, турбированных, Опять же, разница меджу дизелем и бензином). Но об этих нюансах я расскажу так же коротко, так же доступно и так же дилетантски в следующем посте. Но только если вы попросите :)

Итак, поздравляю! Сегодня вы научились по паспортным значениям двигателя своего автомобиля определять режимы работы двигателя в соответствии со своими потребностями!
Previous post Next post
Up