Въ настоящій день читано было повѣствованіе изъ Евангелія отъ Іоанна о исцѣленіи словомъ и повелѣніемъ Христовымъ разслабленнаго въ Іерусалимѣ, находившагося при овчей купальнѣ. Здѣсь находилось «великое множество больныхъ, слѣпыхъ, хромыхъ, изсохшихъ, ожидающихъ движенія воды; ибо Ангелъ Господень по временамъ сходилъ въ купальню и возмущалъ воду, и кто первый входилъ въ нее по возмущеніи воды, тотъ выздоравливалъ, какою бы ни былъ одержимъ болѣзнью». Исцѣленный Іисусомъ Христомъ разслабленный находился у означенной купели тридцать восемь лѣтъ. «Іисусъ, увидѣвъ его лежащаго», повѣствуетъ евангелистъ, «и узнавъ, что онъ лежитъ уже долгое время, говоритъ ему: хочешь ли быть здоровъ? Больной отвѣчалъ Ему: такъ, Господи; но не имѣю человѣка, который опустилъ бы меня въ купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходитъ прежде меня. Іисусъ говоритъ ему: встань, возьми постель твою и ходи. И онъ тотчасъ выздоровѣлъ, и взялъ постель свою и пошелъ. Было же это въ день субботній. Посему іудеи говорили исцѣленному: сегодня суббота; не должно тебѣ брать постели. Онъ отвѣчалъ имъ: Кто меня исцѣлилъ, Тотъ мнѣ сказалъ: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто тотъ человѣкъ, который сказалъ тебѣ: возьми постель твою и ходи? Исцѣленный же не зналъ, кто Онъ, ибо Іисусъ скрылся въ народѣ, бывшемъ на томъ мѣстѣ. Потомъ Іисусъ встрѣтилъ его въ храмѣ и сказалъ ему: вотъ, ты выздоровѣлъ; не грѣши больше, чтобы не случилось съ тобою чего хуже. Человѣкъ сей пошелъ и объявилъ іудеямъ, что исцѣлившій его есть Іисусъ» (Іоан. 5, 1-15).
Много поучительнаго и нравоучительнаго представляетъ намъ это Евангеліе. Купель или купальня чудотворная въ Іерусалимѣ изображала собою христіанскую купель крещенія, въ которой получаютъ исцѣленіе отъ душевныхъ недуговъ, т. е. отъ грѣховъ, не одинъ, не два, а всѣ погружаемые во имя Отца и Сына и Святаго Духа по вѣрѣ ихъ или ихъ воспріемниковъ; - и не Ангелъ уже Господень, а Самъ Духъ Святый, Господь животворящій сходитъ въ купель и освящаетъ воду и даетъ ей благодать обновленія, оживотворенія, исцѣленія недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ.
Кѣмъ же исходатайствована и дана намъ эта благодатная купель для возрожденія, очищенія и освященія? - Іисусомъ Христомъ. Безъ этой купели мы были бы вѣчно непотребны, недостойны не только усыновленія Богу, но - и воззрѣнія Божія; ибо Господь Богъ есть Духъ чистѣйшій и гнушается всякой нечистоты грѣха. Будемъ же всѣ тщательно хранить духовную одежду крещенія, одежду чистоты и нетлѣнія и обрученія Духа Святаго, коихъ мы удостоились при крещеніи; а если осквернили уже эту одежду грѣхами и страстями различными, то позаботимся очиститься искреннимъ покаяніемъ и - провождать остальное время нашей жизни въ покаяніи и добродѣтели и приготовленіи къ вѣчности; ибо всѣ мы призваны Господомъ къ святости и правдѣ (Ефес. 5, 9) и къ вѣчной жизни.
Несчастный разслабленныі былъ боленъ тридцать восемь лѣтъ, лежа на одрѣ, и не могъ исцѣлиться потому, что былъ безпомощенъ и не имѣлъ человѣка, который бы тотчасъ опустилъ его въ купальню по возмущеніи въ ней воды Ангеломъ; только Господь, сжалившись надъ нимъ, тотчасъ исцѣлилъ его, сказавъ ему потомъ: вотъ ты выздоровѣлъ, не грѣши больше, чтобы не случилось съ тобою чего хуже.
Этотъ разслабленный изображаетъ собою все недугующее грѣхомъ человѣчество, столько тысячъ лѣтъ страдающее разслабленіемъ грѣховнымъ. Одинъ Христосъ Богъ, единъ праведный и святый, принесшій Себя Самого въ жертву за насъ Богу Отцу для избавленія нашего отъ грѣха, - можетъ исцѣлить насъ отъ грѣховныхъ слабостей, этихъ предтечей вѣчной смерти, которой подвергнутся грѣшники нераскаянные; но для совершеннаго исцѣленія нашего отъ грѣха Онъ требуетъ только совершеннаго покаянія, которое хотя есть дѣло нашей свободной воли, но вмѣстѣ съ тѣмъ есть и величайшій намъ даръ благости Божіей.
Итакъ, разслабленные и удрученные грѣхами грѣшники, будемъ приносить Богу полное, искреннее покаяніе, доказываемое и оправдываемое дѣлами благими, - да сподобимся отъ Христа Бога здравія душевнаго и тѣлеснаго, а главное дѣло - вѣчнаго благополучія и блаженства въ будущей жизни, для которой мы искуплены страданіями и смертію Сына Божія. Только теплое, горячее покаяніе очищаетъ грѣхи и даетъ сердцу нашему здравіе, миръ, спокойствіе, свѣтъ, силу и крѣпость, - дерзновеніе и радость; только слезная купель исцѣляетъ насъ отъ ужасной, злокачественной болѣзни грѣха. Будемъ же плакать о грѣхахъ.
Господи! даруй намъ слезы, скверну сердецъ нашихъ очищающія
[1], да хотя ими Тебѣ угодимъ.
Что возбраняетъ тебѣ каяться, - проливать слезы о грѣхахъ? Эти средства ко спасенію всегда съ тобою, только бы была вѣра во Христа, упованіе на Его милосердіе, непобѣдимое всѣми нашими грѣхами. Нѣтъ нужды теперь ждать, пока возмутится вода въ купальнѣ, да нѣтъ теперь и этой купальни, которая была въ свое время образомъ нашей купели крещенія и слезной купели покаянія. Теперь можно въ своей слезной купелѣ исцѣляться всякій день и часъ, какъ только покаешься.
Сладчайшій нашъ Спаситель Самъ стоитъ у дверей твоего сердца и стучитъ въ нихъ, да отворзешь Ему двери чрезъ покаяніе твое: и Онъ войдетъ къ тебѣ и исцѣлитъ тебя, и укрѣпитъ и утѣшитъ. Се, стою у двери, говоритъ Господь, и стучу. Если кто услышитъ голосъ Мой и отворитъ дверь, войду къ нему и буду вечерять съ нимъ, и онъ со Мною(Апок. 3, 20).
Слава Тебѣ, всеблагому Спасителю нашему, на всякій день и часъ, всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Послѣдованіе ко св. прич., пѣснь 3, ср. троп. 1.
Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). - Изданіе второе, исправленное авторомъ. - СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. - С 203-207.