Домовые.

May 31, 2011 23:25

Оригинал взят у nesamas в Das 10. Capittel. Von der Verehrung der Schlangen

Из комментариев по просьбе varthan

Десятая глава. О почитании змей
содержание

1. Происхождение почитания змей.
2. Как пруссы освящают змей.
3. Виды освящения.
4. Это присуще и литовцем.
5. Об этом несколько историй.
6. Почему змеи так почитаемы?
7. Различные виды почитания змей.
8. Посещение змей.
9. О рогатых и коронованных змеях.

§1. Раньше древние пруссы определенных змей считали святыми и выражали им особое почитание, как и греки, римляне, египтяне, индийцы и др., а такое заблуждение зародилось должно быть от этого: поскольку Сатана искусил Еву образом змеи, то он хотел, чтобы и люди его почитали в таком образе. Поэтому в его славу должны были быть освящены и змеи, как об этом всем, надлежащим образом, излагает Урсин в своем Собрании святых вещей1, и даже были храмы богов у египтян называемые draconia2, потому что они называли змею divinissimum animal, божественным животным3. Поэтому и некоторые языческие короли и другие высокие правители, очень хотели, чтобы их считали божественными, доказывали как будто они порожденные змеи, как можно почитать об Александре Великом4 и других. В настоящее время китайские короли, подчиненные которых (его - прим.) величество считают божественным, надевают драконью кожу и так дают аудиенцию зарубежным посланникам5. О Тиберии, римском императоре, читаем, что он змею очень почитал и сам ее ел6.

§2. Так пруссы восхваляли змей, которых они, без сомнения, сначала освящали или по крайней мере заботились, чтобы вайделот их освятил. А что происходило освящение - следует из того, что еще в этому году в Надрове, Скалове, также и в Судове всякий хозяин прусс в своем доме не держит ничего непосвященного живого, будь то корова, теленок, конь, свинья и т.д. или даже зерно, как можно будет больше прочитать в разделе о старых праздниках пруссов.

§3. А освящение змей, сколько описывает Йонас Бреткунас в своей рукописи7, происходило вот как. Приглашенный вайделот или малдиник8, который приносит с собой одну или несколько змей, тогда накрывают стол, на него ставят ковшик9 с выпивкой и кувшин пива. Вайделот молится, и ему молятся, змея должна вылезти из его корзинки и заползти на стол, тогда он [вейделот] быстро вокруг змеи делает круг, а змея лежит словно неживая, пока вайделот говорит свои молитвы, которых бывает много. Тогда змею обливают пивом из освященного ковшика, то есть чашки, потом она снова шевелиться и, по приказу вайделота, притрагивается к некоторой еде, тогда, используя полотенце, направляют (ее - прим.) со стола, а вайделот, запоминая место, которое змея хочет занять, и его освящает своей молитвой. Когда змея устроилась в своем месте, хозяин с вайделотом и другими домочадцами веселятся и посвящение заканчивают выпивкой и различными утехами.

§4. Таких освященных змей, кроме пруссов, почитали и литовцы, и жемайты, еще много где их находят. Об этом говорит не только господин барон Сигизмунд фон Герберштейн10, который сам в Троках, литовском городе недалеко от Вильнюса видел и узнал. Также Матей Стрыйковский или Гвагнин в труде Европейская Сарматия11; хотя кое-где остались и сейчас в Жемайтии так крепко убежденные, что они правда навлекут ужасную беду, если от змей отказаться, и здесь они любят ссылаться на повседневный опыт.

§5. Несколько лет назад в окрестностях Инстербурга12 служил слуга, родом из деревни возле леса по ту сторону литовского Георгенбурга13. Он с правдоподобными деталями рассказал как факт, что в той местности несколько деревень, хотя и очень скрытно, но у них все еще есть вайдила, которого они называет monininks (происходит из moniu или maniau "понимаю, знаю"). Этот в известное время, но обычно весной или осенью, известным знаком собирает людей, известными волшебными молитвами собирает несколько змей и их заколдовывает известными причудами. Тогда на стол несут еду и выпивку, а змеям также накрывают отдельное место и ставят молоко; и когда они по приготовленной доске, которая также накрывается, заползают на стол и там по воле монинка касаются всей еды, тогда начинается пир и он заканчивается тем, что сильно выпивают. Закончив пир, каждый участник должен излить душу вайделоту, почему он был нехорошим, кто ему причинил вред или его обидел и какой вред он захочет сделать своем обидчику. Если только кто-то захочет своему обидчику испортить хлеб, то вайдила берет змею в обе руки, снова ее заколдовывает, снова говорит несколько своих волшебных молитв и тогда кидает ее в дверь или в окно наружу, произнося: «Szmirsƶ̀t per esƶ̀e», то есть «иди через пашню». И тогда рожь того человека и другие хлеба в поле будут испорчены градом или какими-нибудь вредителями. Если вайдила произносил: «Sƶ̀miksƶ̀t per arrůda?», тогда были бы испорчены запасы хлеба, если произносил: «Szmiksƶ̀t per twartus?», то таким образом подох бы скот и т.д. Какие еще проводились обряды, упомянутый слуга не помнил. Из этого видно, что старое язычество в тех местах еще не уничтожено. А этот [колдун] был Ƶaltonis, то есть «знаток змей»14.

§6. А причина, почему пруссы так сильно ценят змей, без сомнения, была в таких странных случаях со змеями как моя, раньше рассказанная Дивулисом15, история о змеином гнезде у Лабьявы16, в подобных случаях люди это и другое запомнили. Прусы думали, что за самими змеями само собой стоит наблюдать. Сколько мне удалось услышать от одного жемайта, с которым говорил в Вишвеле17, в Рагнитской области в Скаловии, то они змей почитали, и вот почему: Бог змей, говорил он, давал змеям то, что не давал другим животными, - без всяких внешних органов, она может так быстро ползать и удрать, как только могут другие животные своими перьями, крыльями и ногами, так в змеях должен храниться необычайный удивительный (по их словам - божественный) дух, которая её гонит. Змеи сами по себе не умирают, если не случится так, что их убивают или они умерщвляются другими животными, потому что каждый год они всё омолаживаются, одевая либо сбрасывая старую кожу. Так, говорил этот жемайт, если чего-то важного желая ты видишь змею, это должно быть знак, что повезет. Удивившись выводам этого старого жемайта, я припомнил что когда-то я читал в орденской хронике из библиотеки Его Светлости господина Йохана Дитриха фон Тетау18, Прусского канцлера. Галинды, намеревающиеся вторгнуться в Мазовию с юга, утомленные у озера увидели, что к ним через озеро плывет уж. Они начали кричать о удаче, изрекая: «Наш бог Потримпс19 с нами! Встаем, идем вперед!»; полные надежд направляются в Мазовию, завоевывают также хороших людей. Но когда обратно возвращались чувствуют себя слишком в безопасности, многих из них мазуры убивают.

§7. Хотя змей не восхваляли одинаково. Дома змей держали возле печи или в углу избы. Некоторых кормили в дубах, а в определенное время их посещали. Этим змеям отдавали уважение больше женщины, когда обращались к Лаймеле20 как к богине человеческих плодовитости и рождения21 - она должна была позаботиться, чтобы мужчины были шустрые в заботе о детях и такими же сохранились. И в ее славу держали змей. Домашних змей кормили молоком и пригодной едой для них, хотя осенью обычно вайделот или, в отсутствие него, хозяин, хотя и немного знающий языческие вещи, должен известными ему молитвами выманить змею из ее miggi22 (так они называют логово змеи), чтобы она приползала до стола. А стол должен был быть обставлен всякой едой, кроме того, со стола до пола должно было свисать белое полотенце, с помощью которого змея должна была заползти на стол, часто также и попробовать на стол положенную пищу или хотя бы ее коснуться. И это был знак, что хозяину и его дому весь год будет везти. Но если вайделот не смог выманить змей из их гнезда, это был знак, что хозяину и его дому в этом году случится несчастье: или ему самому, или домочадцами, скоту или полям. Хотя сейчас здесь у нас таких выдумок мало, потому что таких вайдил или заклинателей змей иметь во всех местах прусской Литвы сейчас невозможно.

§8. Некоторые люди весной искали змей, хватали их живых и ими проводят по всем частям лошадиного тела, думая, что тогда лошади хорошо пойдут в руку23. А если змеи сами плодятся в хлеву, то их не изгоняют, но оставляют дикими в их гнездах. А если они замечают, что змея появляется у коровьего вымени и сосет молоко, считают это знаком удачи, потому что они вбили себе в голову - где держится змея, там удача и счастье.

§9. Многие из них особенно жаждут змей с рогами, которых они могут поймать покрывалом, развернув его туда, где бывает такие змеи. Они приписывают им большую силу нести счастье24, а о почитании таких змей можно прочитать Юлия Цезаря Скалигера25.

1. В ориг.: Ursin[us] in Analect[is]
Преториус ссылается на: L. 1, c. 6, pag. 7. et seqq.
[Ursinus, Ioannes Henricus, Analectorum sacrorum libri sex […], Hermsdorffii, 1658; 1668.]
2. Преториус ссылается на: Horus Lib. 1. Hieroglyph.
[Horus, Apollo - Horappolo, q. ex. multies ed.: Hieroglyphica de sacris notis […] libri dio com versione Jo. Merceri, Paris, 1548; Heroglyphica de sacris notis et sculpturis, interpr. Joh. Mercerus, Paris, 1551; Bildschrift oder entworffene Wahrzeichen dero die uhralten Aegyptiers […] geprauch habend, Basel, 1554; Hieroglyphica de sacris aegyptiorum notis, Paris, 1574; Hieroglyphica, a Dav. Hoeschelio illustr[ata], Augusta, 1595; Selecta Hieroglyphica, [s.l.], 1597.]
Русскому переводу ничего об этом неизвестно, хотя достаточно данных о связи царя и змеи.
На первый взгляд похожее есть здесь.
3. Преториус ссылается на: Euseb. Lib. 1. Praepar. c. ultim. [et] Lib. 2. c. 3.
[Eusebius, Pamphili, Evangelica praeparatio […], Coloniae, 1688.]
4. В ориг.: vom Alexandro Magno
Преториус ссылается на Plutarchus de Tac. Alex. Or. 2.
[Plutarchus, q. ex multies ed.: Vitae comparate illustirum virorum, Lugdunum, 1548; 1560; 1562; Francofurtum, 1600; Leben […] der herrlischsten Männer […], Frankfurt am M., 1616.]
Видимо речь идет про этот отрывок:
«Говорят также, что Филипп потерял тот глаз, которым он, подглядывая сквозь щель в двери, увидел бога, спавшего в образе змея с его женой. Как сообщает Эратосфен, Олимпиада, провожая Александра в поход, ему одному открыла тайну его рождения и настоятельно просила его не уронить величия своего происхождения».
5. Преториус возможно ссылается на Pigafett[us], L. 3, c.2.
[Pigaffeta, ? Filipus possib. cit. ex. Maiolus, Simon, q. ex multis ed.: Dies caniculares hoc est colloqia tria et viginti physica, nova et penitus admiranda ac summa iucunditate concinnata, Ursellis, 1600; Moguntia, 1607; 1610-1613; Colonia, 1607-1608; Moguntia, 1614; 1615; Dierum canicularium tomi VII. Ed. 2, Frankofurti, 1642; cap. 2.]
Видимо речь о:
«Затем он входит внутрь змеи, называемой «нага» сделанной с небывалым великолепием и помещающейся в самом большом дворе дворца. Государь и жены его входят внутрь, так что никто точно не знает, кто из них действительно государь. На народ он смотрит через большое стекло, помещающееся в груди змеи».
6. Преториус ссылается на: Camerar, hor. Suec. Cent. 2, c. 9, pm. 31, seqq.
[Cammerarius, Philippus, q. ex multies ed.: Operae horarum subcisivarum, sive meditationes historicae […] centuria, Frankofurti, 1625-1642; 1644; 1644-1650; 1658; 1685.]
7. Видимо речь идет о потерянных фрагментов Chronicon des Landes Preussen.
8. В ориг. Maldininks, т.е. «тот, кто молится».
9. В ориг. Kauszel
10. Преториус ссылается на: In Comm. Rer. Muscov. pm. 84
[Herberstein, Sigismundus, Rerum Moscoviticarum commentarii […] Vide b (48).]
См. свидетельства Герберштейна о поездке в Троки (это, конечно, лит. Trakai или нем. Traken, польск. Troki):
«Там (НГ В этих уединенных местах) и поныне очень много идолопоклонников (НГ одни почитают огонь, другие - деревья, солнце или луну; есть и такие), которые кормят в своих домах [вроде пенатов] неких змей на четырех [коротких] лапках, напоминающих ящериц (НГ только крупнее), с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они Giwoites (giowites - так! - А. Н.). В установленные дни они производят в домах очистительные обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место (НГ другие зовут их Jastzuka, иные же - Szmya 716. У них есть (определенное) время, когда они кормят своих богов: посреди дома ставится молоко, а сами они располагаются на коленях по лавкам; тут появляется змея и шипит на людей, как рассерженный гусь, - и тогда люди молятся и поклоняются ей со страхом.). Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество [змею]».
11. В ориг. Sarmatia Europaea. Речь идет о Sarmatiae Europeae descriptio.
12. Нем. Insterburg, польск. Wystruć, лит. Įsrūtis. Совр. руск. Черхняховск.
13. В оргиг.: Littawisch Georgenburg. Совр. лит. Jurbarkas. Руск. до 1917 г. Юрбург.
14. В ориг.: Schlangen-Meister, т.е. может быть и «хозяином», т.д.
15. В ориг.: Dywullis.
16. В ориг.: Labiaw. Нем. Labiau, лит. Labguva, совр. рус. Полесск.
17. В ориг.: Wiesƶ̀will.
18. В ориг.: Joh. Dietr. von Tettau.
19. В ориг.: Padrympus.
20. В ориг.: Laimele.
21. В ориг.: alß eine Göttin der Geburt undt Fruchbahrkeit der Menschen.
22. Этимологически связано с др.-прус. прич. прош.вр. enmigguns III 8122; лит. įmigęs; прош. вр. 3л. др.-прус. ismigē III 10113, лит. диал išmigo.
23. В ориг.: zur hand gehen.
24. Преториус ссылается на: Vide h. lib, p. 17.
[Msc. Prätorius, Matthäys, Deliciae Prussicae, oder Preussische Schaub¨hne, lib. 4, cap 5.]
25. Преториус ссылается на: Scalig. in Sub Tit. ad Cardan Exerc. 83. Sec: 2 et Gerhard Joh. Vossig L. 4 de Orig. et Progres. idolatr. c. 63
[Scaliger, Iulius Caesar, Exotericarum exercitationum liber XV. De subtilitate […], Hanoviae, 1634; Francofurti, 1665;
Vossius, Gerardus, possib. Duo tractatus […] de historicis Latinis […] et Graecis, Francofurti ad M., 1677.]

Между тем, обычай сей, оказывается, присущ отнюдь не исключительно лицам балтийской национальности.



Тюркоязычныя гагаузы. Неожиданно, не правда ли?

Но и это еще не всё.



Молдоване? Албанцы? Армяне?
Что их вообще связывает?

А самое интересное - найдется ли подобное у каких-нибудь славян?



Походу, особо не нашлось.

Итак, налицо проблема - каким образом этот домашний бог со славянским именем "Домовой" у гагаузов и со славянским же именем "Szmya" у жемайтов сумел обползти самих славян, географически, сами понимаете, неизбежных?

Или не сумел?

giwoites, Βασιλίσκια, Еιρωλογια

Previous post Next post
Up