Предположим, что "Знак Рюриковичей" изначально представлял собой изображение реального предмета. Какой это предмет?
Рассмотрим самую раннюю версию "Знака Рюриковичей" - знак, традиционно приписывавшийся Святославу Игоревичу. Выглядит он так:
Артамонов М. И. История хазар. 1962
Чтобы выделить в этом изображении наиболее важные элементы, без которых оно потеряло бы своё узнаваемое значение, рассмотрим наиболее схематичные варианты этого знака, а именно граффити на монетах:
Мельникова Е.А. Граффити на восточных монетах из собраний Украины. 1994
Как видим, необходимым элементом изображения является треугольный выступ снизу и две вертикальные линии. Обратим внимание, что на приведенной выше костяной печати из Белой Вежи эти вертикальные элементы загнуты петлёй вниз.
Какие требования мы могли бы предъявлять предмету, достойному быть изображенным на княжеских печатях?
В первую очередь, можно предположить, что этот предмет как-то связан с профессиональной деятельностью такого лица. Кроме того, он должен подчеркивать высокий статус владельца.
А какая профессия была у князя Руси? Ну, например: "Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется "кружением", а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севернее и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав."
Константин Багрянородный. Об управлении империей.
Зимой по просторам Древней Руси удобнее всего перемещаться по замёрзшим рекам. А чтобы копыта коней княжеской дружины не скользили по льду, применяются специальные устройства:
Кирпичников А. Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв. 1973
Итак, ледоходные шипы для коня. Треугольный (пирамидальный) шип внизу и вертикальные элементы, загибающиеся при установке, в наличии.
По Ибн-Русте, славянам статус владельца такого дивайса был особенно понятен: "Рабочего скота у них мало, а верховых лошадей имеет только один упомянутый человек. Глава их коронуется; ему они повинуются, и от приказаний его не отступают. Жилище его находится в средине страны Славян. Помянутое выше лицо, которого титулуют они "главою глав", зовется у них свият-царь; это лицо стоит выше субанеджа (жупана), который есть только его наместник. Царь этот имеет верховых лошадей..."