Для вящей географической уверенности, напомним еще одну василисечью сказочку, на этот раз - с точным указанием координат.
Морской царь и Василиса Премудрая.
"Жили мышь с воробьем ровно тридцать лет так дружно: кто что ни найдет - все пополам. Раз воробей нашел маковое зернышко. «Что тут делить? - подумал он. - Раз куснуть - нет ничего!» Взял да и съел один зернышко. Спознала про то мышь и не захотела больше жить с воробьем. «Давай, - говорит ему, - давай драться не на живот, а на смерть; ты собирай всех птиц, а я соберу всех зверей». Так и сделалось; собрались и звери и птицы, бились долго-долго. В этом бою побили одного орла; тот полетел на дубок и сел на ветку.
На ту пору мужик в лесу охотился; охота была неудачная. «Дай, - подумал мужик, - хоть орла убью». Не успел он взяться за ружье, как орел провещал человеческим голосом: «Не бей меня, добрый человек! Я тебе ничего худого не сделал». Мужик пошел от него прочь, ходил-ходил, не нашел никакой птицы; подходит в другой раз к дубу и хочет орла убить. Уж совсем было приловчился, орел опять упросил его. Мужик пошел от него прочь; ходил-ходил, не нашел ничего; поравнялся опять с орлом, приложился и выстрелил - ружье у него осеклось. Проговорил орел: «Не бей ты меня, добрый человек, в некую пору пригожусь я тебе. Возьми лучше к себе, выхоли да вылечи».
Мужик послушался, взял орла в избу к себе, стал его кормить мясом: то овцу зарежет, то теленка. В дому мужик жил не один; семья была большая - стали на него ворчать, что он весь на орла проживается. Мужик терпел долго; наконец говорит орлу: «Полетай, куда знаешь; больше держать тебя не смогу». - «Пусти меня сил попробовать», - отвечает орел. Взлетел орел высоко, опустился наземь и говорит мужику: «Продержи меня еще три дня». Мужик согласился.
Прошло три дня; молвил орел мужику: «Пора нам с тобою рассчитаться; садись на меня». Мужик сел на орла; орел взвился и полетел на сине море. Отлетел от берега и спрашивает у мужика: «Погляди да скажи, что за нами и что перед нами, что над нами и что под нами?» - «За нами, - отвечает мужик, - земля, перед нами - море, над нами - небо, под нами - вода». Орел встрепенулся, мужик свалился; только орел не допустил его упасть в воду, на лету поймал. Взлетел орел на середину синя моря, опять стал спрашивать: «Что за нами и что перед нами, что над нами и что под нами?» - «И за нами - море и перед нами - море, над нами - небо, под нами - вода». Орел встрепенулся, мужик свалился и упал в море; орел не дал ему потонуть, подхватил и посадил на себя.
Подлетают они к другому берегу; стал опять орел спрашивать: «Что за нами и что перед нами, что над нами и что под нами?» Отвечает мужик: «За нами - море, перед нами - земля, над нами - небо, под нами - вода». Орел встрепенулся, упал мужик в море, стал совсем тонуть, чуть-чуть не захлебнулся... Орел вытащил его, посадил на себя и говорит: «Хорошо тебе тонуть было? Таково-то и мне было сидеть на дереве, как ты в меня из ружья целился. Теперь за зло мы рассчитались; давай добром считаться».
Взлетели они на берег; летели близко ли, далеко ли - видят посеред поля медный столб. «Прочти на столбе надпись», - приказывает орел мужику. Мужик прочел. «За этим столбом, - говорит, - стоит медный город на двадцать пять верст». - «Ступай в медный город; тут живет моя сестрица. Проси у нее медный ларчик с медными ключиками; что б она тебе ни давала, ничего другого не бери - ни злата, ни се́ребра, ни каме́нья самоцветного». Приходит мужик в город и прямо к царице: «Здравствуй! Тебе брат поклон шлет». - «А как ты знаешь моего брата?» - «Да я кормил его, больного, целые три года». - «Спасибо тебе, мужичок! Вот тебе злато, и се́ребро, и каме́нье самоцветное - бери сколько душе угодно!» Мужик ничего не берет, только просит медного ларчика с медными ключиками. Она ему отказала: «Нет, голубчик! Это для меня стоит, дорого». - «А дорого, так мне ничего не надобно». Поклонился, ушел за город и рассказал все орлу. «Ничего, - промолвил орел, - садись на меня». Мужик сел, орел полетел.
Стоит посеред поля столб - весь серебряный. Заставил орел мужика надпись читать. Тот прочел. «За этим столбом, - говорит, - стоит город серебряный на пятьдесят верст». - «Ступай в серебряный город; там живет моя другая сестрица, спроси у нее серебряный ларчик с серебряными ключиками». Мужик приходит в город, прямо к царице, орловой сестрице; рассказал ей, как у него братец орел проживал, как он его холил и кормил, и стал просить серебряный ларчик с серебряными ключиками. «Правда, - сказала царица мужику, - ты сберег моего братца; бери, сколько хочешь, злата и се́ребра и каме́нья самоцветного, а ларчика не отдам». Мужик вышел за город и рассказал все орлу. «Ничего, - сказал орел, - садись на меня». Мужик сел, орел полетел.
Стоит посеред поля столб - весь золотой. Заставил орел мужика читать на столбе надпись. «За этим столбом, - прочел мужик, - стоит золотой город на сто верст». - «Ступай туда; в этом городе живет моя любимая сестрица, - проговорил орел, - проси у нее золотой ларчик с золотыми ключиками». Мужик пришел прямо к царице, орловой сестрице; рассказал ей, как жил у него орел, как он за больным орлом ухаживал и чем его кормил-поил, и стал просить золотой ларчик с золотыми ключиками. Та слова ему не сказала - сейчас отдала ларчик: «Хоть дорог мне ларчик, а брат дороже!» Мужик взял подарок и вышел к орлу за город. «Ступай теперь домой, - сказал ему орел, - да смотри не отпирай ларчика до самого дому». Сказал и улетел.
Мужик долго крепился, да не выдержал до своего времени: не дошедши до двора, открыл золотой ларчик, и только успел открыть - как стал перед ним золотой город. Мужик смотрит - не насмотрится; чудно́ ему показалось, как это из ларчика да целый город выскочил! Меж тем царь той земли, на которой раскинулся золотой город, прислал сказать мужику, чтобы он или отдал ему город, или то, что есть у него дома и чего он не ведает. Не захотелось мужику отдавать города; он подумал: «То, чего я не знаю, не жалко и отдать будет!» и согласился на последнее. Только вымолвил ответ свой, глядь - города нет: стоит он в чистом поле один-одинехонек, а возле него золотой ларчик с золотыми ключиками. Взял мужик ларчик и поплелся домой.
Приходит в свою избу, а жена несет ему младенца, что без него родила. Тут только спохватился мужик и спознал, чего просил у него царь земли неверной. Делать было нечего; раскинул он золотой город и стал до времени растить сына. Стало сыну осьмнадцать лет; царь земли неверной прислал сказать, что пора-де рассчитаться. Поплакал мужик, благословил сына, да и послал к царю.
Идет молодец путем-дорогою, подходит ко Дунаю-реке и прилег тут на бережку отдохнуть. Видит он, что пришли двенадцать девушек - одна другой лучше, разделись, обернулись серыми утицами и полетели купаться. Молодец подкрался и взял платье одной девушки. Накупавшись, утицы вылетели на берег. Все оделись; одной недостало платья. Одетые улетели, а та стала плакать и просить молодца: «Отдай мое платье; не в кую пору сама сгожусь я тебе». Молодец подумал-подумал и отдал ей платье.
Приходит он к царю неверному. «Слушай, добрый молодец! - говорит царь земли неверной. - Узнай ты мою меньшую дочь; узнаешь - пущу тебя на все на четыре стороны, не узнаешь - пеняй на себя!» Только вышел молодец из дворца, меньшая царевна навстречу ему: «Отдал ты мне платье, добрый молодец, пригожусь и я тебе. Завтра отец мой будет показывать тебе всех нас, сестер, и велит меня угадывать. Мы все похожи одна на другую; так ты смотри: у меня на левом ухе будет мошка ползать».
Наутро зовет к себе молодца царь неверный, показывает ему двенадцать своих дочерей. «Угадай, - говорит, - которая меньшая дочь?» Молодец посмотрел: у которой на левом ухе мошка, на ту и показал. Завопил, закричал царь: «Слушай молодец! Тут подлог есть, да я тебе не игрушка. Выстрой к завтрему мне белокаменные палаты; мои, вишь, стары, так я хочу в новые перейти. Выстроишь - отдам за тебя меньшую дочь, не выстроишь - живого съем!» Запечалился молодец, идучи от неверного царя, да царевна ему навстречу. «Не кручинься, - говорит, - молись богу да спать ложись; к завтрему все готово будет». Лег молодец, заснул. Поутру глядь в окошко - стоит новый дворец, мастера ходят кругом да кой-где гвоздики поколачивают. Царь земли неверной отдал свою меньшую дочь за молодца: не хотелось ему отступиться от своего слова царского. Да и замысла покинуть - тоже не хочется: задумал он съесть живьем молодца и с дочерью. Пошла молодая посмотреть, что делает ее батюшка с матушкой; подходит к двери и слышит, что они совет советуют, как дочь с зятем съесть.
Побежала царевна к мужу, оборотила его в голубя, сама перекинулась в голубку, и полетели на свою сторонку. Проведал про то царь неверный, послал их догонять. Догонщики мчали-скакали, никого не нагнали, увидели только голубя с голубкою, да и вернулись назад. «Никого не нагнали, - сказали они царю своему, - только и видели голубя с голубкою». Царь догадался, что это они были; рассердился на догонщиков, перевешал их и послал других. Погнались эти, мчали-скакали, прискакали к реке, а у той реки стоит дерево; видят, что нет никого, и вернулись к царю. Рассказали ему про речку, про дерево. «Это они и были!» - закричал царь земли неверной, велел перевешать и этих догонщиков. Погнался сам.
Ехал-ехал и наехал на божью церковь. Он в церковь, а там старичок ходит да свечи перед иконами зажигает. Спросил царь у него, не видал ли он беглецов? Старичок сказал, что они уж давно ушли в золотой город, что стоит на сто верст. Ударился царь неверный от злости оземь, да делать-то было нечего - поворачивай оглобли домой. Только что он уехал, церковь оборотилась царевною, а старичок - добрым молодцем, поцеловались, да и пошли к батюшке с матушкой в золотой город, что раскинулся на сто верст. Пришли и стали там жить да поживать да добра наживать."
да, да, снова он...
Откуда мы знаем, что царевну звали Василисою? Дык, у Афанасьева собрано аж восемь вариантов этой сказки. В некоторых из них принцесса названа по имени:
"Тут прилетели двенадцать колпиц, ударились о сырую землю, обернулись красными девицами и стали купаться. Царевич украл у старшей сорочку, сидит за кустом - не ворохнется. Девицы выкупались и вышли на берег, одиннадцать подхватили свои сорочки, обернулись птицами и полетели домой; оставалась одна старшая, Василиса Премудрая."
Обратите внимание, что в первом варианте девицы пришли к берегу человеками, разделись и оборотились в птичег ради купания. Что, в общем-то, логичнее...
Итак, географию мы определили, посмотрим, что там есть еще интересненького. Вот, например, есть такая версия:
"Если не сумеешь этого сделать, ты погиб навеки: у морского царя кругом всего дворца стоит частокол высокий, на целые на десять верст, и на каждой спице по голове воткнуто; только одна порожняя, не угоди на нее попасть!"
О, а вот и забор с головами показался!
"Жил-был богатый купец. Пошел он ходить по чужим сторонам, дошел до реки и захотел пить; стал он в той реке пить, и схватил его Чудо-Юдо Беззаконный и просит: «Отдай ты мне, чего дома не знаешь». "
О, и
мосальска губа здесь! Впрочем, не забываем о головах и о заборах:
"Он пошел той проталинкою и дошел до моря синего. По одну сторону моря синего плавает семьдесят семь уточек, по другую сторону изгорода стоит, на изгороде висят всё человечьи головы. Говорит Иван купецкий сын: «Быть моей головушке на этой изгороде!» А сам слезно плачет. Вышла к нему девица-красавица и спрашивает: «Об чем ты, добрый мо́лодец, плачешь?» - «Как же мне не плакать? Шел я много время, а никак не найду Чуда-Юда Беззаконного». Девица в ответ ему: «Шагни назад три шага - и будешь там». Он шагнул назад три шага и очутился в большом доме."
Обратите внимание, что в данной версии птички отдельно - девички отдельно. Что, в общем-то, еще логичнее...
Зато мы теперь знаем, что та сторона - всего в трех шагах...
"Вдруг озеро разделилось на две стороны - промеж вод открылась сухая дорога. Мальчик отправился этой дорогою и пришел в самую глубь - к черту."
"И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них."
Шутка.
Но насчет Чуда-Юда не шутка, походу, это тот самый:
"Воротился мо́лодец домой, а черт приказывает ему третью задачу: «Прилетает сюда по вечерам трехглавый змей и моих голубей поедает, так ты его так проучи, чтоб вперед не показывался!» Говорит мо́лодцу мудрая жена: «Тот змей - сам нечистый будет!» - и научила его, как надо со змеем расправу чинить."