КОЕ-ЧТО О ПРИЧИНАХ ЗАГАЗОВАННОСТИ КУЗНЕЦКОЙ КОТЛОВИНЫ

Jul 20, 2010 04:58



В кемеровском интернет-пространстве или, как принято говорить, блогосфере на этих днях замелькал персонаж с простой фамилией «Петров» и порядковым нумером - «19».

Эдакий фельдфебель со сталинскими усами. Готовый всех построить и выдать указания на настоящее, будущее и прошлое. Тому - сапоги почистить. Этому водку не жрать.  Третьему и четвёртому про секс не думать. Пятому-десятому - не выражаться. Всем - вести себя по уставу. В смысле: знать своё место в строю и не выёбываться.

Фельдфебель выступает как под своим именем, так и под чужими. В ответ на шепотки с галёрки: «Пошёл на хуй», - свирепеет. Молодым литераторам его свирепость где-то даже в кайф. Они, дошлые в АйТи-технологиях, быстро вычислили гражданина начальника и посмеялись над ним.

Почему смешон литературный фельдфебель? Потому что думает - это он ЛИТЕРАТУРА. А литература существует сама по себе. И никто ей не указ.

Вот кемеровский поэт Игорь Кузнецов экспериментирует на грани стиха и прозы. Ну, попробуй, запрети. Евгений Алёхин матом ругается и пишет нечто несообразное - у самого Фрейда уши краснеют. Дмитрий Хоботнев, понимашь, про пьянку. Да с таким знанием предмета и заразительностью, что, ещё не вмазав, уже опохмелиться охота.

Некоторые эсперименты вполне успешны. Скажем, не нравится мне как человек Дина Ахметова, она же Анастасия Добжанская, она же ещё кто-то, но у неё в багаже уж десятка два коммерчески значимых детективов. Литература ли это - вопрос. Но что есть, то есть. Стоит разговора.

Но разговора нет.

В Юрге пробует себя в жанре «женской прозы» пока мало кому известная Людмила Солнцева. Наталья Колесова из Новокузнецка завоёвывает Москву своими фантастическими опусами. Правда, у неё, на мой взгляд, более интересны мини-повести из жизни полубогемы-полубизнеса. Да и ладно - нехай работает, куда работается. И остальным Бог в помощь.

Ни на кого не похожий кемеровчанин Андрей Иванов пишет ясную и трагическую прозу. За его новую повесть «Ржа» враждуют сразу несколько журналов. Пока что она печатается в «Огнях Кузбасса».

Но что правда, то правда: читательский сегмент регионального издания слишком узок для этого прозаика. Пора пришла выходить с просёлков на федеральные трассы. Фельдфебель, однако, предостерегает: «Не сметь!».

Да всё «не сметь». Говорю ж: сматерился, попав молотком по пальцу, тут же тебе санкция. Пока моральная. Но, думаю, скоро дойдёт и до физических - больно силён напор. Да и поддержка есть. Уже слыхать о «сигналах» в административные инстанции, дескать, принимайте меры.

Почему литературное сообщество вновь превращается в гадюшник? Почему начинается выяснение отношений и раздача регалий: этому дала, этому не дала, а этот подожди - повзрослей да и вообще сиди, может, нихера не получишь, рыло мне твоё не нравится.

На последнем обсуждении «Огней Кузбасса» Виталий Крёков со всей своей неуклюжей искренностью сказал о неблагополучии «в датском королевстве». Да он много об этом говорит. И ведь прав. Литераторы как-то обвально постарели. Сплошь седины, пузы и лысины. В правлении одни пенсионеры. В редакционной коллегии областного журнала - тоже.

В сонмище пожилых авторитетов  затесался  Дмитрий Мурзин, да ведь, во-первых, он один, а во-вторых, тоже не мальчик, за сорок ему, пора бы уж стихи перестать кропать и заняться каким-нибудь полезным делом.

Ну, ладно, у этого фонтан ещё не иссяк. Но у престарелых былого порыва и былой естественности нет. Помнятся из прошлого городские, вернее, «соцгородские», был такой район в Кемерове, стихи Сергея Донбая, он их любит перечитывать на встречах с читателями. А новые, на мой вкус, более версификаторство, чем поэзия.

Как и стихи Бориса Бурмистрова, Александра Каткова, Валерия Зубарева - «проголосую списком». Прав был Виктор Баянов, честно  заявивший однажды, мол, иссяк, чего вымучивать из себя поэта…

Александр Ибрагимов ушёл в подрастающее поколение. Его студия научила, как мне кажется, половину города слагать строчки с рифмами на конце. Только количество не спешит перейти в качество. Как и у Любови Никоновой, торящей ту же тропу, но в Новокузнецке.

Володя Соколов всё переделывает старое да подрабатывает литературной халтурой, переписывая сочинения Анатолия Имгера. Владимир Иванов «подсел» на прозу. Но в этом жанре пока скромен по части успехов.

Как, положа руку на сердце или, лучше сказать, по гамбургскому счёту, без дураков и экивоков, все остальные. Вялы повести Виктора Арнаутова, а как энергично начинал своими рыбацкими рассказами. Демонстрация бега на месте - Юлия Лавряшина. Просто смешон затеявший историческую эпопею Сергей Павлов - ошибок в описаниях материального быта сибиряков старого времени у него не счесть. Оно бы надобно сначала изучить предмет, о коем захотел поведать миру.Да недосуг. И вот неудобно за человека.

Исключение, может быть, Сергей Солоух, который живёт сам по себе и сам в себе развивается. Но этот вовсе оригинал. Не от мира сего - ему интереснее рок-н-ролл 1970-х годов. А наше сегодняшнее литературное бытие никак не интересно.

Премии за литературные заслуги, однако, регулярно получаются теми, кому надо. Наши, региональные, конечно. На Букера или, тем паче, Нобеля, не тянем.

Премии, естественно, распределяются кулуарно, приватными решениями департамента культуры и литературного синедриона: как бы своих не забыть, у того завтра юбилей, у этого уж был, сталбыть, этому сегодня дадено пускай будет, а тому - завтра.

Всех, говорю, отметили. В штате Дома литераторов Кузбасса нет ни одного не увенчанного лаврами. Вроде пора по другому ряду обносить, как стопарями на сельских поминках. Да как-то неудобно. Надо молодых вытаскивать на дневной свет из катакомбного их жития. Только неохота.

Молодым же всё пох. Живут, сучьи дети, как хотят. А строиться и выслушивать фельдфебельский брюзгливый пердёж не хотят. Так что пердит «ПЕТРОВ19» исключительно в атмосферу.

Чем увеличивает промышленную загазованность Кузнецкой котловины (см. заголовок).

Василий ПОПОК.

Up