Олег Лейбович должен был читать у нас курс в Шанинке, когда я учился там в магистратуре. Но, к сожалению, он сломал себе что-то и не приехал (это было в мире до ковида и удалёнки).
Сейчас я читаю его книгу 1993 года (я пошёл в первый класс, а он уже издавал книги) и особо сильно жалею, что не имел возможности послушать его вживую.
Книга представляет собой редкий пример теоретического обобщения советской истории на базе теории модернизации - с попыткой не просто приложить рамку к материалу, но выявить, а главное объяснить особенности модернизационного процесса в Советском Союзе.
Что характерно, объяснительная модель сталинского общества у Лейбовича перекликается с моделью у Лациса, про которого я много писал в прошлом месяце.
Он также указывает, что переход от традиционного общества к модерному на какое-то время создает "вакуум" социальных связей, ориентиров, сообществ, в котором люди, чтоб за что-то зацепиться, более тесно ассоциируют себя с властью и распространяемыми ей нарративами.
Лейбович пишет, что в довоенном советском обществе установки максизма на построение коммунизма смешались с традиционным утопическим мышлением, что и вызывало всплеск трудового энтузиазма. Но в то же время это означало, что по мере модернизации общества более рационально настроенные следующие поколения эту утопичность мышления теряли, теряя и энтузиазм. Другими словами, государство, модернизируя общество, само готовило предпосылки для более скептического восприятия собственной социальной доктрины.
Книгу советую.
Теперь хочу почитать более поздние книги Лейбовича, интересно, как развивалась его мысль.
ПЕРМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
О. ЛЕЙБОВИЧ
РЕФОРМА И МОДЕРНИЗАЦИЯ В 1953- 1964 гг.
Пермь 1993
В работе О. Л. Лейбовича послесталинские реформы рассматриваются в контексте отечественной модернизации. Выясняется место и роль социалистических институтов в процессе модернизации, предпосылки, условия и действующие лица реформ. В книге используются материалы Пермского госархива новейшей истории.
Книга носит полемический характер, рассчитана на широкий круг читателей. PDF
https://disk.yandex.ru/i/43Cm-HiZjMWw-wDJVU
https://disk.yandex.ru/d/sDfKoI14f24-aw