Достань-ка календарь... (II)

Dec 18, 2024 10:03

Рост, уничтожение и призрачное посмертие гимназического образования с 1868 года до наших дней (продолжение, 1961-1969 гг.)

1961. Революция всеобуча, хотя до ее официального провозглашения остается еще 5 лет, при консервативном правительстве Гарольда Макмиллана идет полным ходом. Только в Англии уже открылось примерно 106 всеобщих школ разных форм и размеров, из них 58 в Лондоне. В реальности многие из них остаются «двусоставными»  и не смешивают гимназическое образование с образованием «нового типа». Но установки всеобуча внедрить в подобных школах намного легче, чем там, где все еще существуют раздельные гимназии и школы «нового типа». На данный момент в Англии действуют 5 400 государственных средних школ, с заметным преобладанием школ «нового типа», нередко весьма компактных по размерам. В Уэльсе открыты 32 всеобщие школы. В Англии и Уэльсе работают около 1 300 гимназии плюс 164 гибридные школы с государственной субсидией [direct grant], которые бесплатно принимают абитуриентов из государственных школ, но взимают вознаграждение с платных учеников. В этом году, через пять лет после того, как «бум» рождаемости ворвался в среднюю школу, школы «нового типа» в ряде случаев негласно начинают превращаться в квази-всеобщие по мере того, как туда поступает все больше мальчиков и девочек, которые ранее шли в гимназии. Но во многих случаях они все еще отличаются от всеобщих своим отношением к отбору и разделению учеников на потоки. Более 1 440 школ «нового типа» из общего числа 3 800 направляют 31 000 учеников на ЭГА, в том числе 810 - на экзамен повышенного уровня [A level]. Неустановленное число учащихся средних школ «нового типа» направляется в классические гимназии для сдачи ЭГА, где их оценки засчитываются наравне с оценками гимназистов. Поэтому реальные успехи школ «нового типа» с тех пор, как им разрешили участвовать в экзаменах, остаются неизвестными и неучтенными.

1962. В Глазго уже насчитывается 22 школы, скопом причисляемые ко «всеобщим», хотя некоторые из них принимают учеников только в возрасте от 12 до 16 лет и поэтому мало чем отличаются от «неполных средних школ» [junior secondary], заменить которые они призваны. В других местах Шотландии имеется множество «сборных» [omnibus] школ - «двусторонних» школ с двумя отделениями: «полным» [senior] (аналог гимназии) и «неполным» [junior] (аналог школ «нового типа»). Имеется также 29 школ «с частичным субсидированием» [grant-aided], похожих на английские школы «с государственной субсидией» [direct grant], которые принимают на бесплатную учебу многочисленных отборных учеников государственной школы. В целом, государственные школы Шотландии сохраняют отбор по успеваемости в возрасте 12 лет (см. тж. главку за 1965 год).

1963. Образовательные комиссии Манчестера, Ливерпуля, Шеффилда и Брадфорда заявляют о своем намерении к сентябрю 1965 года перевести все средние школы под этикетку «всеобщие». Год спустя так же поступят и в Ланкашире. Однако, хотя все это и ставит под угрозу существование классических гимназий, их репутация остается небывало высокой, а успехи - небывало внушительными. Энтони Сэмпсон пишет о том, что гимназии начинают покорять великие университеты Англии: «Этот прорыв уже меняет облик британской элиты». Он имеет представление о росте школ всеобуча. Но он заблуждается, предсказывая, что в отличие от американской средней школы [high schools] английская школа всеобуча будет основана на разбиении по потокам. Это недоразумение, которое, как мы с вами уже заметили, разделит и будущий лейбористский министр образования Энтони Кросленд, в последующем вызовет кучу разочарований и неразберихи. 
Опубликован доклад Ньюсома об улучшении условий для учащихся негимназических типов под названием «Половина будущего». В нем также в качестве непреложного факта жизни предполагается разбиение учеников всеобщей школы на потоки по уровню способностей, но упор сделан на тех учеников, которые интересуют автора более всего: «[Э]то те мальчики и девочки, которые составляют большинство учащихся средней школы нового типа, и те, кто учится в младших и средних классах школы всеобуча».

1964. Число гимназий в Англии и Уэльсе достигает апогея: 1298. Общее число учащихся государственных гимназий также достигает своего пика: 726 000. В обзоре, подготовленном Брайаном Джексоном, отмечается, что подавляющее большинство государственных начальных школ того времени проводит политику разбиения на потоки, что, в общем-то, и неизбежно, если они собираются готовить учеников к отборочному экзамену в возрасте 11 лет.
Консервативный министр образования Эдуард Бойль, политический либерал, все с большей неохотой отстаивает систему, введенную в 1944 году. Предложенный им Акт об образовании в окончательной редакции разрешает переход учащихся и после 11 лет. Это приводит к появлению «промежуточной школы» [middle school], что  является серьезным отступлением от системы отбора в возрасте 11 лет, впервые введенной сэром Генри Хэдоу еще до войны.
В своем октябрьском манифесте лейбористы обещают, что при новой системе всеобуча гимназическое образование будет расширено. «Мы добьемся того, что возможности воспользоваться выгодами гимназии вследствие произвольной экзаменационной селекции в возрасте 11 лет не будет лишен ни один ребенок». Не исключено, что авторы искренне верили своим словам, тем более что умственная неразбериха по поводу того, ка̀к в реальности будет выглядеть школа всеобуча, оставалась почти повсеместной. Вождь лейбористов Гарольд Вильсон, сам выпускник классической гимназии, своих сыновей отправляет на учебу в платные школы. Имеет широкое хождение легенда, будто он однажды провозгласил, что упразднение классической гимназии может произойти «только через мой труп», хотя ваш автор так и не смог разыскать источник данной цитаты. Манифест консерваторов пытается усидеть между двух стульев. В нем говорится, что ни один тип среднего образования не обладает монополией на исключительность, но одновременно документ нападает на планы лейбористов по введению всеобуча. Там справедливо утверждается, что «неизбежным катастрофическим последствием» лейбористской политики станет упразднение классической гимназии. Но манифест не обещает ни восстановить ее в случае уничтожения, ни расширить или укрепить существующую гимназическую систему.
К осени того же года в Англии и Уэльсе насчитывается 3 906 школ «нового типа», 1 298 гимназий (даже это максимальное значение не слишком заметно превосходит цифры двадцатилетней давности, когда их было 1 180), 179 школ с государственной субсидией, 186 технических училищ, 69 «двусторонних и многосторонних» школ и 195 школ всеобуча. Остальные школы в размере 651 штука - вероятно, это уцелевшие высшие начальные школы [extended elementary] - похоже, вообще не поддаются какой-либо категоризации. В этом году классическую гимназию посещает примерно четверть учащихся средних школ.
Рассуждая позднее об этой эпохе, бывший директор одной из трех знаменитейших частных школ Англии Эрик Андерсон предположит, что «если бы классическая гимназия сохранилась, то 60% всех частных школ просто бы разорились».

1965. Новый министр образования Майкл Стюарт поручает подготовить текст ныне печально знаменитого «Циркуляра №10/65», в котором всем местным органам власти Англии и Уэльса предлагается составить планы по реорганизации всеобуча. Главный инспектор школ Англии и Уэльса Перси Вильсон, выпускник классической гимназии в Маркет-Рейзене, предупреждает начальство:

В долгой перспективе (пара поколений?) и после фантастических по объему затрат вполне возможно, что отдельные хорошие и отлично оснащенные школы всеобщего обучения и колледжи для старшеклассников с прекрасным педагогическим коллективом дадут нам  в общей сложности некоторое сносное число мальчиков и девочек с образованием не хуже того, что̀ сейчас получают ученики большинства классических гимназий. Но до этого - вполне гипотетического - момента новая политика будет вести к упадку образовательного уровня у 18-летних выпускников в ситуации нашей страны - то есть даже более неблагоприятной, чем где-либо еще в мире.

Как бы то ни было, Стюарта вскоре перебрасывают на министерство иностранных дел, поскольку [предыдущий министр - V.S.] Патрик Гордон-Уокер проваливается на выборах в парламент. В результате данный циркуляр (выпущенный в августе) будут ассоциировать уже с именем его преемника Энтони Кросленда. Несмотря на открытую убежденность Кросленда в необходимости для школ всеобуча разбивать учеников на уровневые потоки, уже идущая пропагандистская кампания против такого разбиения только набирает обороты.
Начинает внедряться «аттестат о среднем образовании» (ЭСО [CSE]) с экзаменационными порядками, рассчитанными на школы «нового типа». Внедрение это слишком запоздало, да еще и организовано скверно. Со временем оно сольется с выхолощенным ЭГА начального уровня [GCE O level] в «Экзамен на государственный аттестат о среднем образовании» (ЭГАС [GCSE]].
В очередном издании своей «анатомической» серии («Анатомия сегодняшней Британии») Энтони Сэмпсон утверждает: «Ведущие классические гимназии догоняют частные школы в схватке за места в Оксфорде и Кембридже».
Вероятно, в качестве побочного результата растущего соперничества за ограниченный ресурс классической гимназии вследствие «бума» рождаемости доля детей, посещающих частную школу, резко повышается - с 5.3% в 1960 году до 7.5% в 1965 году. К 1980 году она снова упадет до 5.9%, после чего возрастет до 7.4% в 1990 году и впоследствии редко будет опускаться ниже 7 процентов. В какой-то момент в Лондоне эта доля достигнет 13%. Цифры для Эдинбурга также однажды достигнут уровня 25% (https://guidetoindependentschools.com/key-independent-school-statistics/).
Ребенок из Мертир-Тидвила [Merthyr Tydfil, райцентр в Уэльсе - V.S.] с вероятностью 40% идет в классическую гимназию; в Ипсуиче эти шансы равны 12%. Ситуация удивительным образом напоминает ту, что подверглась критике со стороны члена парламента Элис Бейкон на съезде лейбористов еще в 1953 году:
- Ребенок, проживающий в Мерионете, имеет в пять раз больше шансов на поступление в классическую гимназию, чем ребенок из Гейтсхеда.
Очевидно, что за истекшие годы для сглаживания этого неравенства никаких серьезных мер принято не было. В английских городах-графствах [county boroughs] (это крупные самоуправляющиеся города и поселки с собственной системой школ) шансы поступить в гимназию колеблются от 8 до 34%%. В английских графствах [counties] этот показатель варьируется между 13 и 29%%. Общественное движение «Кампания за государственное образование», в целом враждебное к принципу отбора, обнаруживает, что 66% родителей предпочитают для своих детей обучение в классической гимназии.
Шотландский «Циркуляр №600» постановляет ввести всеобщее среднее образования. На тот момент в Шотландии насчитывается 752 государственные средние школы. Формально термин «классическая гимназия» [grammar school] имеет здесь несколько иной смысл, чем в Англии, хотя его иногда и  используют в аналогичном контексте. Термин «публичная школа», как и в США, обозначает в Шотландии государственную школу. В то время в Шотландии имеется лишь незначительное число по-настоящему частных школ вроде Феттеса и Гордонстона, соответствующих «частной школе» [public school] в Англии. Отбор учеников в государственной средней школе Шотландии проходит в возрасте не 11, а 12 лет по результатам тестирования и оценки успеваемости, известных как «предварилка», или «предварительный экзамен» {Qualy, Qualifying Examination]. Официально давно упраздненный, экзамен этот на практике все еще широко распространен. Среднее образование разбито на два этапа. Один, продолжительностью три года, известен как «неполная средняя» школа [junior]; другой длится четыре года и называется «полной средней» школой [senior]. В 1962 году 74 государственные школы Шотландии предлагают только этот четырех- и пятигодичный курс обучения, то есть являются исключительно школами «полной» стадии. Их можно напрямую сравнивать с 1 298 классическими гимназиями Англии и Уэльса. Одна из таких - это средняя школа для девочек им. [табачного купца и филантропа - V.S.] Джеймса Гиллеспи в Эдинбурге, которая знаменита тем, что в ней училась [писательница - V.S.] Мюриель Спарк, под именем «школы для девочек в Марсия-Блейне» изобразившая школу в своем романе «Мисс Джин Броди в пору расцвета». Сегодня (в 2022 году) это всеобщая школа с совместным обучением. В том же году еще 411 школ предоставляют только трехлетнюю программу. Это исключительно «неполные средние» школы, которые можно сравнить с английскими школами «нового типа». Еще 267 школ, которые носят наименование «сборных» [omnibus], дают как «неполное», так и «полное» среднее образование в общем здании. Утверждается, будто они являются первопроходцами всеобуча. На самом деле, эти два отделения всегда тяготели к автономии, хотя и совпадали территориально. Правильнее было бы сопоставить их с «двусторонними» [bilateral] школами, существовавшими в Англии в течение 1950-х и 1960-х годов. На тот момент в Шотландии также имеется 29 школ «с частичным субсидированием» [grant-aided]. Это, в основном, частные учебные заведения, принимающие отборных выпускников государственной школы для получения «полного» [senior] среднего образования без взимания платы. Но они также берут и платных учеников. Они очень похожи на школы с государственной субсидией [direct grant] к югу от английской границы. Один из примеров - «академия» в Долларе [шотландском городке - V.S.], которая сегодня стала платной и полностью частной. Другой - абердинский колледж им. [купца] Роберта Гордона, известный тем, что в нем учился (после его перевода в частный сектор) консервативный парламентарий Майкл Гоув. Поскольку их связь с государственной школой основана на отборе по способностям, им приходится выбирать между полной приватизацией и слиянием с системой всеобуча. В крупных городах пройдут баталии  за судьбу этих всенародно любимых школ с отбором и школ с частичным субсидированием. Однако «Циркуляр №600», в отличие от своего английского аналога «Циркуляра №10/65», носит директивный характер. Шотландия поспешно отменяет все виды отбора по способностям в государственном образовании. В то время платные школы посещает в Шотландии 2% детей. Доля эта вырастет со временем до 4%.
В Сев. Ирландии, несмотря на матерщинный обет Энтони Кросленда раздавить там все классические гимназии, они все же уцелели. В то время в этой области отсутствуют крупные политические силы радикального направления, отстаивающие идею всеобуча. Когда подобный радикализм все же проявит себя, он будет нацелен прежде всего на создание неконфессиональных школ и популярности поэтому не обретет. В 1965 году Сев. Ирландия имеет собственный парламент и министерство образования - уникальная привилегия, не дарованная на тот момент другим частям Соединенного Королевства. Образовательная политика ведется на основе Акта 1947 года, в целом похожего на английский Акт 1944 года. Местные гимназии поделены между протестантами и католиками и весьма ценятся в своих сообществах. Поэтому  Сев. Ирландия останется крупнейшей зоной Соединенного Королевства, где средняя школа, основанная на принципе отбора по успеваемости, сохранится в значительных масштабах примерно в том виде, как она существовала по всей стране до 1965 года. Но ее характер, связанный с разделением по признаку религиозной принадлежности, затрудняет какие-либо сравнения с аналогами на соседнем острове.
Педагогический журнал «Форум» публикует исследование по итогам трехлетнего эксперимента по обучению в Ковентри классов смешанного уровня. Автор приходит к выводу, что отмена разбиения на уровневые потоки не просто жизнеспособна, но и необходима.
В брошюре Фабианского общества «Как образование готовит к неясному будущему» утверждается, что верхние 25% учеников школ «нового типа» являются «несостоявшимися гимназистами» [boys manqués].

1966. Брайан Джексон и Деннис Марсден, два социолога в области педагогики, прослеживают учебу в классической гимназии 88 детей из рабочей семьи и сокрушаются по поводу того, что те становятся «крепкими, нередко косно добропорядочными гражданами, которые желают сохранить общественную иерархию и все учреждения в их нынешнем виде», словно бы это скверно само по себе. В другом месте наши авторы утверждают, что хотя сами они и находятся в неоплатном долгу перед классическим образованием, они надеются, что «[их] голос станет последним голосом классического поколения, потому что то же самое можно сделать лучше».
В самом деле? В своем манифесте лейбористы дают обещание упразднить вступительный экзамен в гимназию [11-plus], «этот барьер на пути к образовательному равенству», и рассуждают об интеграции частных школ в общегосударственную систему. По иронии судьбы, упразднение экзамена приведет также к упразднению школ с государственной субсидией [direct grant], где интеграция платных школ в государственный сектор происходила реально. Частные школы, куда отправили своих детей сам лейбористский премьер Вильсон, министр внутренних дел Рой Дженкинс и министр по проблемам технологий лорд Сноу, удара, в основном, не ощутят. Многие всеобщие школы той поры и далее будут подражать гимназическому устройству и разбивать учеников по потокам.
В марте Энтони Кросленд снабжает «Циркуляр № 10/65» коготками, выпуская «Циркуляр №10/66», в котором обещает заворачивать любые планы школьного строительства, «если таковые окажутся несовместимыми с внедрением системы неизбирательного среднего образования». По сути дела, это означает, что никаких классических гимназий более не будут ни проектировать, ни строить.
Ирландская Республика, через 22 года после Англии, впервые объявляет о планах по введению всеобщего бесплатного среднего образования.
Комитет по делам всеобуча и педагогический журнал «Форум» проводят слет специально отобранных учителей, которых вдохновляет идея смешанного (по способностям) обучения. Брайан Саймон позднее так напишет о ней: «В этот конкретный момент показалось, что фундаментальная трансформация всей системы среднего образования является делом вполне реальным».

1967. В докладе леди Плоуден «Детки Дети и начальная школа» с одобрением отмечается, что в начальной школе революция уже идет полным ходом. Перемены эти, среди прочего, приведут к стремительному упразднению уровневых потоков в подобных школах. Ведь разбиение на потоки - это, в той или иной степени, необходимая предпосылка вступительного экзамена [11-plus].
Лидер консерваторов Эдуард Хит, сам выходец из скромной семьи и ученик классической гимназии, официально вписывает свою партию в революцию всеобуча, заявляя: «Мы принимаем стремление педагогического сообщества к отмене отбора в возрасте 11 лет. Если перевод из начальной в среднюю школу будет отныне происходить без отбора, это с необходимостью подразумевает структурную перестройку всей системы образования».

1968. К этому году совокупное число всеобщих школ разных форм с 195 в 1964 году и 262 в 1965 году увеличивается до 748. Строятся планы по повышению данного показателя до 1 100 всеобщих школ к 1970 году: к этому времени там будет обучаться 30% всех учеников государственных школ.
Растущая непопулярность лейбористов, связанная, в основном, с их экономической и производственной политикой, приводит к утрате партийного контроля во многих крупных городских округах, что несомненно замедляет марш ко всеобщему слиянию.

(Продолжение следует...)

verba magistri

Previous post Next post
Up