ЮВ: - Ты пишешь:
«То есть никаких православных (именно по своему внутреннему «содержанию», а не только по внешней форме) в дольнем мире где-то уже более полувека, как более нет, да и быть не может: если нету Традиции, нет, и не может быть никаких порождаемых ею духовных «артефактов».
это, наверное, правильно логически, … но разве можно утверждать что «настоящих православных» не было последние полвека?
ВТ: - А откуда бы им взяться?
Разумеется, здесь имеется в виду, что именно «системное» воспроизводство «настоящих православных» завершилось на рубеже 19-20-го веков*,
* например, мои собственные бабушка с дедушкой, родившиеся именно в это время, никакими «православными» уже не только по - «форме» не были, а именно внутренне себя таковыми не ощущали. При этом, на определённом этапе своей жизни они всё-таки обратились, но уже именно ко Христу, а вовсе не к Синодальной (или там - «эМПерийной») разновидности клерикализма.
а вот на - «персональном уровне», вполне возможно, кто-то из них дожил практически до самого рубежа тысячелетий. Известно же, что есть люди, которые живут и более ста лет.
ЮВ: - Все правильно: нет традиции - нет и православных, но ведь был же Павел Груздев ... вот утверждать, что он не был христианином это как-то … слишком уж самонадеянно.
ВТ: - А при чём здесь Павел Груздев?
Христианин и православный вовсе не одно и то же.
ЮВ: - То есть тот факт, что прекратилось - «системное» воспроизводство «настоящих православных» совсем не означает, что не было христиан вообще?
ВТ: - Конечно же, не означает.
ЮВ: - Тогда я, наверное, что-то не то понимаю под - «настоящим православным».
ВТ: - Разумеется - «не то», православный вовсе не равно последователь Христов или - христианин.
Ведь совершенно же очевидно, что подавляющее большинство вполне реальных и - «традиционных» православных (равно как и исповедовавших - «христианскую религию» ещё до всяких вселенских соборов, то есть - «до-православных»), было (есть и будет) вполне обычными (то есть - «ветхими») - «религиозными людьми», всегда и всего лишь - «прикрывающимися Христом» для достижения каких-то своих личных (или, скажем - корпоративных) целей и интересов.
То есть людей никакого отношения к Подлинному Евангельскому Христу - никогда не имевших.
Это едва ли не лейтмотив письменного святоотеческого наследия как в отношении современных самим святым клерикально-ориентированных сообществ и организаций человеков, так и вполне реальных частных лиц.
Начиная с самих апостолов (вспомним хотя бы того же самого - «не принимающего» Диотрефа, чьё имя было - «обессмерчено» благодаря личному свидетельству любимого ученика Христа о впоследствии широко распространившейся в клерикальной среде, ставшей фактически её духовным фундаментом, диотрефовской страсти - «первенствовать», «запрещать» и - «изгонять» (3Ин 9:10)) и заканчивая Новомучениками и Исповедниками Российскими, сполна испившими преподнесённую им через посредство очередных - «диотрефов» чашу страданий.
Все истинные последователи Христовы были абсолютно единодушны в своём неприятии любых видов - «религиозности ради религиозности»:
«не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3Ин 11).
ЮВ: - Тогда - «настоящий православный» - это христианин, рождённый и - «возросший» в православной традиции, а - «не настоящий православный» это тот, кого сейчас часто называют - «православнутым», так?
ВТ: - Нет, не так
Христианин = последователь Христов.
- «Настоящий православный» - это - «носитель» вполне определённой исторической восточно-римской или же - «греко-византийской», «ортодоксальной» (по-русски - «православной») религиозной традиции, сформировавшейся в первом тысячелетии новой эры, и догматически - «оформленной» на Семи Вселенских Соборах.
- «Православнутый» - насмешливое определение современного (то есть именно постмодернистского) - «носителя» внешне-православного атрибутива.
- Христианин же - «носитель» Духа Святаго.
Как видим между двумя первыми и последним - онтологическая пропасть.
При этом, по внешне-исповедуемой им - «форме религиозности» христианин вполне может быть и православным.
Однако необходимо понимать, что - «православный» это всего лишь прилагательное к существительному - Христианин.
Сотни тысяч и миллионы христиан столетиями вполне по-христиански жили и самой своей жизнью (а зачастую и смертью) свидетельствовали о своей - «идентичности» исповедуемой ими вере задолго до Никейского Собора.
О «настоящих православных» 2