[Прелюдия] Сначала хочу заметить,что мое отношение к итальянскому кино-в целом отрицательное. Опять же,возможно это субъективно,но я довольно прохладно отношусь к снобам,которые бездумно превозносят итальянских режиссеров. Да и кино,кто бы что не говорил,устаревает,и в 2016 многие истины видятся не так,как в 1955. Но во всем можно увидеть плюсы) И когда я получил не Висконти или Де Сику,а человека,который после заката жанра,практически исчез с кинорадаров,мне стало до жути интересно. Интересно,ибо творчество Джузеппе Де Сантиса практически невозможно рассмотреть без слов "итальянский неореализм". В отличии от более титулованых или именитых собратьев по ремеслу,Де Сантис будучи одним из зачинателей жанра,не смещался в своих фильмах из стороны в сторону,а последовательно шел своим путем. И так получилось,что этот творческий путь-это еще и путь жанра "итальянский реализм",который Джузеппе начал с "Одержимости" Висконти и закончил итало-советским "Italiani brava gente".
Из-за чего произошло обрушение рассказано в первые минуты фильма-на лестнице собрались соискательницы на работу машинистки,и их было так много,что лестница не выдержала. Собственно,начало из кричащих газетных заголовков,не раскрывает полностью суть катастрофы,но понимание неизбежного-этот спойлер,данный зрителю режиссером под убийственную монотонность пишущей машинки-дает моментальное вовлечение в картину. Надо заметить,что прием действенный,но скорость современного кино намного выше скорости кинематографа 50-х годов,и ожидание катастрофы для меня лично затянулось,да и вообще фильм смотрелся непривычно-с одной стороны нарочисто медленно,а с другой-очень концентрированно,каждый кадр наполнен мыслью,жизнью,ворохом штрихов и деталей.Так что фильм я посмотрел дважды,а в конечном итоге-трижды,о чем нисколечко не жалею. Итак-римское раннее утро 51 года.К дверям адвокатской конторы со всех концов города стекаются соискательницы на место машинистки.Все они очень разные,но в чем-то-одинаковые;о некоторых мы узнаем больше,о иных меньше,но постепенно перед нами,из малюсеньких элементов выстраивается образ города. И вот этот город-это и есть неореализм.Каждый кадр,каждый образ,будь то дворник,продавец газет,или мальчишки на улице живой и если можно выразиться-всамаделишний. И это завораживает. Девушки толпятся их становится сначала сорок,потом сто,а потом больше двухсот. Каждая из них пришла со своими чаяньями и надеждами,для каждой-работа-это билет в светлое завтра. Кадр за кадром приоткрывают нам эти "завтра". И ожидая следующего кадра,ты,словно в цирке,где смотришь на фокусника,который готовится провернуть фокус с исчезновением. Вот тебе показывают клетку,а вот цилиндр,а вот...и ты следишь за руками,ожидая,предвкушая и понимая что фокус произойдет в самый неожиданный момент. А еще постепенно нагнетается,не саспенс,нет,но напряжение. НАПРЯЖЕНИЕ. Оно висит в воздухе,и особенно это заметно,когда девушки начинают петь. Это-сильнейшая сцена,сродни солнцу,выглянувшему на миг из-за туч.В дальнейшем "тучи" затягиваю небо,и вот уже громом звучит фраза адвоката-"Я прослушаю 30,максимум 40 человек". Казалось бы вот он,спусковой крючок трагедии,но не все так просто. Обрушение. Это не банальное обрушение лестницы-это обрушение надежд. И такое притягательное "завтра" не наступает,ведь хмурое "сегодня" превратилось в пыль. Кровь,плач и пыль. А дальше,действие постепенно переносится в больницу. И начинается самая настоящая социальная драма в условиях мегаполиса. Показывают жизнь в условиях капитализма-во всей красе. Безусловно с колоритом времени и места,но узнаваемую,такую до боли узнаваемую жизнь. Деньги,деньги,деньги... Кто виноват в обрушении? Кто заплатит за лечение? Кто вернет утеряные вещи? День приближается к финишу. Еще один день Вечного города.
[Второе дно] Что мне мешало при просмотре фильма в первый раз,помимо уж очень концентрированных кадров,так это дух феминизма. Точнее антифеминизма. Или все таки сексизма?!Я не силен в "измах",но весь фильм-это по сути приключение бесправных женщин в Городе Мужчин. Разные приключения с одним закономерным финалом-использованная женщина,словно салфетка отправляется в мусорку. И если вначале я думал,что автор умышленно перегибает,то уже в середине фильма видно,что автор вообще то не догибает. Ведь не показанными остались еще два женских приключения-с мужскими рукоприкладством и пьянством. Но и те,что показаны,заставляют крепко задуматься. И это тема,в наше время намного актуальнее "язв капитализма",которые показательно вскрывает весь итальянский неореализм в той или иной мере. Более того,я с ходу и не вспомню фильма,схожего по воздействию.После него искренне хочется записаться в феминисты.
А для того чтоб лучше понять весь ужас я предлагаю использовать прием от Макконахи и Джоэла Шумахера. Представьте,что на лестнице двести юношей,пытающихся устроиться на работу.Проститут,после войны,ушедший на панель ради еды,и пытающийся вырваться,сельский неуч,ибо мальчиков не учат нормальным профессиям,машинист,ушедший с хорошего места,так как устал потакать домогательствам начальницы,служка,которого постоянно лапает хазяйка,некрасивый старик,отлично печатающий,но не соответствующий дресскоду,богатенький наследник,пытающийся заработать,дабы прокормить свою творческую возлюбленную.
Почти не страшно? А мне вот-жутко... [Послесловие]
Возможно,"Рим в 11"-это не вершина творчества режиссера,но можно ли в неореализме ставить во главу угла только режиссера?! Безусловно нет.В своих мемуарах Де Сика "похлопал по плечу" своих товарищей режиссеров:
«Кое-кто мог бы подумать, что в один прекрасный день все мы - Росселлини, Висконти, я и другие - сели за столик в каком-нибудь кафе на Виа Венето и решили: давайте создадим неореализм. Нет, это было далеко не так. Мы почти не были друг с другом знакомы... Каждый жил сам по себе, размышлял, надеялся по-своему. И тем не менее неореалистическое кино вылилось в широкое коллективное движение"
,но почему то забыл сценаристов,а ведь тот же Дзаваттини,причастен почти ко всем шедеврам италонеореализма. В обозреваемом фильме,помимо него,сценаристов еще четыре. И надо сказать-все они потрудились на славу. Реализм не получился бы без команды художников из студии Барсака,ведь центр Рима-это не села Калабрии.Не готов оценить их труд,но само участие студии Барсака говорит о многом. Оператор Де Сантиса -это будущий оператор Феллини-Отелло Мартелли,и его работа выше всяких похвал. Советский дубляж,сохранившийся до наших дней-считаю эталонным. Несмотря на обилие женщин - в ленте ярко выделяется Раф Валлоне. Ничего выдающегося он не сыграл,но харизма,харизма.
В целом же,кинофильм со временем не превратился в уксус,а наоборот,набрал,пусть и неочевидных автору вкусов,и я безусловно рекомендую его к просмотру,с той лишь оговоркой,что особое вино требует специальной подготовки и особой атмосферы. Чтобы этот фильм показал себя с лучшей стороны-настройтесь на него. 6/6
[P.S.] Чудесен и удивителен итальянский неореализм,да только мне все ж больше по сердцу наш. Параллельно с просмотрами Великого Итальянца был просмотрен советский минисериал "Варькина земля" http://www.kinopoisk.ru/film/478816/ И тоже проблема жизни девушек,только не в городе,а в селе. Спорный фильм,с видимыми недостатками,но насколько ж знакомый ментально,насколько велико тепло узнавания. Итальянцы мне такими не будут никогда...