Байки плохого следователя

Feb 21, 2020 17:39


По-моему, я ещё не выкладывал в ЖЖ записей мемуарного содержания, из серии: "А вот бывало...", максимум были дневниковые. Но вот на днях вышла примечательная беседа в комментариях здесь, и я помимо прочего, припомнил одну историю из своей следственной молодости. После этого припомнилось ещё как минимум две, и два человека, заслуживающих всякого уважения (конкретно lescab и note_booker), на свою голову проявили к ним интерес.

Значит, быть "Байкам плохого следователя". Почему плохого - кто знает, тот знает, а кто не знает, потом расскажу, если интересно. А следователем я проработал пять месяцев, вначале в Челябинской транспортной прокуратуре, а после образования Следственного комитета - в Челябинском межрайонном следственном отделе Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации... о как, надо же, ещё помню. Недолго, но факт - было.

Итак...



Мать-героиня

Вот уж чем-чем, а озёрами Челябинск точно не обижен. Даже если не принимать во внимание хорошо загаженную реку Миасс (в переводе с башкирского - "На, пей!"), в Ленинском районе есть озеро Смолино, в Тракторозаводском - озеро Первое (Второе, Третье и Четвёртое тоже есть, но они за городом). А ещё есть Шершнёвское водохранилище и несколько бывших каменных карьеров.

Но кое-кому этого недостаточно.Железнодорожные ветки от станции Челябинск-Главный в сторону Верхнего Уфалея и Кургана проходят по насыпям. Это естественно, так как они пересекают по путепроводам множество улиц. А есть ещё соединительная ветка, которая идёт со стороны Кургана в направлении Верхнего Уфалея, минуя Челябинск-Главный. Она тоже идёт по насыпи. Получается, что все эти насыпи образуют треугольник.

Внутри этого треугольника - углубление между насыпями. Там скапливается вода (стока же нет!), и я в своё время изрядно удивился, узнав, что на эту лужу, оказывается, ходят купаться. Публика там, конечно, далёкая от "большого света"; более-менее благополучные граждане туда, конечно, не ходят.

Это всё была присказка, теперь сказка начинается. Однажды тёплым августовским днём на этом Треугольнике отдыхала компания: молодая мама, трёхлетняя дочка, гражданский муж мамы и... её бывший парень. Для меня такое сочетание показалось несколько диким, но всё было вполне тихо и мирно: загорали, купались, выпивали, закусывали, разговаривали, снова выпивали... Ну, всё хорошее когда-нибудь кончается, пошли они домой. Погода хорошая была, с деньгами, похоже, было не особо, да и добираться им пришлось бы с несколькими пересадками - пошли они пешком прямо по шпалам железной дороги Челябинск - Верхний Уфалей - Екатеринбург.

Надо сказать, что находящиеся на этой линии перегоны Челябинск-Главный - Электростанция и Электростанция - Шагол пользуются у железнодорожников дурной славой: они проходят вблизи жилых районов, и людей там сбивают чаще, чем в других местах. И это при том, что это направление далеко не самое нагруженное: линия не электрифицирована, а после Электростанции становится однопутной; справедливости ради, там есть второй путь, но он подъездной, необщего пользования. Вдобавок расположенный рядом с этой линией посёлок ЧГРЭС (Челябинская Государственная Районная ЭлектроСтанция) считается чуть ли не самым "пьяным" районом в городе.

В общем, шла себе эта весёлая компания, шла, увлеклась разговором... и тут, видимо, мама женским и материнским чутьём почувствовала опасность. А может быть, звук дизеля услышала - у тепловозов серий ТЭ3 и ТЭ10 он такой утробный, низкий, его даже с судовым дизелем вряд ли спутаешь, не то что с автомобильными моторами. В том месте железная дорога делает небольшой изгиб, и вот мама, оглянувшись, увидела, как её дочка, слегка отстав от компании, устало топает по шпалам, а прямо на неё из-за этого изгиба накатывается тепловоз!

В этот же момент людей на путях заметила и локомотивная бригада. И, как положено: рёв сигнала большой громкости, экстренное торможение, визг колодок, искры из-под колёс... Только тормозной путь у поезда может километрами исчисляться, его остановить ещё труднее, чем машину. Мама рванулась к дочке (кавалеры разбежались в разные стороны) и успела отбросить её в сторону от тепловоза, но сама отскочить уже не успела. Несмотря на это, она осталась жива и серьёзных травм не получила (кроме, конечно, сотрясения мозга - куда ж без него?), и то, что уже через несколько дней её выписали из больницы на амбулаторное лечение, машинист определённо мог бы поставить себе в заслугу.

...Это наш сумбурный still life...

Ну, детективы все смотрели, песню "Наша служба и опасна, и трудна" все слышали. Помните оттуда: "Часто слышим мы упрёки от родных, что работаем почти без выходных"... Кто меня хоть немного знает, те в курсе, что застревать на работе допоздна - это моя вечная история. Но это ничто в сравнении с тем, что было в прокуратуре и в Следственном комитете. Уйти с работы часа в 3 или 4 ночи, чтобы поспать хоть пару часов (а к 9 - опять на работу, и никаких отговорок) - норма жизни. Через какое-то время я вошёл в такой режим: день работаю с людьми, вечер (когда у окружающих рабочий день кончился) и ночь работаю с бумагами, насколько силы позволяют и голова выдерживает, следующий день пытаюсь продержаться, ночь... вот вторую ночь подряд я уже не выдерживал, уходил домой спать.

И вот представьте. Время - третий час ночи. Я топаю (пешком) домой с единственной мыслью: дойду - поем - в душ - посплю хоть сколько-то. Три часа ночи. Вваливаюсь домой, падаю за стол, через некоторое время заставляю себя залезть под душ...

Звонит городской телефон!!

Ну кто будет звонить в четвёртом часу ночи, как не дежурная часть линейного отдела на станции Челябинск?! Кое-как вытираюсь, в чём мать родила тороплюсь к телефону, чтобы домашние не успели проснуться, хватаю трубку:

- Слушаю, Дульский!

В ответ дежурный, с усмешкой так:

- Хорошо спишь!

Здесь надо ещё немного пояснить. В отличие от территориальных прокуратур, где для следователей устанавливался график дежурств с нахождением в прокуратуре в течение суток, в транспортной прокуратуре следователей по штату было всего двое, и обязанность по выезду на происшествия мы с моим напарником (а ещё мы дружили с университета и до сих пор дружим) делили по полмесяца. То есть в течение твоей половины месяца тебя могли вызвать на происшествие, где бы ты ни находился и чем бы ни занимался. Можно было, конечно, подмениться, но тут как повезёт - у другого следователя свои дела, часть из которых - уголовные.

В общем, задача: осмотреть место происшествия на перегоне Кирзавод - Пост Восточный, грузовым  поездом сбита женщина, её на этом же поезде в кабине электровоза довезли до ближайшей станции Чурилово, откуда отправили на "скорой помощи" в травмпункт больницы.

Приезжаем на перегон. Рядом с железной дорогой - частный сектор посёлка кузнечно-прессового завода. Светает уже. Собаки разбуженные гавкают. Вот не могу вспомнить - кого я вписывал тогда в качестве понятых в протокол осмотра? Самое глухое время суток, перед рассветом. Наверное, железнодорожников со станции Кирзавод, куда мы перед этим заехали. Больше вроде некого, а без понятых осмотр проводить не положено. Изъяли тогда с места происшествия окровавленную десятирублёвую бумажку, несколько кусков щебня с пути, тоже со следами крови, и самое главное - смятую бутылку из-под пива с запахом какой-то спиртосодержащей дряни.

Едем в травмпункт больницы. На часах время подходит к семи. То, что там творилось, лучше всего описать так: отрыжка бурной ночи. Побитые, порезанные, пораненные... Много пьяных. Совершенно голая тётка лет за 50, едва завёрнутая в сползающую с груди простыню, совершенно этим не тяготится, зато у каждого, кто мимо неё проходит, спрашивает: "У вас есть закурить?" Дежурная сестра смотрит на нас с сочувствием: пациентка почти неконтактна, добиться от неё чего-то членораздельного не представляется возможным. А я объяснение должен от неё получить, поди знай, в каком состоянии она будет через несколько часов? Подводят, показывают: вот, пожалуйста. По документам 26 лет, на вид - меньше 40 не дашь. Последствия "поцелуя" с поездом накладываются на качественное похмелье. Мычит и стонет на разные лады, только матерные слова и можно вычленить, ну и ещё жалобы - голова болит (ну, ещё бы). Санитарка качает головой: "Да-а, вот полюбуйтесь на красавицу - вот уж точно, тебе не с мужиками, а только с электровозами целоваться!"

История этой пострадавшей была убийственной в своей простоте. Она выросла в посёлке Мясокомбината - и этим сказано всё. Алкоголь, алкоголь и ещё раз алкоголь, как её ни старались удержать родственники. В ту ночь она пошла на противоположную сторону железной дороги в посёлок кузнечно-прессового завода разжиться "живительной влагой" подешевле и побольше, прямо на путях выпила и пошла выписывать ногами кренделя. Машинист поезда, который её сбил, заметил её заблаговременно и принял все возможные меры: несколько раз подавал свистки, снизил скорость до 10 км/ч., но когда поезд поравнялся с этой феей алконавтики, её в очередной раз качнуло - и всё, есть контакт. Вряд ли машинист знал эту фразу, но она точно про тот случай: shit happens!

Вот это те две истории, которые я обещал рассказать. Разумеется, их было намного больше, причём они накапливались на всех местах, где я работал. Но прокуратура, мебельная фабрика в Санкт-Петербурге и троллейбусное депо в плане всякого рода житейских интересностей определённо стоят особняком. Так что если кто пожелает - продолжение следует!

Челябинск, железная дорога, мелочи жизни, байки плохого следователя, наблюдения

Previous post Next post
Up