Ориентирование на местности и во времени

Apr 17, 2016 14:21

Дисклеймер: Длиннопост.
О принятии решений в отсутствие достаточных доказательств.
Об убеждённости в правильности принятого решения, основанного ни на чём.
Просто об игре...

И про память, конечно, - память о хорошем художнике.


Часть первая. Про местность.

Интересный у нас залив - неожиданный со всех сторон: с восточного берега так, с западного - эдак, с юга, с севера по другому, ну а с воды вообще - всё из параллельной вселенной. Посмотреть с нужного ракурса на нужную точку бывает очень сложно.

Разглядывал как-то карты Мурманской акватории, древние и современные. Чертил линии, пересекал их примерно так:



С какой целью? Да с простой - посмотреть как будет выглядеть пейзаж из акватории Кольского залива, ну, скажем, на Абрам-Мыс или на Мишуковский маяк. И так, чтобы справа была куча знаменитых мурманских кранов. И так, если бы дело происходило где-то в восьмидесятых.

Точка первая - Абрам-Мыс. Место известное, сразу скажу, что думал на нём и остановиться. Вот, например:


© Lima_1 Фототерра

Но не всё так однозначно. Нам бы место найти, где этюдник поставить. С залива ой как непросто - движение в акватории то ещё, а места якорных стоянок далековаты. На пирс бы какой или на док забраться. Вот, поищем: слева наш мыс, а мы должны быть где-то в районе красного кораблика:



Вроде бы и хорошая точка - и приткнуться есть где, и краны в наличии (снято с другой стороны, от Алёши - главного мурманского памятника):



но сползает Абрам-Мыс влево. Очень сильно, прям беда (вид с Петушинки - есть такой у нас маленький райончик):



М-да, не судьба. Но мало ли сопок на западном берегу? Да не вопрос - целая гора Мишукова, со знаменитым маяком. Далековата, правда, зато почти 350 метров высоты.

Забрался к памятнику «Ждущей», немножко раскрасил из-за яркого солнца, и вот она - вуаля:


Она же, беленькая, с оранжевым маячком, уже от Алёши:



И линия такая хорошая, как раз в рыбный порт упирается, и куча кранов рядышком. Неужели подходящая точка? Вот тут - на пирсе к докам: морвокзал, центр города (кликабельно):



Да, наверное, отличное место! Вооружаемся этюдником, отматываем лет тридцать назад, дожидаемся «утра» в полярный день - так, чтобы солнце из-за Зелёного мыса позолотило верхушки кранов и затенило гору Мишукова, и:


Йеесс!!

Часть вторая. Про время

Классная работа. Свежая. Северная - только у нас так солнце светит, по самым краешкам стрел портальных кранов. И розовые низкие облака, и жёлтый горизонт. И тяжёлое море, правду говорят, - свинцовое, знающее свою силу. Нравится мне Север, и нравятся люди, так здорово рассказывающие о нём.
Одна беда - не знаю я этого художника. И замечательная kykolnik, у которой нашёл в начале марта эту картину, тоже не знает. Но как здорово написано, и про Север, и про Мурманск... Может, в качестве благодарности от жителя этих мест попробовать найти автора? Пусть люди узнают и вспомнят.

Что у нас есть? Только сигнатура «АГ». Харáктерная такая монограмма - или звать его на «А» с фамилией на «Г», или наоборот. И есть список художников, вполне себе официальный, типа профессиональный союз - почти 50 тысяч фамилий (гы, деда тоже сюда попал, правда, со старым днём рождения, но это так, к слову). Есть «82», надеюсь, что это год в двадцатом веке :)

Штыки наперевес! Вперёд! И ничего не боимся :)))

Грепаю букву А из упомянутого списка, но так, чтобы имя на «Г» начиналось. Выбираю художников двухмерного пространства, не скульпторов, ясное дело. Смотрю на даты рождения - появившийся на свет в 1970 году никак не мог в двенадцатилетнем возрасте в лёгкую краски по палитре размазывать. Ну и дядюшка Гугол под рукой. Смотрю на подписи и на манеру. Увлекательное дело - столько новых имён! Ну и проколы, само собой - у некоторых не ищутся работы, от слова никак. (Всем желающим «по её, всё равно, требованию ли, простому напоминанию ли, и или - и или. Очень неразборчиво написано, тут клякса», - обязуюсь предоставить список авторов с ненайденными работами).

Один мимо, другая не в теме... Чуть было поиски не прервал Граер Гаврилович Аракелян - похож и сюжетом, и манерой слегка. Но подпись одно расстройство - не он. Поехали дальше. Промах, рядом, опять мимо... Кончилась буква А :(

Буква Г. Оно как бы просто, и кажется, что быстро и легко, но с «А» провозился недели две. То же самое и с «Г», правда, за неделю дошёл до середины списка. Финиш всё ближе, а настроение всё хужее и хужее. Всё медленнее и медленнее, гляну - брошу, через день опять подойду, да... Дошёл до Годлецкого.

И тут как снег на голову: обычный пост в сообществе «Искусство СССР»:

Facebook post

Хорошенькая акварель, со смыслом, с интересным сюжетом. Но вот есть у меня дурацкая привычка въедливо всё рассматривать, читать договоры перед тем, как подписывать разглядывать всякие мелочи, ну и т.п. Достаёт эта привычка частенько. Но иногда совсем наоборот :)))

Впрочем, смотрите сами:




Оно, не? Оно, оно самое :)))
И не рассказывайте мне, что нет, не похоже: всё-таки шестнадцать лет прошло, манера письма акварель-масло как бы отличается. Опять же, читайте дисклеймер - об убеждённости в правильности выводов :)

И ведь почти дошёл в своих поисках до Анатолия Гребенюка, ещё шаг и! И? И?! Нет в списке Анатолия Ивановича Гребенюка! Позорище, а не профессиональный союз художников. Как чувствовал: и нарастающую тяжесть поисков, и, как оказалось, совершенную бессмысленность всего процесса, дойди я до конца! Какое же Вам огромное спасибо, Анна Владиславовна, что прервали своим постом в «Искусстве СССР» мои собственные бесплодные потуги докопаться до истины! Вот уж действительно - чуть было не поверил в ангела-хранителя :) Только не зазнавайтесь - я уже почти согласен на муза, но только в ответ на принятие Вами вот этой вот почётной должности :)))

Возвращаясь к Анатолию Ивановичу. Член Союза художников с 1993 года (ау, составители списков!). Родился 10 апреля 1938 года, ушёл от нас в 2005 году. Уроженец Луганщины, белгородец, талантливый график, живописец, архитектор. Главной работой считают проект мемориального комплекса в честь героев Курской битвы. В интернете его мало, и не только работ, а жаль...

Хороший, очень достойный художник, даже судя по этим двум работам. Сказать что-то большее не могу, слишком мало я о нём знаю. Но для меня и этого вполне достаточно - он мне понравился.

Эпилог

Всё это просто игра. Целью любой игры является результат, желательно победный, и здесь, похоже, результат достигнут. Как мне кажется. Где погружением в творчество, сравнением, где выдвижением предположений с последующим обоснованием. Пока крупными мазками, как, кстати, и на картине-виновнице поста, - сочно, пастозно, без проработки.

Можно, конечно, задаться вопросом был ли Анатолий Гребенюк в Мурманске, расспросить его дочь Олесю (кстати, преподавателя кафедры струнно-смычковых инструментов БГИИКа, талантливого музыканта), но стоит ли?

Этюд мастер закончил в 1982 году. Этюд про Мурманск. А у меня получился про память...

Мурманск, художники

Previous post Next post
Up