Кстати, поправка.

Jan 14, 2012 00:51



Искомая анафема против царебожия обнаружилась в чине Торжества православия в виде анафемы всем отрицающим, что единственное наше Искупление - это Кровь Христа, проливаемая во оставление грехов.

Оттуда она и переходит в "Томос".

Поправленный пункт... )

сотериология

Leave a comment

Comments 9

alwian January 13 2012, 23:12:54 UTC
А как она там сформулирована?

Reply

vazlav_s January 18 2012, 21:40:16 UTC
из-за неведомого глюка не мог ответить
http://www.pravmir.ru/chin-torzhestva-pravoslaviya/

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема

Reply

alwian January 18 2012, 23:44:37 UTC
Так эту анафему можно толковать совсем не анти-царебожнически.

Она ведь анафематствует тех, кто отвергает неободимость искупления Христом, но не говорит о том, что у Христа не может быть со-искупителей.

Вот, пример по аналогии. Есть только один истинный Бог,но и всякий человек призван быть богом.

(Сразу говорю, я не считаю царя искупителем! :-) )

Reply

vazlav_s January 19 2012, 06:37:09 UTC
Ты отчасти прав в том смысле, что католические доктрины не подпадают под эти анафемы.

Учение о сверхдолжных заслугах святых (я не знаю, был ли в РКЦ принят догмат на эту тему) и даже гипотетическое coredemptix Девы Марии действуют в силу искупительной силы Креста.

А вот царебожническое учение о Царе Искупителе именно рассматривает его как отдельного искупителя, в силу конкретного его подвига. Поэтому слова "единственное искупление" на мой взгляд адекватно закрывает данный вопрос.

Reply


alwian January 19 2012, 06:53:49 UTC
Тут нам нужен компетентный царебожник (если такие вообще водятся), чтобы он нам изъяснил: рассматривают ли они акт искупления царя как нечто совершенно отдельное от подвига Христа, или считают это неким проявлением синергии.

Там не "единое искупление", а единое средство!
"Искупление является единственным средством ко спасению" и "единственное искупление является средством ко спасению" - разные формулы.

Да, "только искупление", но не "только Христово искупление". Царебожник может сказать, что Христос и царь вместе совершают единое (не одно) дело нашего искупления.

Reply

vazlav_s January 19 2012, 07:47:39 UTC
///Тут нам нужен компетентный царебожник (если такие вообще водятся)

Это оксюморон, потому что царебожие само по себе есть следствие некомпетентности.

///Там не "единое искупление", а единое средство!

Ты вырвал из контекста фразу анафемы.
Там сказано не "искупление является единственным средством", а "искупление, Евангелием проповеданное". А такое Искупление, проповеданное Евангелием, было только одно.

Иными словами в анафеме учение о единственности искупления выражено не эксплицитно, а имплицитно. Понять это может только тот, кто читал Евангелие, из самого текста анафемы это действительно не следует.

///Царебожник может сказать, что Христос и царь вместе совершают единое (не одно) дело нашего искупления.

Ну вот это и есть введение искупления или искупителя, не проповеданного Евангелием.

Reply

alwian January 19 2012, 07:53:35 UTC
"Иными словами в анафеме учение о единственности искупления выражено не эксплицитно".

В этом то и вся беда. Вот бы найти такую анафему, в которую можно пальцем ткнуть бабушке-царебожнице и сказать. Вот, черным по белому написано: "кроме Хрсиста иных искупителей нет"!

Reply

vazlav_s January 19 2012, 08:26:49 UTC
Вот бы найти такую анафему, в которую можно пальцем ткнуть бабушке-царебожнице

Да, согласен. Нужно хотя бы какое-то грамотное синодальное осуждение царебожия (в смысле - нашим архиерейским синодом).

Reply


Leave a comment

Up