Искомая анафема против царебожия обнаружилась в чине Торжества православия в виде анафемы всем отрицающим, что единственное наше Искупление - это Кровь Христа, проливаемая во оставление грехов.
Оттуда она и переходит в "Томос".
(
Поправленный пункт... )
Comments 9
Reply
http://www.pravmir.ru/chin-torzhestva-pravoslaviya/
Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема
Reply
Она ведь анафематствует тех, кто отвергает неободимость искупления Христом, но не говорит о том, что у Христа не может быть со-искупителей.
Вот, пример по аналогии. Есть только один истинный Бог,но и всякий человек призван быть богом.
(Сразу говорю, я не считаю царя искупителем! :-) )
Reply
Учение о сверхдолжных заслугах святых (я не знаю, был ли в РКЦ принят догмат на эту тему) и даже гипотетическое coredemptix Девы Марии действуют в силу искупительной силы Креста.
А вот царебожническое учение о Царе Искупителе именно рассматривает его как отдельного искупителя, в силу конкретного его подвига. Поэтому слова "единственное искупление" на мой взгляд адекватно закрывает данный вопрос.
Reply
Там не "единое искупление", а единое средство!
"Искупление является единственным средством ко спасению" и "единственное искупление является средством ко спасению" - разные формулы.
Да, "только искупление", но не "только Христово искупление". Царебожник может сказать, что Христос и царь вместе совершают единое (не одно) дело нашего искупления.
Reply
Это оксюморон, потому что царебожие само по себе есть следствие некомпетентности.
///Там не "единое искупление", а единое средство!
Ты вырвал из контекста фразу анафемы.
Там сказано не "искупление является единственным средством", а "искупление, Евангелием проповеданное". А такое Искупление, проповеданное Евангелием, было только одно.
Иными словами в анафеме учение о единственности искупления выражено не эксплицитно, а имплицитно. Понять это может только тот, кто читал Евангелие, из самого текста анафемы это действительно не следует.
///Царебожник может сказать, что Христос и царь вместе совершают единое (не одно) дело нашего искупления.
Ну вот это и есть введение искупления или искупителя, не проповеданного Евангелием.
Reply
В этом то и вся беда. Вот бы найти такую анафему, в которую можно пальцем ткнуть бабушке-царебожнице и сказать. Вот, черным по белому написано: "кроме Хрсиста иных искупителей нет"!
Reply
Да, согласен. Нужно хотя бы какое-то грамотное синодальное осуждение царебожия (в смысле - нашим архиерейским синодом).
Reply
Leave a comment