В 2й и 3й главах Откровения (Послание к семи церквам) семикратно повторяется обращение к "побеждающему", то есть к верным христианам (
Откр. 2:7, 11, 17, 26-28, а также
Откр.3:5,12,21). Вот что можно заметить относительно этих повторов:
1) Каждое из обетований обрамляется возгласом "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам...", то есть "внимательный читатель услышит в обращении Духа - урок самому себе". Эти обращения носят общий характер, обращены к читающему более, чем то, что обращено к конкретной церкве, и содержат тот вывод из обращения, который читающему следует уяснить.
2) Несмотря на то, что обращения по контексту являются наградой церквам, смысл этих наград в моменте не понятен читающему, потому что каждое из них отсылает нас к явлениям, которые будут разъяснены только потом в Откровении. Вот эти награды: "древо жизни", "избежание второй смерти", "манна", "железный жезл", "белые одежды", "Новый Иерусалим", "место на престоле".
3) Получается, обращения содержат, как мы сейчас сказали бы, своеобразное оглавление Апокалипсиса. Правда, как видно ниже, это оглавление не является упорядоченным согласно тому порядку, в котором заявленные награды потом появляются в Откровении повторно.
Собрал все обетования вместе, с параллельными местами. Вот что получается:
Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. (
Откр. 22:2,
Откр.22:14)
Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. (
Откр. 20:14,
Откр.21:8)
Побеждающему дам вкушать сокровенную манну (
Откр.7:16,), и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (
Откр.14:1,
Откр.22:4).
Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; (
Откр.12:5,
Откр.19:15) как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю.
Побеждающий облечется в белые одежды; (
Откр.6:11,
Откр.7:9,
Откр.7:14) и не изглажу имени его из книги жизни (
Откр.13:8,
Откр.17:8,
Откр.20:12,
Откр.21:27), и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего (
Откр.14:1,
Откр.22:4) и имя града Бога Моего, нового Иерусалима (
Откр. 21:2), нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. (
Откр.21:10)
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. (
Откр.5:10,
Откр.20:6)"
-------
В классическом толковании
св.Андрея Кесарийского, и в современных (у
Лопухина и
арх.Аверкия), никак этот семикратный повтор не обсуждается, и не обобщается. Мне же это кажется важным, чтобы позже закончить другой пост о структуре Откровения, поэтому оставлю это здесь.
Если кто-то знает святоотеческие комментарии, обобщающие это семикратное повторение, буду признателен за ссылку.