Практически одновременно мне попались заметки о том, как точно (или как намеренно точно)) изображен наш мир в произведениях для маленьких и не очень маленьких читателей
Это увидел у Митрича
Click to view
Из заметки на Кониненталисте
Незнайка на Луне и «Общество по выращиванию гигантских растений» (Н. Носов, 1964 год) Отрывки:
АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА: «Мы не хотим также сказать, что, приобретая акции, коротышки ничего не приобретают, так как, покупая акции, они получают надежду на улучшение своего благосостояния. А надежда, как известно, тоже чего-нибудь да стоит. Даром, как говорится, и болячка не сядет. За все надо платить денежки, а, заплатив, можно и помечтать».
РЕКЛАМА: «Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе».
МОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: « - Наилучший выход из создавшегося положения - это начать продавать соль еще дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток, и им придется закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы».
КОНТРОЛЬ ЗА ТЕХНОЛОГИЯМИ: «Вы представляете себе, что может случиться, когда на нашей планете появятся эти гигантские растения? Питательных продуктов станет очень много. Всё станет дёшево. Исчезнет нищета! Кто в таком случае захочет работать на нас с вами? Что станет с капиталистами? Вот вы, например, стали теперь богатыми. Вы можете удовлетворять все свои прихоти. Можете нанять себе шофёра, чтоб возил вас на машине, можете нанять слуг, чтоб исполняли все ваши приказания: убирали ваше помещение, ухаживали за вашей собачкой, выколачивали ковры, натягивали на вас гамаши, да мало ли что! А кто должен делать всё это? Всё это должны делать для вас бедняки, нуждающиеся в заработке. А какой бедняк пойдёт к вам в услужение, если он ни в чём не нуждается?.. Вам ведь придётся самим всё делать. Для чего же тогда вам всё ваше богатство?.. Если и настанет такое время, когда всем станет хорошо, то богачам обязательно станет плохо. Учтите это».
ЧЕРНЫЙ ПИАР: « - А что. Общество гигантских растений может лопнуть? - насторожился Гризль (редактор газеты) и пошевелил своим носом, как бы к чему-то принюхиваясь.
- Должно лопнуть, - ответил Крабс, делая ударение на слове «должно».
- Должно?… Ах, должно! - заулыбался Гризль, и его верхние зубы снова впились в подбородок. - Ну, оно и лопнет, если должно, смею уверить вас! Ха-ха!…».
СОСТОЯНИЕ НАУКИ: «Незнайка спросил, почему лунные астрономы или лунологи до сих пор не построили летательного аппарата, способного достичь внешней оболочки Луны. Мемега сказал, что постройка такого аппарата обошлась бы слишком дорого, в то время как у лунных ученых нет денег. Деньги имеются лишь у богачей, но никакой богач не согласится затратить средства на дело, которое не сулит больших барышей.
- Лунных богачей не интересуют звезды, - сказал Альфа. - Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги!».
ЗАКОННОСТЬ: « - А кто такие эти полицейские? - спросила Селедочка.- Бандиты! - с раздражением сказал Колосок. - Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских - защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!».
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПРИЕМЫ: «- Что это, по-твоему? - спросил полицейский. - Ну-ка понюхай.Незнайка осторожно понюхал кончик дубинки.
- Резиновая палка, должно быть, - пробормотал он.
- «Резиновая палка»! - передразнил полицейский. - Вот и видно, что ты осел! Это усовершенствованная резиновая дубинка с электрическим контактом. Сокращенно - УРДЭК. А ну-ка, стой смирно! - скомандовал он. Р-р-руки по швам! И никаких р-разговоров!».
МЕТОДЫ: «между Миглем и Фиглем было большое сходство: оба были скуластые, широколицые, у обоих были низкие лбы и темные, жесткие, подстриженные ежиком волосы, начинавшиеся чуть ли не от самых бровей. Несмотря на большое внешнее сходство, в характерах Фигля и Мигля было большое различие. Если Фигль был коротышка сердитый, не терпевший, как он сам утверждал, никаких разговоров, то Мигль, наоборот, был большой любитель поговорить и даже пошутить. Как только дверь затворилась за Фиглем, Мигль сказал Незнайке:
- Осмелюсь вам доложить, милейший, что во всем полицейском управлении первое лицо - это я, так как первое, что вы видите, попадая сюда, это не что иное, как мое лицо. Хы-хы-хы-ы! Не правда ли, остроумная шутка?…
…Знаете, кто вы?
- Кто? - с испугом спросил Незнайка.
- Знаменитый бандит и налетчик, по имени Красавчик, совершивший шестнадцать ограблений поездов, десять вооруженных налетов на банки, семь побегов из тюрем (последний раз бежал в прошлом году, подкупив стражу) и укравший в общей сложности ценностей на сумму двадцать миллионов фертингов! - с радостной улыбкой сообщил Мигль.
Незнайка в смущении замахал руками.
- Да что вы! Что вы! Это не я! - сказал он.
- Да нет, вы, господин Красавчик! Чего вы стесняетесь? С этакими деньжищами, как у вас, вам совершенно нечего стесняться. Думаю, что от двадцати миллионов у вас кое-что осталось. Кое-что вы, несомненно, припрятали. Да дайте вы мне из этих ваших миллионов хотя бы сто тысяч, и я отпущу вас. Ведь никто, кроме меня, не знает, что вы знаменитый грабитель Красавчик. А вместо вас я засажу в тюрьму какого-нибудь бродяжку, и все будет в порядке, честное слово!
…Ну дайте хоть пятьдесят тысяч… Ну, двадцать… Меньше не могу, честное слово! Дайте двадцать тысяч и убирайтесь себе на все четыре стороны».
КРЕДИТ: «- Я тогда на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если снова вдруг безработным стану. Только трудно, конечно, было удержаться, чтоб не истратить денежки. А тут все еще стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой денежный взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и еще четыре ребра.
- Ну, а автомобиль ты починил потом? - спросил Незнайка.
- Что ты! Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег».
МЕДИЦИНА: «Доктор внимательно осмотрел больного и сказал, что его лучше всего поместить в больницу, так как болезнь очень запущена. Узнав, что за лечение в больнице придется уплатить двадцать фертингов, Незнайка страшно расстроился и сказал, что он получает всего лишь пять фертингов в неделю и ему понадобится целый месяц, чтоб собрать нужную сумму.
- Если протянуть еще месяц, то больному уже не нужна будет никакая медицинская помощь, - сказал доктор. - Чтобы спасти его, необходимо немедленное лечение».
СМИ: «Здесь были и «Деловая смекалка», «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков». Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием. Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах…».
СИСТЕМА В ЦЕЛОМ: «…у кого есть деньги, тот и на Дурацком острове неплохо устроится. За денежки богатей выстроит себе дом, в котором воздух хорошо очищается, заплатит врачу, а врач пропишет ему пилюли, от которых шерсть отрастает не так быстро. Кроме того, для богачей имеются так называемые салоны красоты. Если какой-нибудь богатей наглотается вредного воздуха, то скорей бежит в такой салон. Там за деньги ему начнут делать разные припарки и притирания, чтоб баранья морда смахивала на обыкновенное коротышечье лицо. Правда, эти припарки не всегда хорошо помогают. Посмотришь на такого богача издали - как будто нормальный коротышка, а приглядишься поближе - самый простой баран».
Click to view
И про Гарри Поттера на KM.ru
обратим внимание на судьбы ключевых героев книги:
- Гарри Поттер. Сирота, потерял родителей в раннем детстве и воспитывается в доме родственников, которые его терпеть не могут и годами травят.
- Альбус Дамблдор. Главный маг волшебного мира. Всю жизнь мучается от того, что косвенно виновен в гибели своей сестры. По ходу сюжета погибает.
- Сириус Блэк. Крестный Гарри, ближайший друг его отца. По ошибке заключен в тюрьму, где и провел долгие годы. Ему удалось бежать, встретиться с Гарри. Когда жизнь только-только стала налаживаться, Сириус погибает.
- Ремус Люпин. Близкий друг отца Гарри. Изгой с детства, поскольку его укусил оборотень, и сам он стал оборотнем. От него шарахаются все окружающие, он нищенствует. Когда, наконец, он находит своё счастье, женится и у него рождается ребенок, его с женой убивают, то есть ребенок остается сиротой.
- Северус Снейп (он же Северсу Снегг в другом переводе). Всю жизнь страдает от того, что косвенно виновен в смерти женщины, которую любит. Причем эта женщина (мать Гарри, кстати) отвергла его любовь и вышла замуж за человека, который в детстве страшно унижал Снейпа.
- Невилл Лонгботтом (Невилл Долгопупс). Друг Гарри. Воспитывается бабушкой. Его родители были подвергнуты пытке и сошли с ума от боли.
-Волдеморт (он же Темный Лорд, он же Волан-де-морт). Воспитан в убогом сиротском приюте. Его мать умерла при родах, муж бросил её, когда она была беременной. Волдеморт всю жизнь ищет способ стать бессмертным, подвергает себя различным магическим трансформация, калечит свою душу и уродует тело. По мере приближения к заветной цели происходит деградация его личности, явное снижение умственных способностей.
Семитомный роман буквально пропитан глубочайшей горечью и болью, а классический «хэппи энд» отсутствует. Да, Гарри выжил, а Волдеморт, как и положено злодею, повержен. Но по ходу развития сюжета погибли почти все самые светлые, полюбившиеся читателю герои. И это детская книга?
Посмотрим теперь на темы, которые поднимает Роулинг. Жизнь после смерти, проблема меньшего зла, связь души и разума, вопросы власти - формальной и реальной и многое другое, непонятное маленьким детям.
Думаю, приведенных аргументов достаточно, чтобы осознать всю серьезность книги. Но есть и еще один самый сильный, неопровергаемый аргумент.
Когда до завершения саги было еще очень далеко, в Рунете появилась работа, под названием «Большая игра профессора Дамблдора». В ней доказывалось, что книга имеет зашифрованное «второе дно», является исключительно серьезной и далеко не детской. При этом автор поттерианы ведет игру с читателем подбрасывая ключи к этому шифру, так, чтобы внимательный, умный и въедливый читатель смог выявить скрытый смысл.
Иными словами, текст многослоен и читать его можно по разному - чем более образован, умен и эрудирован читатель, тем больше смысловых пластов ему откроется. Всевозможные нестыковки и неувязки в сюжете лишь только кажутся таковыми. Кажутся при поверхностном, самом простом взгляде.
«Большая игра профессора Дамблдора» сразу же вызвала предсказуемую реакцию. Конечно, тут же нашлись скептики, заявившие, что авторы ищут черную кошку в темной комнате, где её, никогда и не было. Мол, авторы перетолковывают в свою пользу каждый фактик, притягивают за уши, каждый сюжетный ход. Мол, книжка детская, характеры героев и их мотивация - очень просты и не надо искусственно всё усложнять. Роулинг - автор талантливый, но начинающий, и ее ошибки неудивительны, так что нечего и огород городить.
Скептиков невозможно было переубедить - какие бы аргументы им не приводили, они в ответ пренебрежительно бросали: «а, опять теория заговора, опять конспирология». Но когда поттериана завершилась, скептики оказались посрамлены. В последней книге для совсем уж недогадливых прямо сказано и о скрытых смыслах, и о многослойности. А «конспирологическая» теория подтвердилась даже в мелочах, хотя, повторюсь, она была опубликована задолго до выхода в свет последней книги.
Таким образом, поттериана не просто серьезна, она очень серьезна, и является мощнейшим пропагандистским и манипулятивным инструментом. История захватила не только детей 90-х, но и их родителей. Эффект многократно усиливался огромной индустрией, сложившейся вокруг бренда «Поттер». Уже по этой причине «поттериана» заслуживает самого пристального внимания.
Сюжет книги сконструирован следующим образом. Когда Гарри исполняется одиннадцать лет, он поступает в школу волшебства «Хогвартс», полный курс обучения в которой составляет семь лет. Каждый том книги повествует о событиях, происходящих в мире магов в течение соответствующего учебного года.
Первая книга рассказывает о Гарри-ребенке и действительно рассчитана в первую очередь на детскую аудиторию. Однако каждый новый том «взрослее» предыдущего, ведь взрослеет и сам Гарри, а вместе с ним взрослеет и аудитория с нетерпением ждущая очередного продолжения!
Дети, начавшие читать «Поттера» еще в 90-х, когда появилась первая книга, стали совершеннолетними. Они росли вместе с Гарри, а значит, и воспитывались на книгах о нем. Целое поколение уже пропитано идеями романа, и на этом дело не закончится. Подрастает новое поколение и уже принимает эстафету. Поэтому идеологический эффект будет длиться еще очень долго.
Итак, какие же идеи проповедует автор «поттерианы»? Опять же здесь надо разложить идеологическую сторону произведения на детскую и взрослую.
Детская часть банальна и типична для любой сказки. Как обычно, воспевается настоящая дружба, взаимовыручка (шире коллективизм), сострадание, альтруизм вплоть до самопожертвования и т.п. Всеми этими качествами наделены положительные герои. Разумеется, главный отрицательный персонаж являет собой полную, доведенную до гротеска противоположность. Этакий Кощей Бессмертный или опереточный злодей.
А что же несет книга взрослым? Как ни странно, при всех очевидных различиях два главных волшебника магического мира - «добрый» Дамблдор и «злой» Волдеморт схожи в двух очень важных вещах. Оба хотят перестроить существующий мир в соответствии со своей системой ценностей и представлений и оба стремятся победить смерть.
Иными словами, они бросают вызов Системе и Природе. Речь сейчас не о том, что «мир Дамблдора», возможно, лучше существующего, а «мир Волдеморта» сулит ад на Земле. Важно то, что обоих не устраивает привычный порядок и оба готовы его поменять радикальными методами. И что же мы видим?
Обе идеи последовательно и целенаправленно дискредитируются автором. Темный Лорд достиг некоей пародии на бессмертие, а Дамблдор свернул с выбранного пути, посчитав его ошибочным.
Но Волдеморт выставлен ограниченным уродцем, в погоне за бессмертием растерявшим человеческий облик, и за долгие годы жизни не сумевшим набраться мудрости. В плане понимания окружающих он, немолодой, волевой и магически одаренный человек, оказывается глупее заурядного подростка и поэтому на каждом шагу совершает ошибки, продиктованные психологической незрелостью.
Из текста романа видно, что эта незрелость есть следствие деградации личности, вызванной попыткой достичь бессмертия. Вторая цель - изменить мир под себя, также не достигнута, и по всему видно, что и не могла быть достигнута.
Лучшие люди волшебного мира с брезгливостью отвергли лозунги Темного Лорда и методы, с помощью которых он пытался их воплотить в жизнь. Оказалось, что на стороне Волдеморта были, в сущности, очень слабые силы - горстка вырожденцев и отщепенцев, которые постепенно сами проникаются ненавистью к своему повелителю. Темный Лорд погиб во время дуэли с Поттером, но его планы рухнули задолго до этого.
Между тем, Дамблдор показан мудрейшим и очень уважаемым человеком. А ведь и он когда-то мечтал изменить мир и покорить смерть. Тот период своей жизни Дамблдор вспоминает с глубоким стыдом. Он называет себя дураком за то, что замахнулся на такое. Иными словами его главная мудрость в том, что он смог остановиться, отречься от тех целей, которые ставил перед собой в молодости. А Темный Лорд пошел дальше и превратился в злобное и примитивное создание, обреченное на поражение именно в силу своей чрезмерной злобности и ограниченности.
Гарри легко избегает тех соблазнов, с которыми не справился Темный Лорд и от которых с огромным трудом уклонился Дамблдор. Гарри не нужна власть. Он не пытается покорить смерть, поскольку не слишком то и боится её.
При этом власть и победа над смертью как-то «сами собой» плывут Поттеру в руки. Окружающие признают в нем лидера, хотя он не ищет лидерства, а магические артефакты, с помощью которых можно повелевать Смертью тоже оказываются у Гарри.
В конечном итоге два выдающихся мага - Дамблдор и Волдеморт склоняются перед волшебником-подростком. Первый прямо признает нравственное и человеческое превосходство Поттера. Второй не считает нравственность и человечность преимуществом, но проигрывает на дуэли, во много потому, что недооценивал важность таких светлых человеческих качеств, как умение любить, сострадать, жертвовать собой ради других.
Темный Лорд превосходит Гарри по многим параметрам. Волдеморт от природы наделен невероятными магическими способностями, харизматичен, независим и с детства самостоятелен. Он способен десятками лет идти к намеченной цели, не взирая ни на какие трудности. Крупнейший исследователь магии (магия в книге показана как научная дисциплина) и смелый экспериментатор он делает множество выдающихся открытий.
Вечный одиночка, без связей, денег, поддержки, он постепенно поднимается всё выше и выше, становится грозой волшебного мира. Но Темный Лорд -нравственный калека, и в этом его слабость. Волдеморт постигает самые великие тайны убийственной магии, но любовь сильнее волшебства, говорил Дамблдор, и оказался прав.
Что же мы видим? История Поттера - это, конечно, гимн человечности. Но, воспевая человечность, автор, подвергает жесточайшей критике идею радикального изменения мира, и принижает действительно великих людей.
В эпилоге Гарри провожает своих детей в школу, которую когда-то закончил сам. Драко Малфой - школьный недруг Гарри, стоит немного в стороне тоже со своим ребенком. Они так и не нашли общий язык.
Круг замкнулся, время циклично. Мир остался таким, каким он и был до Волдеморта и до Дамблдора. А Поттер нашел свое счастье, счастье простого, даже посредственного человека. Он не министр магии, не великий волшебник, не преобразователь. Он просто счастливый отец. И это подается в качестве высшей награды за высшую мудрость. А мудрость в том, чтобы не пытаться изменить мир, а напротив, надо защищать давно сложивший уклад от смутьянов и мятежников.
Не пытайся изменить естественный ход событий. Вот она главная идея, то, ради чего и написан роман. Вот в каком духе автор стремится воспитать своих читателей. А значит, надо задать классический вопрос: «Кому это выгодно?».
Но чтобы ответить на него, надо понять, в каком мире с социальной точки зрения, происходят события, описанные в романе? Иными словами, жизнь какой социальной группы находится в центре повествования?
Конечно, речь идет об элите. Посмотрите, дети магов учатся в заведении с очень характерным названием - «Хогвартс», то есть Гарвард, а возможно, даже Гарвард и Оксфорд в одном лице. Дети уезжают от родителей и живут в школе весь учебный год, носят форму, набирают баллы, сдают экзамены, что является типичными чертами лучших учебных заведений Англии и США, в которых готовится мировая элита.
Учтем еще и то, что от всех остальных людей элита отличается тем, что обладает огромными возможностями. Представители элиты могут делать то, что другим не под силу. Именно это и описано у Роулинг. Волшебники способны на то, что в принципе не доступно обычному человеку.
Важно, что дети, наделенные волшебством, не обязательно рождаются в семьях магов. Волшебный мир отслеживает появление такого ребенка из обычной семьи и «забирает» его себе, позволяет развивать неординарные способности в Хогвартсе. Иными словами принимает в элиту. Таким образом элитная социальная группа получает «свежую кровь» и обновляется. Однако далеко не все волшебники согласны с установленным порядком вещей.
Часть элиты убеждена, что принимать в Хогвартс нужно только «чистокровных», то есть детей, родившихся в семьях волшебников. В переводе с метафоричного языка на обычный - это означает, что часть элиты хотела бы убрать социальные лифты, поднимающие наверх людей со стороны.
Их презрение к «грязнокровкам», на первый взгляд кажется иррациональным. Ведь все прекрасно знают, что выходцы из обычных семей не уступают «чистокровным» в магической силе и учатся не хуже. В новом для себя мире дети обычных родителей осваиваются очень быстро и прекрасно интегрируются в волшебные, то есть элитарные структуры. Казалось бы, нет оснований для противостояния.
Однако, как раз наоборот, именно то, что «грязнокровки» создают реальную конкуренцию «чистокровным» и приводит к конфликтам. «Мы занимаем место в элите уже по факту своего рождения, а эти, эти куда лезут?» - понятный строй рассуждений. Внутриэлитный конфликт тлеет сотнями лет, время от времени обостряясь.
Заметим, что идея пересмотреть установленный порядок исходит от «чистокровных». Поттериана как раз и посвящена очередному обострению, когда у приверженцев «чистой крови» появляется сильный вождь - Волдеморт и на этом моменте стоит остановиться подробнее.
Сам Волдеморт не является чистокровным магом, его настоящее имя Том Реддл и воспитывался он не волшебниками, а обычными людьми в сиротском приюте. О мире магов он узнал лишь когда пришла пора идти в Хогвартс. Сам Дамблдор, в то время один из преподавателей, посетил приют и сообщил мальчику, что он наделен неординарным даром и поэтому имеет право обучаться в школе для волшебников. При первой же встрече Дамблдор узнал о преступных наклонностях ребенка. Мало того, он заметил, что мальчик обладает харизмой и ярко выраженными лидерскими качествами. Дамблдор сразу раскусил, кто перед ним. Это видно по тому, какой психологический трюк он использовал, чтобы повлиять на Тома.
Ребенок потребовал, чтобы Дамблдор продемонстрировал умение колдовать и тот взмахом палочки воспламенил шкаф. Это очень тонкий штришок. Для того, чтобы убедить мальчика в существовании магии было множество способов, но опытный педагог выбрал именно тот, что оказывает наиболее сильное влияние на сильных, агрессивных людей с лидерскими качествами. Дамблдор продемонстрировал именно мощь, причем в самом наглядном ее проявлении, ведь огонь это первобытная и страшная стихия.
В романе сказано, что когда Том начал учиться, все преподаватели не чаяли души в этом обаятельном и талантливом ученике, все…кроме Дамблдора. Он внимательно следил за развитием и взрослением ребенка, видел, как он сколачивает банду, которая позже составила гвардию Волдеморта («псевдоним» Тома).
Учтем, что хороший преподаватель, коим несомненно является Дамблдор, видит насквозь характер ребенка, знает о его способностях и наклонностях, и к тому же Хогвартс - это закрытая школа, то есть почти весь год ученики находятся под наблюдением преподавателей и уезжают домой только на каникулы. Это значит, что у Дамблдора было более чем достаточно времени для того, чтобы хорошо узнать Тома Реддла. Мало того, когда в школе начинаются убийства, Том Реддла оказывается тем, кто разоблачил «виновника» (на самом деле ловко свалил свою вину на другого).
Однако первый свидетель - это и первое лицо для подозрений. Короче, Дамблдор прекрасно понимает, что буквально на его глазах растет страшнейший темный маг, и при этом не делает абсолютно ничего ни для того, чтобы перевоспитать мальчика, ни для того, чтобы прихлопнуть гаденыша, пока он еще гаденыш, а не гад с большой буквы. В чем дело?
В истории уже был подобный случай, когда своими же руками вскормили одного деятеля и дали опериться, а потом с огромным трудом и потерями свернули ему шею. Я говорю, конечно же, о Гитлере и нацистской Германии.
Параллели между Гитлером и Волдемортом очевидны и многие читатели на это давно обратили внимание. Характерный штрих - адепт теории о так называемом превосходстве арийской расы сам не обладал «канонической» арийской внешностью, Волдеморт - вождь «чистокровных», был полукровкой. Но, говоря о Гитлере, гораздо уместнее проанализировать те силы, которые подняли его наверх и не остановили в то время, когда Гитлер был очень слаб, и тоже самое относится к Тому Реддлу.
Как же это волшебный мир проморгал момент, когда Том стал Волдемортом? А может и не проморгал вовсе? Нет, не мог проморгать, а значит, Тому подняться позволили.
Кто именно? Как минимум имя одного человека известно, это Альбус Дамблдор - мудрец, добряк, любимец учеников и авторитет в магическом сообществе. Человек, не занимающий министерского поста, но по сути являющийся правителем волшебного мира. В седьмой книге прямо сказано, что личность Гарри Поттера буквально вылеплена Дамблдором, который контролировал и направлял почти каждый шаг ребенка.
В руки педагогу попал маленький сирота, который под негласной опекой вырос в того, кто смог победить Волдеморта. Но ведь и сам Волдеморт когда-то ребенком попал к Дамблдору, и преподаватель вылепил из него Темного Лорда. Он сам создал яд и сам же создал противоядие. Яд впрыснули в магическое сообщество, разгорелся конфликт, который в конце концов и был решен хотя и ценой значительных потерь. Вопрос: для чего это было нужно? Кому нужна столь масштабная и опасная провокация?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что, начиная с середины XX века начинает быстрыми темпами развиваться новое направление в науке - конфликтология.
Конфликтологи в отличие от многих других социологов исходят из того, что бесполезно стремиться создать бесконфликтное общество. Конфликт будет всегда, такова природа общественных организмов, таким образом - управление обществом, в определенном смысле, есть управление конфликтами. Спонтанно возникающие конфликты опасны. Конфликт надо создавать, и его же контролировать. Оппозицию себе надо создавать и этой же оппозицией управлять. Всегда будут недовольные, как ни старайся, так значит, надо этих недовольных возглавить.
По первым томам поттерианы может сложиться впечатление, будто бы автор придерживается прямо противоположной точки зрения. Постоянно подчеркивается, что разделение школы Хогвартс на сектора (в русском неудачном переводе они названы факультетами) есть досадная нелепость, пережиток прошлых времен, который надо преодолеть. По закону жанра «хэппи энд» должен был ознаменоваться «братанием», но этого не произошло.
Кроме того, в конце последней книги есть очень важный эпизод: студенты Хогвартса должны сделать выбор, на чью сторону они перейдут. В предыдущих томах много говорилось о том, что перед лицом общей опасности глупо разделяться, что все факультеты должны встать плечом к плечу и позабыть свои взаимные обиды.
Я был уверен, что в критический момент так оно и будет, сработал привычный стереотип: нагнетание и ожидаемая развязка. Как бы не так! Ученики факультета, выпускником которого был когда-то и сам Волдеморт, переходят на его сторону. Ни о каком братании и речи быть не может. Многовековая вражда продолжается, и никто не желает уступать.
Но почему? Ведь для достижения если и не братства, но хотя бы относительного единства в Хогвартсе есть все возможности. Дети проводят больше времени с преподавателями, чем со своими родителями. Почему же не налажено воспитание, сглаживающее противоречия? Демагогии о взаимной поддержке сколько угодно, но реальные педагогические меры направлены совсем в другую сторону - чего только стоят спортивные и учебные соревнования между факультетами с начислением баллов и вручением Кубка.
Кто не знает, что лучший способ поссорить всех подростков это разбить их на группы и организовать непримиримое многолетнее соперничество? И если именно так и делается, значит это и есть истинная цель воспитания. Нужен конфликт, конфликт реальный, в который бы поверили, но при этом конфликт управляемый. Это сложная задача, задача как раз для такого великого человека как Дамблдор.