Сперва о гипотезе.
Один из лучших отечественных художников-анималистов Дмитрий Горлов, друг Веры Чаплиной
с 1924-25 годов (см.
наш пост о нем), иллюстрировавший ее первые книги, дважды изобразил в них автора, и оба раза - на общем плане и лишь со спины:
«Малыши с зеленой площадки» (1935), с. 89, раскраска чьих-то домашних рук
«Мои воспитанники» (1937), с.126
И вот, почти 100 лет спустя после публикации, найден рисунок Дмитрия Горлова, и даже не 1930-х, а середины 1920-х годов, где, похоже, изображена именно Вера Чаплина с волком Арго. И здесь она, наконец-то, обернулась!
Рисунок и интереснейший очерк Д.В.Горлова «На новую квартиру! К расширению Московского Зоопарка» (о первом дне перевода животных из клеток в открытые вольеры на Новой территории) обнаружил родственник Дмитрия Владимировича, Николай Владимирович Лопатин, - в журнале «Всемирный следопыт» (№ 12 за 1926 г.). Он и выдвинул гипотезу об изображении в этом рисунке Веры Чаплиной и прислал сканы очерка в «Архив...».
Для сравнения смонтируем рисунок (1926) с фото Чаплиной (1927):
Несмотря на всю условность стиля Горлова, мне тоже видится, что моделью послужила Чаплина со своим воспитанником Арго.
В 1925-27 годах Вера часто выводила его на прогулки по Зоопарку, это описывается и в ее рассказе «Арго»:
«Ляля Румянцева с Лобо, а я с Арго гуляли по дорожкам парка. Иногда, если не было публики, пускали волчат свободно...».
Кюбзовка Ляля Румянцева была подругой Веры, а ее волчонок Лобо - одногодок Арго. Но у Елены Румянцевой характерно вытянутый овал лица, с весьма удлиненным носом, поэтому она менее соответствует изображению Д.В.Горлова. Вот фрагмент снимка с ними обеими: Румянцева слева от Чаплиной (1927-28):
На этом снимке волосы Веры уложены несвойственным ей образом, а вот на других фото 1925-27 годов ее прическа очень напоминает подчеркнутую художником стрижку девушки с рисунка:
1927
1925-26
1926
РГАЛИ фонд № 3460
А вот два снимка Арго тех лет, рядом с его воспитательницей:
13 мая 1927 (в том мае в Москве тоже было не жарко!)
Вторая половина 1920-х
А теперь - иллюстрированный очерк 27-летнего Дмитрия Горлова, когда-то с гордостью написавшего в анкете:
«…специальность приобрел в Московском зоопарке»
с.60. Медведь Борец, герой одного из первых рассказов Чаплиной, известен и в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Борец_(медведь)
Знаменитый кондор Кузя:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузя_(кондор)
«Вечерняя Москва» 4 октября писала об открытии Новой территории: «Вчерашний день был совершенно исключительным в истории Московского зоопарка. Уже с утра трамваи и автобусы, идущие по направлению к Зоопарку, брались с боя. Шесть касс не могли справиться с тысячными толпами, и администрация парка, мобилизовав всех своих сотрудников для продажи билетов, открывала одним за другим новые окна-кассы, спешно прорубаемые дворниками прямо в заборе. До 4 час. дня работало 11 касс, а публика, пользуясь прекрасным осенним днем, продолжала прибывать. Всего за вчерашний день Зоопарк посетило 30 тысяч чел., - цифра еще небывалая за все время существования зоопарка».
И здесь столь же условно, но все так же узнаваемо, изображен служитель при животных Никита Иванович Тепляков, вот его снимок с Верой Чаплиной 1938-39 годов:
фото П.Воробьева; РГАЛИ фонд № 3460
Никита Иванович - герой рассказов Веры Чаплиной «Кондор» (он ухаживал и за кондором Кузей), «Крылатый друг». М.А.Величковский летом 1937 г. в очерке о зоопарке писал о нем: «старик с большими опущенными книзу усами... рыбак по профессии».
У Дмитрия Горлова в книге «Малыши с зеленой площадки» есть рисунок еще одного известного кюбзовца, Петра Фомина, репрессированного летом 1934 года. Книга была издана в 1935, но Вера Чаплина сохранила своего друга в тексте, под кюбзовским прозвищем «Фома», и рисунок Горлова тоже был оставлен, см.:
https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/130351.html Это медведица Плакса, о ней и ее медвежатах рассказано в вики-статье о Борце (он был отцом этих медвежат и тоже переселился с семейством на Остров зверей)
Большое спасибо, Николай Владимирович!
.