Заметки с уроков музыкальной литературы и анализа музыкальных произведений. Часть 3

Oct 10, 2008 22:36

Еще одна порция разных мыслей о музыке/не только о музыке, которые я каким-то образом умудрилась записать на лекциях Лазаря Ефимовича.

На тему Чайковского.

Если бы у Петра Ильича был иконостас, то на нем стояли лики Глинки, Моцарта и Шумана.

Венская премьера 6 симфонии отметилась оригинальностью дирижера. Решив, что Чайковский чего-то под конец жизни путать стал, вышеупомянутый дирижер поменял местами 3 часть (скерцо-марш) с 4 частью (реквием). Теоретически он мог быть прав - конец марша звучит эффектным финалом. Но вот Чайковский-то не венский классик и идея у него была другая...

Про личную жизнь. До некоторого момента сексуальная ориентация Петра Ильича воспринималась нами, неумными студентами, абстрактно. Однако все сомнения на счет "а может он все-таки на практике с мужчинами не был" были грубо развеяны. Официальный любовник - поэт А.Н.Апухтин. Несмотря на то, что поэтические дарования его были не на высоте, Чайковский писал на его стихи романсы. Единственный, заслуживающий внимания - "День ли царит".

На тему музыкального юмора.

"Растворил я окно" - романс химика
"Отворил я окно" - романс повара
"Мы сидели с тобой" - романс уголовника

На тему эстетики.

В эстетике не существует понятия "трагическая случайность" - только "драматическая".
При этом драма - смерть персонажа в произведении, часто случайная.
А трагедия - смерть все того же персонажа, но уже предрешенная и тяготеющая с самого начала произведения. Происходит по причине несовместимости внутреннего мира героя с окружающей действительностью.
А теперь примеры.
Смерть пассажиров автобуса в Перми - это, конечно, драма. Смерть Марфы в "Мазепе" - тоже драма.
А вот смерть Че Гевары - это трагедия. Ибо он был политическим лидером, не понятым людьми, не выполнившим свое предназначение до конца. Из музыкальных произведений к трагедии, безусловно, нужно отнести смерть Германа в "Пиковой Даме"

И на десерт.

Всеми любимая русская народная песня "Во поле береза стояла", оказывается нигде ни разу не русская народная. А очень даже татарская! И написал ее татарский поэт Ибрагимов Низмат Мисаилович. Е.А.Евтушенко писал об этом:

"... К сожалению, мало известно
Но достоин тот факт пьедестала,
Что татарином создана песня.
"Во поле березонька стояла".
И за это, мой названый брат,
Честь тебе, Ибрагимов Низмат."

О музыке

Previous post Next post
Up