Глава 4. Президент России
Статья 80
1. Президент России является главой государства и гарантом Конституции.
Вначале написали, что Россия - res publica, а теперь у них президент "за главного". Тут "либо трусы надеть, либо крестик снять".
2. Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, её независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81
1. Президент избирается сроком на 4 года гражданами на всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании.
2. Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо может занимать должность Президента не более двух сроков, при этом по окончании первого срока проводятся новые выборы Президента.
4. Порядок выборов Президента определяется федеральным конституционным законом. Выборы Президента не могут проходить в один год с основными выборами депутатов Государственной Думы и Государственного Совета.
Скверно, конечно. Президент должен избираться на 7 лет один раз в жизни. Точка.
Статья 82
При вступлении в должность Президент приносит гражданам следующую присягу:
«Заступая на пост Президента, клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, признавать право на местное самоуправление, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу России, работать на его процветание, обеспечивать охрану исторического и культурного наследия» .
Статья 83
Президент:
а) назначает Председателя Правительства;
б) вправе поставить перед Государственной Думой вопрос об отставке Председателя Правительства, Правительства, руководителя федерального органа исполнительной власти;
в) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
г) представляет Государственному Совету кандидатуры для назначения на должность судей Верховного Суда; назначает одну треть судей Конституционного суда; назначает судей других федеральных судов;
Я пока не знаю, как правильно, но так очень плохо. Судейско-адвокатская братия должна сама это делать и не зависеть от исполнительной власти.
д) представляет Государственному Совету кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора; вносит в Государственный Совет предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров губерний, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
е) формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом;
ж) утверждает АНТИвоенную доктрину;
з) формирует Администрацию Президента;
и) назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых Сил;
к) по представлению профильного федерального министра назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
Статья 84
Президент:
а) назначает выборы Государственной Думы и членов Государственного Совета в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами;
б) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
в) вносит законопроекты в Государственную Думу, за исключением проектов федеральных конституционных законов о поправках в Конституцию;
г) подписывает и обнародует федеральные законы, федеральные конституционные??? законы;
д) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Статья 85
Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти губерний, а также между органами государственной власти губерний. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Статья 86
Президент:
а) осуществляет руководство внешней политикой;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
Статья 87
1. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.
Плохой пункт. Военным делом должны заниматься военные.
2. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право на введение на территории России или в отдельных её территориях военного положения по согласованию с Государственной Думой и последующим уведомлением Государственного Совета.
"непосредственной угрозы агрессии" можно назвать, что угодно, хоть арест сейнера в международных водах
3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья 88
Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, имеет право на введение на территории России или на отдельных её территориях чрезвычайного положения по согласованию с Государственной Думой и последующим уведомлением Государственного Совета.
Про ГосСовет уже писал, повторяться не буду.
Статья 89
1. Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища.
2. Президент награждает государственными наградами, присваивает почётные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
3. Президент осуществляет помилование.
Статья 90
1. Президент издает указы и распоряжения.
2. Нормативные указы Президента вступают в силу после утверждения простым большинством членов Государственного Совета и опубликования. Ненормативные акты Президента вступают в силу с момента их подписания.
3. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральному законодательству.
Статья 91
Президент в течение всего срока действия принадлежащих ему полномочий не может быть привлечён к уголовной и административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру.
Статья 92
1. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
2. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности (что это?) по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
3. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. В случае, если председатель Правительства не назначен или временно не в состоянии выполнять свои обязанности, то полномочия Президента исполняет Председатель Государственного Совета. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Статья 93
1. Администрация Президента является органом организационно-хозяйственного обеспечения осуществления полномочий Президента.
2. Администрация Президента не имеет исполнительных, законодательных и судебных полномочий.
Статья 94
1. Президент может быть отрешён от должности Государственным Советом только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного преступления.
2. Государственная Дума может принять решение о выдвижении обвинения против Президента простым большинством голосов депутатов Государственной Думы, после чего обвинение передается для принятия решения в Государственном Совете.
3. Государственный Совет проводит гласные слушания по вопросу принятия решения об отрешении Президента от должности в срок не позднее 3 месяцев после выдвижения обвинения Государственной Думой. Возглавляет работу Государственного Совета при проведении слушаний Председатель Конституционного суда. При проведении слушаний в Государственном Совете специально образованная Государственной Думой комиссия поддерживает обвинение. Президент имеет право выступать в свою защиту в ходе слушаний.
4. Решение об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов Государственного Совета.
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 95
Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом России.
Статья 96
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственного Совета и Государственной Думы.
2. В Государственный Совет входят по два представителя от каждой губернии. Члены Государственного Совета избираются сроком на 4 года на всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании.
3. Государственная Дума состоит из 600 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на 4 года на всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании.
Количество депутатов должно зависеть от количества граждан. это математика. на 7 лет и один раз в жизни. Я понимаю, что политологи и политтехнологи жрать в два раза меньше будут, но за 4 года нереально что-то глобальное сделать, да и страну меньше колбасить будет.
4. Состав Государственной Думы многопартийный. Число представителеей (так у автора) одной партии в составе депутатов Государственной Думы не может составлять более 51% от общего числа депутатов.
Бредовый пункт. А если выберут? Недопускать? Отбирать мандаты? А вот ценз осёдлости, как для президента, необходимо ввести для любой выборной должности от мундепа до госдепа и для губеров тоже.
5. Порядок выборов депутатов Государственной Думы и членов Государственного Совета устанавливается федеральными конституционными законами. Основные выборы депутатов Государственной Думы и членов Государственного Совета не могут проходить в один год.
Статья 97
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Государственного Совета и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы, член Государственного Совета не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 98
1. Члены Государственного Совета и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания.
Статья 99
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
Статья 100
1. Государственный Совет и Государственная Дума заседают раздельно.
Или госсовет - это бывший совет федераций? разогнать, абсолютно лишний орган.
2. Заседания Государственного Совета и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных федеральным законом, они вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Статья 101
1. Государственный Совет избирает из своего состава Председателя Государственного Совета и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Государственного Совета и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Государственный Совет и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Порядок работы Государственного Совета и Государственной Думы устанавливаются настоящей Конституцией и федеральным законом о регламенте каждой из палат.
5. Государственный Совет и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль и мониторинг эффективности реализации федеральных законов и государственных программ. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Государственный Совет и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Статья 102
1. К ведению Государственного Совета относятся:
а) утверждение изменения границ между губерниями;
б) утверждение указов Президента;
в) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил за пределами территории страны;
г) назначение выборов Президента;
д) отрешение Президента от должности;
е) назначение судей Верховного Суда, одной трети судей Конституционного суда;
ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора;
з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;
2. Государственный Совет принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией.
3. Постановления Государственного Совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Государственного Совета, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.
Статья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) решение вопроса об отставке Председателя Правительства, Правительства, а также о доверии руководителям федеральных органов исполнительной власти;
б) заслушивание ежегодных отчётов глав федеральных органов исполнительной власти о результатах их деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.
з) назначение одной трети судей Конституционного суда.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению Конституцией.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.
Статья 104
1. Правительство представляет ежегодный отчёт о своей деятельности Государственной Думе.
2. Государственная Дума по результатам ежегодного отчёта, а также рассмотрения вопроса об отставке, поставленного Президентом, может выразить вотум недоверия Председателю Правительства, Правительству и руководителю любого федерального органа исполнительной власти. Решение об отставке Правительства, об отстранении Председателя Правительства и руководителя любого федерального органа исполнительной власти от занимаемой должности принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 105
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Государственному Совету, членам Государственного Совета, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам губерний, а также высшему государственному органу, организующему подготовку и проведение выборов и референдумов в России, по вопросам его ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства.
Статья 106
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Государственного Совета.
4. Федеральный закон считается одобренным Государственным Советом, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Государственным Советом. В случае отклонения федерального закона Государственным Советом палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Государственного Совета федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 107
Обязательному рассмотрению в Государственном Совете подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров;
д) статуса и защиты государственной границы.
Статья 108
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования.
2. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Государственный Совет в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Государственного Совета и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.
Статья 109
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Государственного Совета и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.
Статья 110
Государственная Дума и Государственный Совет не могут быть распущены в течение всего срока их полномочий.
Глава 6. Правительство России
Статья 111
1. Исполнительную власть России осуществляет Правительство.
2. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Статья 112
Председатель Правительства назначается Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства.
Статья 113
1. Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Статья 114
Председатель Правительства в соответствии с Конституцией, федеральным законодательством и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Статья 115
1. Правительство:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а также о результатах и эффективности применения федеральных законов и нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральным законодательством, указами Президента.
2. Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом.
Статья 116
1. На основании и во исполнение Конституции, федерального законодательства, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в России.
3. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральному законодательству и указам Президента могут быть отменены Президентом.
Статья 117
Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
Статья 118
1. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.
2. Президент может принять решение об отставке Правительства.
3. В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до формирования нового Правительства.
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Статья 119
1. Правосудие в России осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 120
Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, успешно сдавшие квалификационный экзамен на должность судьи. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов.
Статья 121
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному законодательству.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 122
Судьи несменяемы. Порядок приостановления и прекращения полномочий судей устанавливается федеральным законом.
Статья 123
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Статья 124
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Заочное разбирательство дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство по гражданским и уголовным делам осуществляется с участием присяжных заседателей.
Статья 125
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Статья 126
1. Конституционный Суд состоит из 9 судей. Председатель Конституционного Суда избирается на первом общем собрании всех судей Конституционного Суда простым большинством голосов.
2. Судьей Конституционного Суда может быть гражданин не старше 75 лет, имеющий высшее юридическое образование, опыт работы в качестве судьи, прокурора, адвоката илии пользующийся признанной компетентностью в области юриспруденции.
3. Конституционный Суд по запросам Президента, Государственного Совета, Государственной Думы, одной пятой членов Государственного Совета или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, органов законодательной и исполнительной власти губерний разрешает дела о соответствии Конституции:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Государственного Совета, Государственной Думы, Правительства;
б) уставов, законов и иных нормативных актов губерний, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти России и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти губерний;
в) договоров между органами государственной власти губерний;
г) международных договоров.
4. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти России и органами государственной власти губерний;
в) между высшими государственными органами губерний.
5. Конституционный Суд по запросам Государственного Совета, Государственной Думы, одной пятой членов Государственного Совета или депутатов Государственной Думы, устанавливает наличие обстоятельств, оправдывающих временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства или Председателем Государственного Совета на срок не более 90 дней в случаях, когда Президент пребывает в состоянии, временно не позволяющем ему исполнять свои обязанности, а именно:
а) временная неспособность по состоянию здоровья исполнять принадлежащие ему полномочия;
б) бездействие Президента, выразившееся в преднамеренном отказе от исполнения принадлежащих ему полномочий.
6. Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
7. Конституционный Суд по запросам Президента, Государственного Совета, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти губерний дает толкование Конституции.
Статья 127
Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным и административным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает руководящие разъяснения в целях обеспечения единообразия судебной практики.
Статья 128
1. Судьи Верховного Суда назначаются Государственным Советом по представлению Президента.
Тоже плохое решение. Судьи Верховного Суда должны избираться юридическим сообществом через тайные выборы.
2. Председатель Верховного Суда избирается на первом общем собрании всех судей Верховного Суда простым большинством голосов.
3. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.
4. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 129
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор и заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности Государственным Советом по представлению Президента.
3. Прокуроры губерний назначаются на должность Президентом по представлению Генерального прокурора, согласованному с губерниями в порядке, установленном федеральным законом. Прокуроры губерний освобождаются от должности Президентом.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 130
1. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение гражданами, проживающими на определённой территории, вопросов местного значения.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
3. Выборные органы местного самоуправления избираются на прямых выборах.
4. Местные судебные органы образуются в соответствии с федеральным конституционным законом.
5. Органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законом, принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется на соответствующей территории с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно в пределах, установленных федеральным законом.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учётом мнения людей, проживающих на соответствующих территориях.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение, создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления реализуют право русских и всех других коренных народов России на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
3. Органы местного самоуправления вправе осуществлять на договорной основе сотрудничество с другими органами местного самоуправления для решения вопросов, представляющих их общий интерес, состоять в союзах и ассоциациях органов местного самоуправления, а также в порядке и случаях, установленных федеральным законом, осуществлять сотрудничество с органами местного самоуправлениями других государств.
Статья 133
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.
Статья 134
1. В случаях и порядке, установленных федеральным законом, органы государственной власти вправе осуществлять надзор за деятельностью органов местного самоуправления в целях защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя, обеспечения законности и правопорядка.
2. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться при соблюдении принципов законности, соразмерности и учёта интересов граждан, проживающих на данной территории.
3. Решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или федеральным законам подлежат приостановлению в установленном федеральным законом порядке с одновременным обращением в суд.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Статья 135
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Государственный Совет, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы губерний, а также группа численностью не менее одной пятой членов Государственного Совета или депутатов Государственной Думы.
Статья 136
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано двумя третями голосов от общего числа членов Государственного Совета и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Члены Конституционного Собрания избираются на всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании в одномандатных округах.
4. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.
5. Конституционное Собрание не вправе принимать решения, непосредственно не относящиеся к деятельности по разработке проекта новой Конституции или подтверждению неизменности действующей Конституции.
Статья 137
Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Конституция вступает в силу со дня официального её опубликования по результатам референдума.
День референдума по проекту Конституции считается днём принятия Конституции.
2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.
3. Не позднее чем через шесть месяцев после вступления в силу настоящей Конституции высший государственный орган, организующий подготовку и проведение выборов, проводит выборы Президента, депутатов Государственной Думы и членов Государственного Совета. На указанных выборах Президент избирается на срок три года, депутаты Государственной Думы - на срок четыре года, члены Государственного Совета - на срок пять лет. Правила части 4 статьи 81 и части 5 статьи 96 Конституции на указанных выборах не применяются
4. Полномочия судей Конституционного суда прекращаются со дня вступления в силу настоящей Конституции. Судьи Конституционного суда назначаются в соответствии с настоящей Конституцией Президентом, Государственной Думой и Государственным Советом после их избрания в соответствии с настоящей Конституцией.
Иные судьи осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Пробежался не сильно вчитываясь.