Шмитт о парламенте.

Jul 13, 2020 18:36

Шмитт не принимает во внимание того возражения, что либеральные философы-индивидуалисты - от Гоббса до Бентама, Гизо и Моля - именно в силу собственных либерально-индивидуалистических убеждений часто были вынуждены оказывать поддержку предпринимавшимся государством силовым мерам в области внутренней политики, колонизации или военных завоеваний. Вместо этого он подчеркивает, что главной заботой либерализма является защита прав личности на владение собственностью и свободу слова. Согласно либеральной теории, свободная конкуренция людей, обладающих собственностью и свободой слова, нейтрализует государственную власть и делает ее почти излишней. В отличие от своего предшественника, абсолютизма, с его представлениями о привносимых политикой единении и равновесии, либерализм рассматривает социально-политическое равновесие как следствие отсутствия политического регулирования - как результат «вечной конкуренции и вечной дискуссии».
В соответствии с этим тезисом, Шмитт считает парламент ключевым либеральным механизмом обеспечения равновесия между государством и гражданским обществом. Парламент призван открыто, справедливо и мирно устранять разногласия, свободно формулируемые в рамках граждан ского общества, кроме того, решения его должны быть обязательны для государственного аппарага и его правительственных исполнительных органов, последние должны быть объектом законодательной деятельности парламента. Парламент является неким стержнем для гражданского общества и государства, гарантом ненасильственно и добровольно устанавливаемой социально-политической гармонии. «...Сущность [либерализма] - переговоры, выжидательная половинчатость с упованием на то, что, может быть, окончательное столкновение, кровавую решающую битву можно будет превратить в парламентские дебаты и вечно откладывать посредством вечной дискуссии». «Главными принципами» парламентаризма являются открытость и совещательность. Cогласно точному определению Шмитта, схватки представителей конфликтующих интересов и просто переговоры и компромиссы не являются чертами, присущими исключительно парламентам. Они безусловно имеют место, например, и в приватных встречах директоров компаний, лидеров политических партий или профсоюзных чиновников, а также на дипломатических конференциях. Но открытая парламентская дискуссия - это совсем другое дело.Основу ее составляет соблюдение всеми участниками принципа выдвижения аргументов и контраргументов. Такая дискуссия предполагает готовность воспринять точку зрения другого, а стало быть, и свободу от пристрастий и своекорыстия. «Дискуссия означает обмен мнениями с целью убедить своего оппонента путем доказательства истинности или справедливости чего-либо или же позволить другому убедить себя в том, что что-либо является истинным или справедливым».
С либеральной точки зрения, данную форму открытого и принципиального обсуждения призваны обеспечить различные парламентские установления. К их числу относится отсутствие ограничений для осуществления парламентских процедур, свобода слова и правовой иммунитет представителей, а также независимость их от любых партийных и электоральных инструкций, обязанность их держать ответ лишь перед своей собственной совестью (как записано в Статье 21 Веймарской конституции). Такого рода парламентские гарантии дают возможность принимать решения не в пылу противоборства интересов, а путем беспрепятственного обмена разумными доводами.Предполагается, что любой представленный парламенту вопрос должен быть рассмотрен, обсужден и согласован в процессе спокойного и открытого обсуждения. Согласно Шмитту, замечание Бентама о том, что в «парламенте встречаются идеи, а от столкновения идей возгораются искры и открываются пути к очевидному», верно выражает либеральный принцип парламентаризма. В соответствии с этой точкой зрения, законодатели совместно, честно и открыто ведут поиск истины. Политическая истина, кристаллизующаяся в виде всеобщих норм и обнародованных общеобязательных законов, не состоит ни в открытии неких трансцендентальных правил, ни в заключенных вслепую компромиссах между преследующими свои корыстные интересы догматиками. Скорее она является функцией неограниченной конкуренции свободно выражаемых мнении внутри законодательного собрания. В этом смысле либеральное парламентарное правление является, в отличие от своих абсолютистских предшественников, видимым правительством, о котором открыто пишет свободная пресса. Парламентарии оказываются объектом пристального наблюдения граждан, чей доступ к свободной прессе (здесь Шмитт заимствует центральную мысль «Истории происхождения представительного правления в Европе» Гизо) позволяет им самим узнавать истинное положение вещей и сообщать о нем своим представителям в парламенте.

парламент, Джон Кин, Демократия и гражданское общество, Шмитт

Previous post Next post
Up