Иван Яковлевич Билибин

Apr 01, 2010 10:44


Родители хотели видеть в своем сыне юриста. Но он, будучи в 1899 году студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, работал над давно задуманным сказочным циклом иллюстраций. В том же году впервые решился показать свои первые работы известному художнику Баксту. Тот посмотрел, взял и ничего не говоря повел оробевшего Билибина. - Вот что, молодой человек,- многозначительно произнес редактор журнала "Мир искусства", меценат художников С. Дягилев - у вас свой, ни на кого не похожий стиль и характер.
Сделайте что-нибудь в этом народном духе и для нашего журнала. Так началось многолетнее сотрудничество юного Билибина с этим журналом, которое в последствии предопределило его дальнейшую судьбу.




Отец встретил увлечение сына настороженно, а вот мать - ученица Антона Рубинштейна, хорошо понимала увлечение сына и разделяла его. Она разрешила сыну учиться и в университете и одновременно посещать репинские курсы. Иван Билибин закончил юридический факультет. Но юристом так и не стал.




Он записывается в экспедицию по северу Архангельской и Олонецкой земли, где еще сохранились старинные русские избы с резными наличниками и коньками на крышах. Здесь на живописных просторах русского севера Иван Билибин изучал крестьянский быт, народный фольклор, обычаи и обряды, сказания и песни русского народа.
Этот сказочный край с его неповторимым деревянным зодчеством оставил неизгладимое впечатление на молодого Билибина. "Самую интересную церковь из увиденных мною я нашел в погосте в Верховье Тотемского уезда Вологодской губернии, - пишет он - Когда я увидел эту церковь, я пришел в благоговейный трепет, пожалел, что я не великан и не могу взять это милое архитектурное произведение и перенести куда-нибудь далеко в сохранное место..."




После двухлетнего путешествия и отбора из сотен рисунков наиболее интересных и типичных для русского Севера, началась кропотливая работа живописца. Иван Яковлевич надолго запирался в своей маленькой комнатке-мастерской, выковывая тот неповторимый "билибинский стиль", о котором отозвался сам И. Е. Репин. И в таком разнообразном по жанру и исполнению художников журнале "Мир искусства" рисунки И. Я. Билибина стояли особняком, выделяясь оригинальностью и народной самобытностью. Там же публикуется и цикл его статей: "Остатки искусства в русской деревне", "Народное творчество Русского Севера" и др.





Деревенские вышивки, цветные набойки, пряничные доски, искусная резьба по оконным наличникам, расписные лапти - все оживает под кистью художника. Потом эти орнаментированные рисунки перейдут в оформление народных сказок "Белая уточка", "Садко", былины "Вольга" и др. Билибин пишет, что "будучи связан тысячью незримых, но несомненных нитей со своей страной, он совершенно безотчетно и инстинктивно имеет тяготение к этой стране, а не к другой".




Один из первых о явлении в русском художественном искусстве нового имени заявил знаток народного искусства художник Валентин Серов. И вскоре Иван Яковлевич Билибин становится чуть ли не единственным непререкаемым авторитетом в области народно-декоративного и прикладного искусства, древнерусского деревенского и городского костюма.




В неспокойном 1905 году Алексей Максимович Горький собирает на своей даче в Куоккале прогрессивных деятелей русского искусства, среди которых и художник Билибин. Он принимает активное участие в выработке программы действий русской интеллигенции по культурному просвещению народа.
Новый двадцатый век потребовал монументальных форм изобразительного искусства и масштабов. И. Я. Билибин создает эскизы для росписи здания банка в Нижнем Новгороде, Казанского вокзала и других зданий в Москве.


После февральской революции 1917 года И. Я. Билибин выезжает за границу в Прагу.
В Праге И. Я. Билибин устраивает выставку своих произведений. Там действовал русский театр, и он оформлял сценические декорации к операм. Одна из творческих самобытных фресок И. Я. Билибина находится на здании русского посольства в Праге. Художник в манере своего орнаментально-народного письма изобразил былинного богатыря Микулу Селяниновича, пахаря, идущего впереди коня на фоне встающего солнца. Позади, в широком поле, пролегла борозда. Так былинный русский герой нашел свое место и в новой жизни - и это тоже была авторская смелость по тем далеко не былинным временам России после 1917 года.


В 1936 году Иван Яковлевич Билибин вместе с женой, тоже художницей Александрой Васильевной Щекатихиной-Потоцкой (1892-1967) возвращается на Родину, в свой Ленинград. Здесь он много и плодотворно работает. Появляются в свет его шедевры книжной графики. Это, прежде всего, иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова "Песнь про купца Калашникова", к роману А. Н. Толстого "Петр I”.






Много времени отдает Билибин преподавательской деятельности. В 1939 году ему, доктору искусствоведческих наук, посвятившему сорок лет служению русскому искусству, присваивается звание заслуженного профессора. В это время он задумывает необыкновенную серию открыток с образами знаменитых людей, подвижников России.


Вместе с талантливым С. М. Эйзенштейном мечтает Билибин и о создании кинофильма "Иван Грозный". Но грянувшая война и блокада Ленинграда разрушила все творческие замыслы художника.


Когда в трудные для Ленинграда блокадные дни ему предложили эвакуироваться, он, не размышляя, ответил: "Из осажденной крепости не бегут ее защитники". Измученный и истощенный от голода Иван Яковлевич создает под фашистскими обстрелами и бомбежками патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам города на Неве.


В ночь под Новый 1942 год он собрал в своей квартире на Мойке друзей и читал им свою "Оду". Были в ней и полные веры и надежды слова:
Проходят дни, проходят годы,
Иссякнет сей кровавый пир.
Придет весна, пройдут невзгоды,
И снова улыбнется мир.


В ночь с 7 на 8 февраля 1942 года его не стало. Художник умер от истощения в осажденном Ленинграде.




Архангeл Mихаил. Mозаика на северной сторонe храма Успения Богородицы в Ольшанах


Страшный суд. Эскиз фрeски для западной стeны храма Успения Богородицы в Ольшанах. Фрагмент


Страшный суд. Зскиз фрески для храма Успения Богородицы в Ольшанах. Фрагмент
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7016.php

иллюстрации

Previous post Next post
Up