Впервые с озером Ладога я познакомился в рассказах
nub1an в далеком 2010 году. Сперва я хотел попасть туда на машине и объехать Ладогу по периметру, но никак не мог собраться сам и собрать небольшую команду, кроме того, не было подходящей машины. Шли годы... Я обзавелся отличной лодкой, и теперь путешествие по Ладоге готовилось именно водное, причем исключительно по северу Ладоги, там, где множество шхер. Шхеры на Ладоге - тоже самое, что в Норвегии фьорды, т.е набор мелких островов, соединённых между собой проливчиками, которые покрывают значительную прибрежную часть озера. Увидеть шхеры Ладоги с воды - вот цель путешествия. Но сухопутная часть также не давала покоя, посмотреть своими глазами Мраморный карьер, огромный водопад Юканкоски и прогуляться между Рускеальскими водопадами также было внесено в план.
Итак мой рассказ будет разбит на две части, сухопутную на автомобиле и водную на лодке. Затем я опишу путевые заметки по путешествию в Карелию и выложу трек и путевые точки. Начнем. Сегодня в выпуске Мраморный карьер и водопад Юканкоски.
Тремя машинами выехали из Минска. Дорога до Ладоги ничем не примечательная, разве что 100км пробка на подъезде к питеру вымотала все нервы. Предпочитаю не ездить ночью, поэтому в дороге сделали ночевку на западном берегу Ладоги
вблизи маяка на каменном моле недалеко от поселка Пятиречье.
Утречко было мокрое, запотело все, даже объектив.
Все время мы готовили по очереди на костре. С собой были два котелка разного объема, костровая тренога и костровая цепь.
Позавтракав отправились на север Ладоги, в южную Карелию.
По дороге ребята
арендовали недостающие лодки в поселке Лосево. Собственно сам поселок Лосево знаменит своими порогами. Там толпы рафтеров и каякеров резвятся на порогах. После Приозерка дорога завиляла серпантином, и вскоре асфальт перешел в убитую грунтовку, которая продолжалась до самой Карелии. Карельская территория же встретила нас отличным асфальтированным автобаном, который длился несколько десятков километров, пока дорога опять не завиляла серпантином. Сколько не ездил по Карелии, но найти там плохую дорогу сложно.
Первой точкой остановки для нас была ГЭС Ляскеля, находящаяся в одноименном поселке.
N61.76275° E31.00309°
Находится прямо под мостом трассы А-121. Шумит сильно. Тонны воды зажаты в узком каньоне и падают вниз вдоль сооружения ГЭС. Вообще участок дороги А-121 от Сортавала до Ляскеля крайне живописный. Он виляет по береговой линии Ладоги, где открываются виды на озеро.
Сразу за деревней Леппясилта свернули в сторону озера Руокоярви. Именно через него идет дорога на один из самых крупный водопадов в Карелии - Юканкоски , он же Белые мосты. Юканкоски - это финское название, вообще вся северная Ладога имеет финские название населенных пунктов, озер и рек. Надо привыкнуть. Высота водопада порядка 18м и слив имеет всего одну ступень.
N61.75351° E31.40980°
Снимал специально с людьми в кадре, чтобы чувствовался масштаб. Сравните следующее фото без людей, масштаба всего действия уже нету.
Любопытно, в интернете можно найти описание дороги к водопаду такое, которые утверждает, что к нему можно подъехать на любом седане. В реальности мы же увидели убитую напрочь рельефную грунтовку. Всего же я насчитал аж 3 парковки машин по классу проходимости. Примерно за 4 км стоят пузотерки. Останавливаюсь, спрашиваю, есть ли дальше дорога, в ответ - еще можно проехать чуть-чуть ))). Мы же проехали еще порядка 2.5 км и остановились возле огромной не досохшей лужи шириной во всю дорогу. За мной ехал недоприводный кроссовер , да и моя шоссейная резина не вселяла уверенности, поэтому мы припарковались на стоянке номер 2 и пошли пешком до водопада. К самому водопаду на наших глазах проехала лишь группа на L200 на А/Т резине. На обратной дороге я дважды цепанул грунтовку защитой раздатки.
Река за пару метров до падения с высоты 18метров:
Смеркалось, и мы устроили лагерь на южном берегу озера Руокоярви, где полночи делали плов из курицы из-за недостатка дров на данном озере.
Далее по плану - Мраморный карьер.
N61.94476° E30.58038°
Именно отсюда добывали мрамор и украшали им пол Питера. Именно этим мрамором облицован Исаакиевский собор, Казанский собор, Эрмитаж, метрополитен. Добыча мрамора в данном карьере была начата аж в 1765 году. И лишь во время Второй Мировой карьер был затоплен. И в 1998 г он получил статус объекта культурного наследия.
Вода отдает зеленоватым оттенком :
Вдоль сего карьера , а это порядка 460метров натянута веревка троллея, на котором слететь вниз можно за 1000руб:
Также действует прокат лодочек, на которых можно исследовать многочисленные системы подъемных выработок:
По периметру карьера ведет аккуратно уложенная дорожка:
Правда зачастую она имеет лужи и грязь:
И это не смотря на то, что вход платный и это объект культурного наследия, похоже культура не высока:
А этот тоннель ведет к вертикальной шахте:
Слегка в стороне от затопленного карьера можно подойти к выработке вплотную и потрогать необработанный мрамор:
Также в карьере организован роупджампинг:
Правда, говорят, уже не один участник данного развлечения хорошенько приложился головой о стенки карьера. При нас парень столкнулся со стеной ногами.
В следующей автомобильной части я расскажу про рускеальские водопады и Кронштадт.