Leave a comment

Comments 8

rassvet45 February 12 2015, 05:31:17 UTC
Радуюсь вместе с Вами выходу двухтомника и со многим сказанным вполне согласен. Только из чего, по-Вашему, следует, что "Бунин был из вторых, упорно стремившихся казаться первыми"? В чем Вы видите это "стремление казаться" и его смысл? Я вот почему-то не нахожу ни того, ни другого.

Reply

velworks February 12 2015, 06:12:02 UTC
Для меня в первую очередь Бунин - это какая-то неимоверная притертость слов. При поверхностном чтении его поэзия из-за этого может показаться намного проще чем она есть. Кому-нибудь другому для достижения такой плотности понадобилось бы перейти, например, к верлибру. А вот у Бунина все даже в классической форме.

Reply

rassvet45 February 12 2015, 06:52:36 UTC
Целиком согласен. Но я не вижу здесь стремления казаться чем-то другим, не тем, чтО он есть. Известно ведь его откровенное высказывание, переданное в мемуарах Катаева, что стихи надо писать, не дожидаясь вдохновения, заставляя себя - "так, как ходишь на учебу или на службу". Как раз то самое, что Вы называете "ворочать камни". И признание этого.

Reply

velworks February 12 2015, 16:00:37 UTC
Я может, не очень удачно выразился, но мной это воспринимается как-то так: во-первых, приведенная фраза была адресована юному Катаеву, разницу в классе между которым и собой он четко оценил, почти количественно. А во-вторых, главная ценность данного издания имено в том, что как только все написанное оказалось а. сведенным вместе в одном издании и б. представленным хронологически, то стало заметно как с годами падает выход годных (в совсем зрелом возрасте Бунин иногда годами не пишет стихи), и как при этом его стихи становятся в своей безупречности "с неба свалившимися", т.е. вполне очевидно становится, что "как на службу" такое не сделаешь, более того, такое даже не сочинишь. Абсолютный эффект озарения. И где-то с 1912 года у Бунина нет вещей случайных, а где-то с начала двадцатых - нет "не-озарений".

Reply


grt_pretender February 12 2015, 12:30:39 UTC

lucas_v_leyden February 12 2015, 19:06:49 UTC
Очень любопытно! Я, признаться, всегда думал о Бунине примерно как Ваш оппонент из первых двух абзацев: стихи правильные, но (в массе своей) скучные донельзя; кажется, Б. - один из немногих крупных поэтов, у которого я наизусть не знаю ни одного стихотворения. Но Вы столь убедительны, что я немедленно заказал экземпляр двухтомника и собираюсь приняться за чтение. (Ха, знаю все-таки! "Восемь лет в Венеции я не был"!)

Reply

velworks February 12 2015, 19:30:09 UTC
Ну что Вы, поэтому я Бунина и приплел, хотя и с заметной долей условности к "умноженным на ноль", что его очень многие просто проглядели. С юности помню, что два стихотворения я не то что помню наизусть, но когда-то запомнил с первого прочтения: "Ледяная ночь, мистраль..." и багатель про "череп безносый и череп безглазый". Он абсолютный мастер, каких даже в русской поэзии мало.

В первой половине творческих лет действительно полно скучных особенно пейзажных стихов (их в нашем детстве тиражировали в детских сборниках "стихов о природе", и явно писались они с целью "набить" или "поставить" руку), но чем дальше - тем становилось только лучше.

Reply


Leave a comment

Up