Иттен_Симультанный контраст

Apr 14, 2014 16:09

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам.
Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют.





Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной плоскости разместить небольшой черный квадрат, затем поверх него положить листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то черный квадрат будет казаться зеленоватым, если в зеленый, то черный квадрат покажется красноватым, на фиолетовом фоне - желтоватым, а если поместить его в желтый, то черный квадрат будет казаться фиолетово-серым. Т.е. каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает свой противоположный тон.
Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений.

Рассмотрим на примере живописи.



Рубенс



Франсуа Буше «Мадам де Помпадур», 1756



Эжен Делакруа «Одалиска», 1857



Ван Гог «Звездная ночь», 1889



Винсент Ван Гог «Автопортрет», 1889



Винсент Ван Гог «Ваза с двенадцатью подсолнухами», 1889



Эдгар Дега «После купания», 1890



Эдгар Дега «Танцовщицы в розовом и зеленом», 1890



Эдгар Дега «Зеленая танцовщица», 1879



Эдгар Дега «Танцовщицы за кулисами», 1872



Клод Моне «Рю Монтаргей», Париж, 1878



Клод Моне «Уголок квартиры», 1875



Поль Сезанн



Поль Сезанн «Арлекин», 1890



Камиль Писсарро



Мэри Кассат «Портрет девушки», 1900



Амедео Модильяни «Автопортрет», 1919



Амедео Модильяни «Виолончелист», 1909



Валентин Серов «Открытое окно. Сирень», 1886



Борис Кустодиев «Портрет М.В.Добужинского за столом», 1913



Зинаида Серебрякова «Портрет Мариэтты Франгопуло», 1922

В мире моды тоже можно найти немало примеров.










Previous post Next post
Up