Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к Учению о 10 Сфирот, п. 4 (черновик, перепечатка запрещена)

Mar 17, 2014 10:58

К уже сказанному, ты должен понять также слова наших мудрецов, да будет память о них благословенна, поясняющие стих «Избери же жизнь» (смотри там же [Дварим, 30, 19], в комментарии Раши, да будет память о нем благословенна); начало цитаты: «Я указываю вам, чтобы вы выбрали своей долей жизнь, подобно человеку, говорящему своему сыну: ‘Выбери себе прекраснейшую часть моего владения‘, - и он селит его в этой прекраснейшей части и говорит ему - ’Это избери себе’. И об этом сказано: ‘Г-сподь - доля моя и чаша моя, Ты способствуешь судьбе моей’ [Тэhилим, 16, 5]; Ты указал рукой моей на счастливый жребий, говоря: ‘Это возьми себе’»; и, на первый взгляд, эти слова звучат странно, ведь стих гласит: «Избери же жизнь», что означает, что человек делает выбор самостоятельно, а [мудрецы] говорят, что Он селит его в этой прекраснейшей части, а если так, то, здесь уже нет выбора. И более того, они говорят, что Г-сподь, да будет Он восславлен, указывает рукой человека на счастливый жребий, что в высшей степени странно; в таком случае, в чем же человеческий выбор? Чтобы разъяснить [эти трудности], ты должен понять слова [мудрецов] буквально, так как они истинны и весьма уместны; ведь Г-сподь, да будет Он восславлен, Сам указывает рукой человека на счастливый жребий, а именно давая ему жизнь,[наполненную] радостью и негой тогда, когда он живет материальной жизнью, полной страданий и боли и лишенной всякого содержания, и человек неминуемо срывается с места и бежит от нее, как только укажет ему хотя бы кто-то, напоминающий «Заглядывающего сквозь решетки» [Шир hаШирим, 2, 9], какое-нибудь спокойное место, куда можно убежать от этой жизни, которая труднее смерти; и не найти тебе другого способа, каким бы Он, да будет Он восславлен, указывал рукою человека на счастливый жребий с большей силой, чем этот. А вопрос выбора человека есть только вопрос крепости, ибо здесь, несомненно, требуются огромная работа и великий труд прежде, чем очистит он тело свое и сможет соблюдать Тору и выполнять заповеди надлежащим образом, то есть не для самоуслаждения, а чтобы доставить удовольствие своему Создателю, что называется «ради самой Торы», ибо только таким образом может удостоиться он счастливой и приятной жизни, которой сопровождается соблюдение Торы, а до того, как он достигнет такого очищения, он несомненно, делает выбор укрепиться на пути добра всевозможными средствами и ухищрениями; и должен совершить он все, что будет в силах сделать десница его, пока не завершит всю работу очищения, и да не упадет он, Б-же сохрани, под бременем своим на пол-пути.

Ор Шалом

Прежде, чем очистит он тело свое, то есть обретет способность мотивировать [свои поступки] во имя Небес и сможет соблюдать Тору и т.д.

А до того, как он достигнет такого очищения, он несомненно, делает выбор укрепиться на пути добра и т.д., и должен совершить он все, что будет в силах сделать десница его, и это [в стихе «Все, что говорил Г-сподь, сделаем и услышим» (Шемот, 24, 7)] называется стадией «сделаем», пока не завершит всю работу очищения, после чего он удостоится обретения слуха.

Приложение. Шир hаШирим 2, 8-14 о Заглядывающем сквозь решетки.

Голос Возлюбленного моего! Вот Он идет! Скачет Он по горам, прыгает по холмам. Подобен Возлюбленный мой газели или оленю молодому; вот стоит Он за стеной, смотрит в окна, заглядывает сквозь решетки. Молвил Друг мой и говорит мне: “Встань, подруга Моя, прекрасная Моя, и ступай за Мною!” “Ибо вот, зима прошла, дождь миновал, удалился. Цветы показались на земле; время пения настало и голос горлицы слышен в земле нашей. На смоковнице началось созревание плодов, и виноградные лозы в цвету издают благоухание. Встань же, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, иди за Мной!” “Голубка Моя, в расселинах скал, под кровом уступов, дай Мне увидеть лик твой, дай Мне услышать голос твой! Ибо голос твой сладок, и лик твой прекрасен!”
Previous post Next post
Up