И вот десять Сфирот мира Акудим возвратились и скрылись. И необходимо понять причину их исторжения. И вот говорит рав [1], что причина заключается в том, что когда они появлялись, они появились не полностью и поэтому возвратились и были исторгнуты, чтобы обрести свое дополнение; согласно его словам,
уже приводившимся выше.
Но необходимо разобраться в понятии ощущения нехватки и в понятии исправления, обретенного ими благодаря этому исторжению; и здесь рав написал, что нехватка ощущалась потому, что Кэтэр появился лишь на ступени Нэфэш, а в другом месте он писал, что нехватка ощущалась потому, что Ор Пними [2] и Ор Макиф [3] появились из одного отверстия. И стали они соударяться друг с другом; и здесь начинается цитирование [его слов] из hЭйхаля [4] Адам Кадмон, портала щестого Шаар hаАкудим [5], из середины первой главы: А затем появились низшие Таамим, находящиеся под Отиёт, то есть ступени Светов, выходящие через Пэ Адам Кадмон, из него наружу, и вот тут-то и Света полностью соединились, ведь они выходят только через одну трубу ... И поскольку внутренние и окружающие Света уже соединились воедино, то отсюда началось формирование ступеней сосудов ... Поэтому пять внутренних Светов и окружающих Светов появились связанными воедино, и поэтому называются они Акудим от слов «ваяАкод эт Йицхак ...» [6], и поэтому при совместном выходе за пределы Пэ, связанными воедино, они соударяются друг с другом и бьются друг о друга, и от их соударений появились на свет ступени сосудов ... Конец цитаты. Комментарий. Ведь Света Озэн и Хотэм [7] представляли собой Ор Пними [2], распространяющийся через левые отверстия уха и носа, а Ор Макиф [3] распространялся через правые отверстия уха и носа. И поэтому они продолжали находиться [в сосудах] и не были исторгнуты. Ибо существует особый сосуд для Ор Пними и особый сосуд для Ор Макиф. Иначе обстоит дело со Светами Пэ [8]. Ведь там есть только одно отверстие. И находились Ор Пними и Ор Макиф в одном сосуде.
Ор Шалом
Иначе обстоит дело со Светами Пэ [8]. Ведь там есть только одно отверстие. И находились Ор Пними и Ор Макиф в одном сосуде. В Рош [9] были Ор Пними и Ор Макиф одним Светом. Ор Пними - это название того, что [сосуд] сможет [обрести] с альтруистической мотивацией, так как этот Свет он может получить в [свою] внутреннюю часть. Ор Макиф - это название того, что он не может получить с альтруистической мотивацией; поэтому сосуд находится не там, где Свет, а Свет окружает сосуд. А в Рош [9], поскольку он еще ничего не получил, это считается одним Светом и одной ступенью, называющейся «Его желанием облагодетельствовать Свои творения». И вся эта Благодать на деле должна распространиться в Гуф [10].
Поэтому Он распространился на деле и [сосуд] получил [Его] в [свою] внутреннюю часть: столько, сколько он может [обрести] с альтруистической мотивацией, а остальное он не хочет получать. Пришел Ор Макиф и стал возражать: разве «облагодетельствовать Свои творения» не является единой ступенью, почему же ты получаешь только часть? И кто получит остальное? А раз так, то Он начинает наносить удары способные этому воспрепятствовать. А поскольку это неоспоримый аргумент, то Ор пними уступает ему и Масах [11] очищается и уже не может получать с альтруистической мотивацией; так или иначе, при этом Свет исторгается.
В следующем разделе он хочет объяснить, почему благодаря исторжению Света образуются сосуды.
[Конец Ор Шалом]
Поэтому ударялись они друг о друга, и поэтому был исторгнут Свет и сосуды упали вниз. То есть они упали со своей ступени. И толщина добавилась к прежней толщине. И таким образом образовались сосуды. Ибо исторжение Света дополняет и завершает ступень сосудов.
Ор Шалом
Благодаря соударению Свет был исторгнут и сосуды упали вниз. То есть они упали со своей ступени. И толщина добавилась к прежней толщине. И таким образом образовались сосуды. Ибо исторжение Света дополняет и завершает ступень сосудов. Рав [12] говорит: поскольку Свет светит в сосуд, Свет и сосуд соединяются друг с другом и в сосуде неразличимо ощущения нехватки, ведь без сосуда нет Света. Иначе обстоит дело, когда Свет исторгается: по той причние, что сосуд не может [получать] с альтруистической мотивацией, это различается как ощущение нехватки. Ведь раньше Свет светил из-за сосуда, а теперь из-за него Свет исторгается. Поэтому в сосуде различима ступень сосуда, и он не является подобным Свету, то есть различимо, что он получающий. Напротив, до этого, когда он [получал] с альтруистической мотивацией, он был неотделим от Света.
[Конец Ор Шалом]
И чтобы хорошенько разобраться в понятии двух отверстий уха и носа [мира] Адам Кадмон и в понятии одного отверстия рта [мира] Адам Кадмон, и в понятии пяти Пнимиим [13] и пяти Макифин [14], и в понятии соударения, и в понятии сосудов и толщины, я должен объяснить это подробней, поскольку слова рава [1] об этих понятиях, сказаны в очень краткой форме, и особенно это касается понятия Макифин, в отношении которого он, казалось бы, сам себе противоречит в каждом своем объяснении, ибо один раз он говорит, что от носа и выше носа насчитывалось пять Светов Пнимиим КАХАБ ЗОН [15] и пять Светов Макифин КАХАБ ЗОН, однако от Пэ [8] и ниже прекращали [светить] Макифэй Бина ЗОН и не оставалось ничего кроме двух Макифин Кэтэр Хохма и пяти Пнимиим КАХАБ ЗОН, а один раз он говорит, что от мира Никудим и ниже прекращали [светить] низшие Макифин, но что касается Светов Пэ, то они все еще составляют пять Светов Макифин и пять Светов Пнимиим, а один раз он говорит, что во всех мирах Ацилут, Брия, Ецира и Асия есть пять Пнимиим и пять Макифин; [говорит] он и другие подобные противоречивые вещи.
---------------------------------
Примечания переводчика
[1] здесь рав - это Аризаль
[2] внутренний Свет
[3] оружающий Свет
[4] дворец, чертог
[5] т.е. портала Акудим
[6] И связал Йицхака (Бэрэйшит 22, 9)
[7] уха и носа
[8] рта
[9] в голове
[10] в тело
[11] экран
[12] т.е. Бааль Сулам
[13] внутренних [Светов]
[14] окружающих [Светов]
[15] Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Нуква