А прежде всего нам надлежит разобраться, почему Тора дана именно народу израильскому и вместе с тем не дана в равной мере также и всем людям вместе; разве нет здесь, не дай Б-г, какого-то национализма? Понятно, что только выживший из ума может помыслить такое.
hЭарот вэБэюрим
36) Комментарий. Только выживший из ума способен помыслить о том, что Святому [Творцу], да будет Он восславлен, возможно, присуще национальное предпочтение, то есть что Он предпочитает какой-то народ другому народу. Ибо только во плоти и крови возможно, что какой-то человек предпочитает одного человека другому или какую-то одну группу людей другой. Но Святому [Творцу], да будет Он восславлен, Сотворившему абсолютно все творения, Наделяющему всех их Светом и Дающему всем им жизнь, не присуще никакого предпочтения.
И тем не менее, на деле мы видим, что народ Израиля был способен принять законы Торы в то время, как другие народы не смогли. И это вызвано двумя причинами:
1) Причиной наследственности, так как люди народа Израиля - это потомки праотцов, обладавших весьма возвышенными душами, и поэтому наша душа устроена так, что она лучше подходит для работы над верой и альтруистических действий, чем душа других народов по своему устройству. Но разве Йишмаэль и Эйсав также не являются потомками праотцов, а не только Йицхак и Яаков!? Тем не менее, уже у истока наблюдается отклонение, так как Йишмаэль не ходил путями Авраама, а Эйсав не ходил путями Йицхака; во всяком случае, они отдалились от тех духовных законов, по которым ходили их отцы; напротив, Йицхак, Яаков и двенадцать колен [Израилевых] ходили именно по духовным законам своих отцов.
2) Причиной страданий: народ Израиля претерпел больше страданий, чем любой другой народ, и страдания подготовили его к ощущению, что себялюбие неприемлемо, и поэтому [люди народа Израиля] были способны принять законы Торы и стараться следовать им в отличие от других народов, которые не были способны к этому.
Поэтому народ Израиля лучше готов к служению Г-споду, чем другие народы. И поэтому в мире грядущем раскрытие Б-жественности и любви к Г-споду произойдет в народе Израиля и только затем среди других народов.
А что касается духовных Источников, то необходимо сказать, что из сосудов сначала исправляются Высшие, то есть сначала исправляются чистые сосуды и только потом исправляются сосуды с большей Авиют, то есть низшие сосуды. И поэтому сначала должны исправиться люди народа Израиля, так как они происходят от чистых сосудов, находящихся в [духовных] мирах, и только после этого могут исправиться народы мира, происходящие от сосудов с большей Авиют, находящихся в [духовных] мирах.
Пояснение. Подобно тому, как в материальном мире сосуд - это вместилище, которое можно наполнить, так и в духовном термин сосуд означает вместилище, то есть ощущение человеком нехватки, и это ощущение нехватки можно наполнить. Короче, можно сказать, что сосуд - это желание получать. Еще нужно заметить, что понятие миры, упомянутое здесь, - это духовные миры; ведь Г-сподь, да будет Он восславлен, создал систему духовных ступеней, называемых мирами, являющихся как бы планом служения человека и его продвижения по пути к слиянию с Г-сподом. И следовательно, поскольку люди народа Израиля происходят от чистых сосудов, то есть от более чистых желаний, находящихся в мирах, то им проще исправиться, чем народам мира, происходящим от более эгоистичных сосудов, находящихся в мирах, то есть от более грубых и низменных желаний.
И необходимо разобраться в свете этих слов, как же дать объяснение такому явлению что сегодня большая часть народа Израиля не ходит путями своих праотцов и где же действие двух пунктов, представленных выше: наследственности и страданий? И на это необходимо сказать следующее.
1) Чем плод слаще в конце, тем он горше вначале, и поэтому мы часто наблюдаем, что состояние сокрытия должно предшествовать состоянию раскрытия. А там, где нет достаточного потенциала раскрытия и сокрытие не так велико. И только там, где потенциал раскрытия велик, таково же и сокрытие, предшествующее раскрытию, и оно подготавливает это раскрытие, глубокое и великое. Подобно тому, как мы наблюдаем, что развитие животного небогато событиями и весьма скоротечно, и это потому, что животное, на самом деле, не предназначено для величия. В то же время развитие человека - это последовательность очень долгих и постепенных изменений, требующих весьма больших усилий, и это потому, что он предназначен для величия. И поэтому тот, кто наблюдает за младенцем и за однодневным теленком, вероятно, будет уверен в том, что именно теленок предназначен для величия, так как он немедленно начинает функционировать и через короткий промежуток времени это уже можно сравнить с тем, как функционирует отец, породивший его. Напротив, прежде, чем человека можно будет сравнить с отцом, породившим его, ему необходимо развиваться много лет.
То же можно сказать и о народе Израиля в целом: поскольку он предназначен для величия, то этапы развития, через которые он проходит, занимают долгое время, сложны и требуют многих усилий. И поэтому ему дано претерпеть великое сокрытие и лишения. И все это означает необходимость постепенно готовить народ израильский к великим свершениям. Ибо лишения и страдания требуют от индивида и от народа работы над постепенным изменением образа жизни. Ведь все [раскрытие и постижение] Четырехбуквенного Имени требует [исходной] ситуации противоположной [Б-жественности]. Подобно тому, как мы видим, что человек может получить наслаждение от еды только в той мере, в какой он перед этим испытывал голод. Так например мы видим, что коммунистический режим в России начертал на своем знамени [лозунг] искоренения религии, и именно поэтому мы наблюдаем у многих людей, совершивших алию из-под власти коммунистического режима, великую готовность и повышенное внимание к духовности. Такова же ситуация и с народом Израиля в целом: чем она хуже и уродливей, тем больше мы уверены в том, что впоследствии из грязи воссияет драгоценная жемчужина.
2) Никуда не деться от процесса массового возвращения к Б-гу большой части народа Израиля. И поэтому уже сегодня мы наблюдаем, что существует какой-то информационный поток от народа Израиля к народам мира, вызывающий изменения у народов мира.
Ведь выше мы сформулировали закон: «Чем плод слаще в конце, тем он горше вначале». И необходимо отметить, что наши мудрецы, да будет память о них благословенна, выразили это в следующем виде: «Там, где стоят вернувшиеся к Б-гу, абсолютные праведники не могут устоять». Ибо вернувшийся к Б-гу, бывший весьма горьким вначале, находясь вдалеке от прямого пути, ввиду этого по возвращении становится на ступень более высокую, чем праведник, начало которого не было таким горьким. Используя этот принцип, мы объяснили сегодняшнюю ситуацию народа Израиля, ибо поскольку в конце ему предстоит достичь самой высокой ступени, то он движется к цели постепенное и медленно, но, слава Б-гу, мы понемногу начинаем видеть первые знаки улучшения на всех уровнях. Кроме того, по поводу народа Израиля и народов мира необходимо заметить, что, как мы уже отмечали выше, Израиль считается чистыми сосудами в то время, как народы мира - это более эгоистичные сосуды, и по этой причине люди народа Израиля были способны принять законы Торы в отличие от народов мира, которые не были к этому способны, А раз так, то удаленность народов мира от Творца намного больше, чем удаленность народа Израиля, и поэтому, когда народы мира прилепятся к Г-споду, весь мир воссияет в великом совершенстве. [1]
[Продолжение текста Бааль Сулама]
И по правде говоря, наши мудрецы, да будет память о них благословенна, уже стояли перед этим вопросом, и именно это имелось в виду, когда они говорили ([Вавилонский Талмуд, трактат] Авода Зара, лист 2): что обращался Святой [Творец], да будет Он восславлен, ко всем другим народам, и они не приняли ее, как известно.
hЭарот вэБэюрим
37) Хочу сказать, что именно потому, что не присуще Святому [Творцу], да будет Он восславлен, никакого национального предпочтения, предлагал Святой [Творец], да будет Он восславлен, сокровище Свое драгоценное, то есть Тору, всем народам.
[Продолжение текста Бааль Сулама]
Тем не менее, в их словах заключена следующая трудность: если так, то почему нас называют избранным народом, как написано: тебя избрал Г-сподь [Б-г твой, чтобы ты был Ему народом, избранным из всех народов, что на лице земли, Дварим, 7, 6], после того, как не оказалось ни одного из других народов, который бы возжелал ее?
hЭарот вэБэюрим
38) Ибо понятие выбора относится именно к ситуации, когда имеется несколько возможностей и человек выбирает из них более желанную. Но у Святого [Творца], да будет Он восславлен, не было никакого выбора, ведь не было из народов ни одного, возжелавшего Тору, за исключением народа Израиля, а раз так, почему же нас называют избранным народом?
[Окончание текста Бааль Сулама]
И более того, эти слова затруднительны по своей сути: разве возможно, чтобы Святой [Творец], да будет Он восславлен, пришел с Торой в руке и вел переговоры с этими дикими народами разных стран, ибо ни о чем подобном никогда не было слышно, и это представляется совершенно неприемлемым.
hЭарот вэБэюрим
39) Пояснение. Здесь вызывает затруднение то, каким образом Святой [Творец], да будет Он восславлен, предлагал Свою Тору народам разных стран, ведь из слов [Талмуда] можно понять, будто они колебались и медлили; как же возможно, что Он предлагал им Тору и вел с ними переговоры?
---------------------------------
Примечание переводчика
[1] По вопросу преобладания в народе Израиля нерелигиозных людей Бааль Сулам высказался с гораздо меньшим оптимизмом в
Предисловии к книге Зоар, пп. 57, 68 - 70.