Jun 12, 2015 07:11
Ибо это напоминает одного богача, который позвал человека с базара, кормит его и поит его, и дает ему серебра и злата, и всего, чего пожелает, изо дня в день и ежедневно дает ему все больше и больше подарков, чем прежде; наконец, спрашивает его богач: скажи мне, разве не исполнил я уже все твои желания? И отвечает [человек] ему: еще не исполнились все мои желания, ибо насколько лучше и приятней были бы мне все эти богатства и роскошь, если бы достались они мне собственным трудом, как они достались тебе, а не получил бы я их от тебя в дар из милости. И сказал ему богач: если так, то не создан еще человек, который был бы способен удовлетворить твои желания.
И это естественно, поскольку хотя, с одной стороны, он испытывает большое удовольствие, все увеличивающееся пропорционально количеству даров, получаемых им, но, с другой стороны, ему трудно выдержать стыд, вызываемый получением всех этих благ, которых богач с каждым разом дает все больше и больше. Поскольку в мире есть естественный закон: получая бесплатно от того, кто дает из доброты и милости своей, [человек] испытывает что-то вроде стыда и не может [это] вынести. И отсюда для нас вытекает другой закон: невозможно представить никого в мире, кто бы мог исполнить желания своего ближнего, утоляя их, ибо он в любом случае не сможет передать [ближнему ощущение, что полученное им имеет] характер и черты “моего собственного достояния”, а только с таким [ощущением] совершенство достигается во всей желаемой полноте.
hЭарот вэБэюрим
54) Следовательно, что касается удовлетворения материальных нужд, то человек в состоянии наделить другого всею Благодатью, но нет у него возможности передать ему ощущение, что все это достигнуто им и обретено им своим собственным трудом. И мы находим в hАлахических установлениях, касающихся благотворительности, правило, имеющее целью уничтожить стыд: больше всего ценится такая благотворительность, когда дающий не знает, кому он дает, а получающий не знает, от кого он получил. И если благотворительность будет осуществляться в такой форме, то, как установили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, стыд уменьшится до минимума, так как, когда получающий не знает, от кого он получил, он уж во всяком случае не может испытывать стыда из-за того, что он получил незаработанное, поскольку от него скрыт тот, кто дарит подарок. Но такой прием наших мудрецов, да будет память о них благословенна, не уничтожает полностью ущерб, наносимый стыдом, ведь разве бедняк не знает, что он получает, даже если он не знает от кого, а само это чувство, обязательно присутствующее у творений, уже вызывает у него внутреннее чувство стыда. Но посоветовать больше нечего, ибо совсем не давать не представляется возможным: ни дающему, который должен учиться давать, ни получающему, который нуждается в помощи. Выходит, наши мудрецы, да будет память о них благословенна, уменьшили стыд до минимума, но кроме того, можно сказать, что такое не подобает Творцу, да будет Он восславлен. Ибо даяние Его, да будет Он восславлен, должно быть совершенным, и поэтому Он дал нам возможность трудиться над Торой и заповедями и самим обретать [то, что мы должны получить], и таким образом стыд полностью уничтожается. И из этого следует весьма удивительная вещь: то, что наше тело называется «мучением» Творения и тяжелым трудом над Торой и заповедями. Ведь все эти труды служат нашему же благу. И нам следует не огорчаться по этому поводу, а наоборот, благодарить Г-спода, да будет Он восславлен, за это.
***
А на самом деле, вся Благодать Творения дана нам в долг, а должник обязан долги возвращать, а раз так, то он не стыдится, когда берет в долг. И иногда он должен вернуть долг не в том виде, в каком он взят, но может вернуть его в иной форме. Например работник дает в долг хозяину дома, затрачивая свои силы, а хозяин дома возвращает ему долг деньгами. И именно это имели в виду наши мудрецы, да будет память о них благословенна, в своем известном изречении ([Мишна], трактат Авот, [глава 3, мишна 20, приблизительное цитирование]): «Он говорил: книга учета открыта, рука записывает, а продавец дает в долг». Пояснение. Ведь этот мир подобен открытой лавке, в которой можно взять все, что мы хотим, и нет нужды платить, но на это рабби Акива говорил: ваша ошибка заключается в том, что все, что берут в этом мире, буть то малое или великое, материальное или духовное - все записывается. Где же это записывается? В сознании человека. И поскольку это там записано, то ясно, что придет день и человек должен будет заплатить за все, что взято. Т.е. Хозяин дома, Он же Продавец, Он же Г-сподь, да будет Он восславлен, дает в долг, т.е. дает творениям ощущение, что можно брать все. Но Он создал такой механизм, что все взятое погружается внутрь сознания человека, и поэтому все взятое будет оплачено, когда придет день, в той или иной форме.
А понятие «приобретение» означает, что он переводит что-либо из одного владения в другое согласно hАлахическому определению, т.е. он переводит это из другого владения в свое, и это действует также в отношении кражи, и в hАлахических установлениях о Шабате. А все Творение вместе взятое есть реальное проявление бытия Его, да будет Он восславлен, и «Нет никого помимо Него» [1], но Он создал один реальный объект, ощущающий себя внешним по отношению к Нему, и этот объект есть человеческое желание получать. Следовательно во всем этом Творении есть две вещи: с одной стороны, Творец, да будет Он восславлен, а с другой стороны, желание получать, и оно считается единственным реальным объектом помимо Творца. И когда человек что-то получает в пределы владения своего желания получать, оказывается, что он «берет». И этот перевод [из одного владения в другое] необязательно должен быть физически видимым, но он относится к душе. Например человек учит Тору. Если он учит Тору ради удовлетворения своего желания получать, из этого следует, что он перевел те концепции Торы, которые он воспринял, в пределы владения своего желания получать. И считается, что он это взял и соответственно должен платить. Иначе обстоит дело со всеми деяниями, совершаемыми человеком ради того, чтобы доставить удовольствие ближнему или Г-споду, да будет Он восславлен: оказывается, он не взял, а оставил вещь во владении Творца, да будет Он восславлен. И, возможно, человек сидит и ест, но делает это не по причине своего желания получать, но потому, что хочет доставить удовольствие ближнему или Творцу, и следовательно он не выводит ничего из владения Творца, ведь владение Творца есть альтруистическое владение, и, поскольку он наделяет, а не получает, то он не берет ничего.
И бывает иногда, что человек не хочет получать или дает, но причиной является не заповедь Творца, а то, что ему так лучше; следовательно при всем при том, то, что он не получает или дает, это является способом получать, т.е. и таким образом он «берет», а продавец таким образом дает в долг. Но деяние, совершаемое из истинной любви к другому или к Творцу, не относится к приобретению, и не важно, является ли это деяние даянием или получением
А то, что творение должно платить, если оно берет, является страданием. И этому есть две причины: 1) ведь все это приобретение погружает груз внутрь души берущего, и этот груз означает страдания и [формирование] сосуда получения удовольствия от того, что он берет. 2) Поскольку никогда ни один сосуд получения, проистекающий из желания получать, невозможно наполнить, потому что к моменту смерти человека и половина его желания не будет удовлетворена, следовательно у человека возникают страдания из-за того, что его [желания] не могут быть исполнены. И возможно, эти страдания будут приходить к нему постепенно, и по мере их усиления он в результате должен будет просить их утоления как-то иначе, чем он просил до сих пор. И функция этих страданий - в результате сделать его несчастным, чтобы единственным способом который бы мог его оживить, доставляя постоянное и истинное удовольствие, было бы обретение любви к другим и даяние. Ибо удовольствие от даяния ничего не берет и не передает из одного владения в другое, и следовательно его продавец в долг не дает. Кроме того, удовольствие от даяния, пришедшее из истинно любящего сердца, - это вечное удовольствие, совершенно противоположное удовольствию от получения, которое даже один раз не приводит к удовлетворению.
И именно так объясняется высказывание наших мудрецов, да будет память о них благословенна: «У старейшин людей несведущих в Торе», т.е. у тех, кто прилепился к земным ценностям и получению, «пока длится их старость, время помутняет разум». Пояснение. Ибо они становятся все более и более погрязшими в получении. И называется это именем «глупость», поскольку даже один раз они не обретают истинного удовольствия, и великие страдания претерпевают они из-за своего наслаждения. Иначе обстоит дело со «старейшинами знатоков Торы: пока длится их старость, время умудряет их» [2]. Ведь мудрость, упомянутая здесь нашими мудрецами, да будет память о них благословенна, - это наиболее глубинная мудрость присущая этому Творению, и это мудрость Б-жественности, т.е. мудрость любви и даяния. И об этой мудрости говорится: «И в этом ваша мудрость и ваш разум в глазах народов» [3], ибо только в этом пункте заключен потециал уникальности народа Израиля. И таким образом понятно, что человек удостаивается характеристики «знаток Торы», когда в совершенстве постигнет эту мудрость а не соберет какую-то внешнюю информацию.
И слышал я от Адмора, да будет память о нем благословенна [4], что потому называется эта мудрость тайной мудростью, что она сокрыта от любого человека. Ведь человек, который видит, как другой делает какое-то дело, не может знать, какова его мотивация. И возможно, он видит что человек ест, не проявляя хороших манер, но на деле он не берет ничего. А может быть, он видит человека, что-то дающего всему свету, а он берет максимум возможного. Кроме того, человек у себя не может этого уяснить, ибо от него самого во многих случаях сокрыто, берет он или дает. И требуется великая помощь Г-спода, чтобы человек смог увидеть истину со всей ясностью. И эту истину показывают только избранным единицам. И очень часто бывает, что в человеке смешиваются любовь к себе и любовь к другим, и это уже хорошо, так как ему уже присущи какие-то искорки осознания красоты любви к другим. Но наши мудрецы, да будет память о них благословенна, даже в такой ситуации не идут на компромисс, и поэтому они говорили: «Всякий, кто смешивает Имя Небесное с чем-то другим, искореняется из мира» [5]. И объяснял Адмор, да будет память о нем благословенна: смешивающий самонаслаждение с любовью к Г-споду, причем самонаслаждение называется «чем-то другим», искореняется из Б-жественного мира, и не может быть у него доли и наследия в самом Б-жественном мире. И это не означает, что человек должен отступать назад, но он должен всегда стремиться вперед и стараться с каждым разом все больше увеличивать ту часть, что во имя Небес, и уменьшать «что-то другое».
А страдания, о которых упомянуто выше, необходимы, ибо есть сила, толкающая вперед, и есть сила, влекущая за собой; например иногда двигатель находится впереди поезда, а иногда сзади него, иногда, чтобы толкать его, а иногда - чтобы тянуть за собой. То же касается силы, побуждающей человека: есть сила, толкающая его вперед, и в его жизни это страдания, а удовольствие, которое он может получить в будущем, есть сила, влекущая за собой. И именно это объяснял Адмор, да будет память о нем благословенна [4], говоря о благословении «Направляющий шаги человека» [6], ведь шаги делаются человеком на двух ногах: одна нога - это страдание, а другая нога - удовольствие, ибо только благодаря этим двум вещам человек шагает. И следовательно Г-сподь, да будет Он восславлен, направляет шаги человека с помощью страданий, которые Он отмеряет его душе, и с помощью удовольствия, получение которого Он готовит.
[Окончание текста Бааль Сулама]
И это говорится только о творениях, но совершенно невозможно и неправильно [говорить это] о Совершенстве Всевышнего, да будет Он восславлен и превознесен. И вот что приготовил Он нам: через труды и заботы и через занятия Торой и заповедями самим открывать свое величие, потому что тогда все наслаждение и вся Благодать, достающаяся нам от Него, да будет Он восславлен, то есть все, что вбирает в себя понятие “слияние с Ним, да будет Он восславлен ”, будет все это принадлежать к категории нашего собственного достояния, доставшегося нам через дела рук наших, так как тогда чувствуем мы себя владельцами этого, поскольку нет для нас смысла ни в каком совершенстве, кроме такого, как разъяснено выше.
Примечания переводчика
---------------------------------
[1] «Нет никого помимо Него» - Дварим 4, 35
[2] «У старейшин людей несведущих в Торе, пока длится их старость, время помутняет разум, ... а у старейшин знатоков Торы, пока длится их старость, время просветляет ум» - Мишна, трактат Киним, глава 3, мишна 6.
[3] «И в этом ваша мудрость (Хохма) и ваш разум (Бина) в глазах народов» - Дварим 4, 6.
[4] Адмор, да будет память о нем благословенна - рав Барух Ашлаг
[5] «Всякий, кто смешивает Имя Небесное с чем-то другим, искореняется из мира» - Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр. 63А
[6] «Да будешь восславлен Ты, Г-споди Б-же наш, Владыка мира, Направляющий шаги человека» - из утренних благословений; это благословение использует слова из стиха: «Г-сподом направляются шаги человека, и благословит Он стезю его» (Тэhилим 37, 23)