предыдущий пункт следующий пункт А причина того, что поднятие Зеир Анпина к Бине называется именем МАН, объяснена выше, в
п. 80, ибо оно возвращает ее [в положение] Паним бэПаним по отношению к Хохме, а известно, что все семь нижних Сфирот - это Зеир Анпин и Нуква, и поэтому когда эти семь нижних Сфирот поднялись вместе с Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма к ступени Аба вэИма, как уже говорилось, они стали МАН по отношению к Бине десяти Сфирот дэАба вэИма, и она поворачивается по отношению к Хохме дэАба вэИма [в положение] Паним бэПаним и наделяет свечением Хохма Зеир Анпина и Нукву, являющихся семью нижними Сфирот дэНэкудим, поднявшимися к ним.
Ор Шалом
И поэтому когда эти семь нижних Сфирот поднялись ... , они стали МАН по отношению к Бине ... , и она поворачивается по отношению к Хохме дэАба вэИма [в положение] Паним бэПаним ... Возникает затруднение: из этого следует, что именно эти семь нижних Сфирот вызвали ощущение нехватки у Бины, и поэтому она получила для них [Свет] Хохма от Абы [в положении] Паним бэПаним. Это можно понять, если бы сами семь нижних Сфирот поднялись, и Озэн, Хотэм, Пэ бы поднялись, т.е. Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма. Но мы учили, что поднявшиеся Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма подняли их; кто же побудил Абу вэИму вернуть свои Озэн, Хотэм, Пэ? Разве мы не учили, что Има - это ступень «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), и у нее совершенно нет нужды в этих Озэн, Хотэм, Пэ?
Ответ. Мы учили, что ниже Табура [мира] Адам Кадмон сначала был Далет дэАвиют. После исторжения Света оттуда остались Рэшимот Далет - Гимэль, и у них еще не было наполнения. И когда Нэкудот дэСАГ низошли туда, они вобрали в себя [часть] от Рэшимот Далет - Гимэль и подняли их к Рош дэСАГ. И мы учили, что там имеются два вида Рэшимот (см.
п. 70): 1) Рэшимот Бет - Алеф. 2) то, что САГ вобрал в себя от Рэшимот Далет - Гимэль, нуждающихся в [Свете] Хохма. Сначала произошел Зивуг, соответствующий сути ступени, а это Рэшимот Бет - Алеф, и из этого появилась Катнут. Затем произошел Зивуг, соответствующий тому, что они вобрали от Далет - Гимэль, и отсюда Кэтэр и Аба вэИма обрели Гадлут (как написано выше, в Ор Шалом
п. 94). Но у Имы не было нужды в этой Гадлут, как уже говорилось. И по словам рава (т.е. Святого Аризаля), эта Гадлут называется свечением через Табур, осветившим Кэтэр дэНэкудим, и таким образом, и Аба вэИма обрели Гадлут, [располагаясь друг к другу] Паним бэАхор. Затем мы учили новое: свечение через Есод. Свет Есода светил самим Рэшимот, находящимся под Табуром [мира] Адам Кадмон. Поэтому сами Рэшимот Далет - Гимэль поднялись и попросили наполнения, и именно они вызвали то, что повернулись Паним бэПаним и подняли свои Озэн, Хотэм, Пэ.
Кроме того, как мы учили, благодаря тому, что поднялись Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, вместе с ними поднялись также семь нижних Сфирот, как уже говорилось. И польза от этого подъема, как говорит рав, - это поддержание существования и упрочение Зивуга Абы вэИмы Паним бэПаним. Т.е. без семи нижних Сфирот Аба вэИма соединились бы в Зивуге и дали наполнение Рэшимот Далет - Гимэль, а затем они бы прекратили Зивуг и Има возвратилась бы на свою ступень, т.е Хасадим. Но семь нижних Сфирот приводят к тому, что Зивуг, соответствующий Далет - Гимэль, продолжается, так как они нуждаются в [Свете] Хохма. И следовательно необходимо различать две вещи: 1) основу существования, и так называется Зивуг, происходящий для притяжения Гадлут, зарождающийся благодаря поднятию МАН дэРэшимот Далет - Гимэль, находящихся ниже Табура [мира] Адам Кадмон. 2) Поддержание существования, и это продолжение Зивуга благодаря семи нижним Сфирот, как уже говорилось. И это называется МАН {ощущением нехватки} ради поддержания [его] существования и упрочения.
И на самом деле, в каждом объекте нужно различать основу существования и поддержание существования. Например родился ребенок, вот он существует. Но, чтобы поддержать его существование, ему требуется уход.
Дполнительный Ор Барух
Рэшимот Далет - Гимэль стали причиной того, что Аба вэИма [повернулись в положение] Паним бэПаним
У семи нижних Сфирот из сосудов Паним (пояснение: у сосудов Паним семи нижних Сфирот) нет сил просить, чтобы уничтожился Цимцум Бет, так как у них нет ничего кроме Авиют Бхины Алеф, ибо ей не присуще распространение в Гуф, а только в Рош. Следовательно они не могут пробудить Абу вэИму, чтобы они притянули Свет для них. Только Рэшимот Далет - Гимэль, поднявшиеся к Абе вэИме, благодаря свечению через Есод дэАдам Кадмон стали причиной того, что Аба вэИма повернулись Паним бэПаним и притянули Свет АБ, и таким образом низвели нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени], и Озэн, Хотэм, Пэ [дэАба вэИма] поднялись к Рош вместе с сосудами Паним семи нижних Сфирот, и все они объединились в Рош, и появилась Гадлут. И тогда, после того, как она низошла в Гуф (пояснение: после того, как Гадлут распространилась к Гуф), остались семь нижних Сфирот, поднявшиеся к Рош, чтобы [возносить] МАН ради поддержания [такого положения] и [его] упрочения.
Окончание Ор Шалом
Но существуют дополнительные затруднения: 1) Семь нижних Сфирот дэНэкудим - это сосуды Бхины Алеф дэАвиют, и откуда же у них нужда в [Свете] Хохма, разве у них есть Рэшимот Далет - Гимэль? 2) Эти семь нижних Сфирот, которые просят [Свет] Хохма, - это Гуф Бины, почему же существует разделение между Рош и Гуф? Ответ. Бхина Алеф - это [Свет] Хасадим в свечении Хохма. Поэтому она нуждается в свечении Хохма или в свечении Бина. И поскольку Бет дэhитЛабшут не распространяется в Гуф, то у семи нижних Сфирот не было свечения Бина. И ввиду Цимцум Бет, свечение Хохма также не могло им светить. Если так, то Свет, светящий им, называется лишь малым свечением, и во всяком случае, понятно, что они ощущают нехватку и недостаток. Поэтому после того, как они поднялись к Рош {а мы учили, что у Бины там есть [Свет] Хохма благодаря поднятию МАН дэДалет - Гимэль}, то они пользуются этим случаем и получают [Свет] Хохма, и просят, чтобы Зивуг, соответствующий этому Свету Хохма, продолжался, т.е. чтобы в Бине по-прежнему был Свет Хохма.
А также возникает вопрос об Абе вэИме, поднявшими свои Озэн, Хотэм, Пэ после того, как Свет АБ низвел нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени]: к какой Авиют относятся эти Озэн, Хотэм, Пэ? Если к Авиют Бет - Алеф, то как они притянули Гадлут? Но необходимо знать закон: любая Авиют порождает новые сосуды, но прежние сосуды также поднимаются. (См. Ор Шалом в
п. 71, начиная со слов «Кроме того, необходимо»). Т.е. при каждом появлении новой ступени и прежняя ступень получает. А что касается нашего вопроса, то он должен быть разъяснен так: хотя Гальгальта вэЭйнаим, а также Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма относятся к Авиют Бет - Алеф, но теперь в Рош происходит Зивуг, соответствующий Далет - Гимэль, т.е.необходимо знать, что присутствуют совершенно другие Озэн, Хотэм, Пэ, но Озэн, Хотэм, Пэ Бхины Бет - Алеф также получили наполнение. Точно так же сосуды Паним семи нижних Сфирот Нэкудим появились [с силой преодоления] Алеф дэАвиют. Но теперь там распространяются семь Мэлахим, появляющиеся из Бхины Далет - Гимэль; поэтому сосуды Бхины Алеф дэАвиют также получили. И это стало причиной разбиения этих сосудов, потому что они получили Свет Далет - Гимэль.
Однако нельзя забывать о еще одном различии: хотя в Зеир Анпин распространяются сосуды Бхинот Далет - Гимэль, но в самих Далет - Гимэль необходимо различать, какой ступенью они порождены, так как это обстоятельство является причиной различия между ними. Т.е. Бхинот Далет - Гимэль, порождаемые Рош Гальгальты, не похожи на Далет - Гимэль, порождаемые Рош АБ, и конечно же, они не похожи на Далет - Гимэль, порождаемые Рош САГ. Здесь, в мире Нэкудим, Далет - Гимэль, как известно, порождены Рош САГ. И чтобы это было понятно, приведу пример: такой-то человек понимает, что ему достаточно изучать открытую Тору. Поэтому он просит Г-спода, помочь ему каждый вечер изучать по листу Талмуда. Другой человек понимает, что достоин изучения тайной Торы; поэтому он просит Г-спода помочь ему изучать тайную Тору. И когда первый человек слышит, что второй изучает тайную Тору, пробуждается и в нем желание изучать тайную Тору; поэтому он просит Г-спода помочь ему изучать тайную Тору. И конечно же есть разница, зарождается ли желание само собой или оно зародилось в результате того, что он слышал что-то от других. Об одном [желании] говорят, что оно таково по своей сути, а о другом - что оно привнесено [извне]. Вместе с тем, невозможно уничтожить желание, порожденное другими. Поэтому здесь необходимо различать три состояния: 1) желание изучать открытую Тору; 2) желание изучать тайную Тору; 3) желание изучать тайную Тору, привнесенное благодаря желанию другого человека..
Есть еще такое затруднение. Как мы говорили, сосуды Паним семи нижних Сфирот являются ступенью Зеир Анпин и нуждаются в свечении Хохма; почему же они не поднялись, чтобы [вознести] МАН и попросить [Света] Хохма? Почему они должны ждать, чтобы поднятие МАН совершили Вав вэНэкуда [т.е. Далет - Гимэль: Вав - это Вав Кцавот ("шесть концов"): Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, которые вместе составляют Зеир Анпин, т.е. Гимэль; а Нэкуда (точка) - это Мальхут, т.е. Далет]? Ответ. Семь нижних Сфирот появились соответствующими Рэшимот Бхины Алеф, а мы учили, что Бхина Алеф - это «hистаКлут Дак» (слабый отблеск). Следовательно они не могут притянуть Свет. Т.е. поскольку существует Цимцум Бет, а они только Бхина Алеф дэАвиют, то они не находят у себя сил уничтожить Цимцум Бет. И просить они также не могут.
Кроме того, если бы и не было Цимцума Бет, Бхина Алеф не могла бы распространиться вниз. Т.е. ее сила преодоления, [превращающая ее желание в желание] с альтруистической мотивацией, настолько мала, что у нее нет сил распространиться к ступени Гуф, называющейся получением на деле. Поэтому они не могут просить, чтобы произошло распространение вниз, на это у них нет сил.
И чтобы понять это, сначала разберемся, что это за Рэшимот (воспоминания). Например мои воспоминания соответствуют ходу моих мыслей и моим действиям, а также моей силе преодоления, ибо я не способен преодолеть [желание силы] Гимэль дэАвиют, но только лишь Бет дэАвиют. Поэтому я прошу силы преодолеть только Бет, поскольку я знаю, что Гимэль я не могу преодолеть. Точно так же мы видим, как человек молится: Владыка мира! Дай мне силы, чтобы я смог встать для молитвы в шесть часов. Почему же он не просит Творца, чтобы Он дал ему силы встать раньше? Ответ. У него нет Рэшимот о том, что он сможет совершить такое преодоление, поэтому он изначально этого не просит. То же касается предмета нашего изучения: Рэшимот желают притянуть только то, что, как они понимают, им пригодно. И Бхина Алеф понимает, что неспособна притянуть Свет Хохма и на деле совершить преодоление. Напротив, Рэшимот Далет - Гимэль просят, чтобы им дали такую силу преодоления.
И как мы учили, если бы только Рэшимот Далет - Гимэль поднялись, родился бы Мелех hаДаат, а затем вновь обрела бы Има свою природу, т.е. Хасадим. Но поскольку поднялись Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот и вобрали в себя [часть] от Рэшимот Далет - Гимэль, то они в свою очередь просят наполнения для ступени, находящейся ниже. {См. [Учение о десяти Сфирот], часть шестая, стр. 399, п. 7. Там объясняется, что у мира Нэкудим, который должен появиться соответствующим Авиют Бхины Алеф, нет сил просить, чтобы ему дали способность преодолевать и получать на деле. И это исправляется с помощью Цимцум Бет. Т.е. поскольку в мире Нэкудим присутствуют Рэшимот Далет - Гимэль, они видят возможность преодолевать и получать на деле.}
Теперь возникает другой вопрос: почему Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот должны подняться и почему недостаточно того, чтобы сами Рэшимот Далет - Гимель оставались вверху, в Рош дэАба вэИма и обеспечивали поддержание и упрочение Зивуга? Ответ. Они - лишь Рэшимот; напротив, Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот есть собственно Сфирот. Поэтому после того, как эти Гальгальта вэЭйнаим вобрали в себя [часть] от Рэшимот, они остались вверху, чтобы поддерживать и упрочивать Зивуг.
А вот другое объяснение МАН дэВав вэНэкуда [т.е. Далет - Гимэль] и МАН Зеир Анпина и Нуквы [т.е. семи нижних Сфирот мира Нэкудим] ради поддержания и упрочения [Зивуга].
Вав вэНэкуда, поднявшиеся и попросившие наполнения, {т.е. Свет Хохма}, стали причиной того, что Аба вэИма повернулись Паним бэПаним {А почему не произошло такого поднятия МАН к Кэтэр? Ответ. Потому что Кэтэр - это ступень hитЛабшут, не распространяющщаяся в Гуф, а раз так, то она не может породить Зеир Анпина и Нукву}.
Аба вэИма подняли Гальгальту вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы дэКатнут, чтобы наделить их [Светом] Гадлут, соответствующим Рэшимот дэВав вэНэкуда. А раз так, то все время, пока Зеир Анпин и Нуква наверху, есть нужда в использовании Рэшимот Вав вэНэкуда, чтобы родились Зеир Анпин и Нуква, т.е. семь Мелахим. Ибо необходимо знать, что все поднятие МАН дэВав вэНэкуда к Абе вэИме произошло ради того, чтобы Аба вэИма породили под собой ступени Зеир Анпин и Нукву, так как таким образом Свет Гадлут должен распространиться ниже Абы вэИмы к Зеир Анпину и Нукве. Поэтому Аба вэИма подняли Гальгальту вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы, чтобы наделить их Светом, появившимся соответствующим Рэшимот дэВав вэНэкуда. {Напротив, у самих семи нижних Сфирот дэНэкудим вовсе нет Рэшимот дэГадлут}.
Доказательство этого таково: поскольку мы видим, что после разбиения семи Мелахим не продолжается Зивуг дэГадлут у Абы вэИмы, возникает вопрос: почему? Разве там больше нет Рэшимот дэВав вэНэкуда?
Однако ты вынужден признать, что все поднятие МАН дэВав вэНэкуда произошло для того, чтобы родились Зеир Анпин и Нуква ниже Абы вэИмы. А раз так, то пока Гальгальта вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы, включенные в Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, пребывают наверху, они при этом напоминают Абе вэИме, что есть кому дать, они при этом являются представителями Зеир Анпина и Нуквы, находящихся внизу, и они просят для них [Свет] Хохма. И эта великая ступень называется «поддержанием и упрочением». {Но если Зеир Анпин и Нуква низойдут, прекратится Зивуг, поскольку Абе вэИме некому давать. А сами они не хотять пользоваться этими Рэшимот}.
предыдущий пункт следующий пункт