Кто сотворил их
[146]. П. 8
8) И есть другое внизу, и называется оно Мэм-hЭй [154] Каково различие между одним и другим? И отвечает [рабби Элазар]: Но первое сокрыто [155], ибо называется Мэм-Йуд
[147], в нем заключен вопрос, так как спрашивал человек и исследовал [156], чтобы вглядеться и познать [все] от одной ступени до другой [и] до конца всех ступеней, т.е. до Мальхут
[2], а после того, как он добрался туда, [стал] он Мэм-hЭй, что означает: что ты познал, во что ты вгляделся, что ты исследовал, разве все не сокрыто так же, как вначале? «Мэфашпэйш» [156] означает «исследовал». Ибо «исследовал» [в Таргуме] переводится «пишпэйш» [156] (
Ийов 8, 8 [157]).
Объяснение этих слов. Когда Нуква
[31] дэЗеир Анпин
[30] находится [в положении] Паним бэПаним
[133] с Зеир Анпином, называется и эта Нуква именем Мэм-Йуд
[147] так же, как и Зеир Анпин, и она считается ступенью нижний край Небес, ведь она является пределом всех ступеней и прекращает Ацилут
[33], и следовательно Зеир Анпин, называющийся Небесами, находится между [Парцуфом
[27]] Йисраэль Сава уТвуна
[86], называющимся верхним краем Небес, и Нуквой, называющейся нижним краем Небес. И об этом написано: так как спрашивал человек и исследовал [156], чтобы вглядеться: «чтобы вглядеться» означает Зивуг
[76] дэАба вэИма
[29], называющийся вглядыванием Абы вэИмы друг в друга, благодаря подъему к Рош
[45] Арих Анпина
[28], ибо при этом Бина
[19] поворачивается, чтобы получить свечение Хохма
[18] для Зеир Анпина и Нуквы, ведь даже Йисраэль Сава уТвуна, представляющие собой семь нижних Сфирот
[3] Бины, не нуждаются в свечении Хохма ради собственных нужд; ведь что касается ступени их самих, то семь нижних Сфирот Бины подобны своим первым трем Сфирот и не нуждаются в получении [свечения] Хохма. Но когда Зеир Анпин и Нуква поднимаются, чтобы [вознести] МАН
[87] к Йисраэль Сава уТвуна, пробуждаются Йисраэль Сава уТвуна ради них для того, чтобы подняться к Рош Арих Анпина и получить [Свет] Хохма. Но и Зеир Анпин и Нуква поднимаются, чтобы [вознести] МАН к Йисраэль Сава уТвуна, только благодаря поднятию МАН сынами Адама, находящимися внизу, к Зеир Анпину и Нукве. Таким образом, души сынов человеческих поднимаются, чтобы [вознести] МАН к Зеир Анпину и Нукве, и тогда Зеир Анпин и Нуква поднимаются, чтобы [вознести] МАН к Йисраэль Сава уТвуна, и тогда Йисраэль Сава уТвуна поднимаются к Арих Анпину и становятся там одним Парцуфом с Высшими Абой вэИмой, и тогда вглядываются Аба вэИма друг в друга и притягивают [свечение] Хохма для Зеир Анпина и Нуквы.
И об этом они говорили: так как спрашивал человек, т. е. он возносит МАН
[87] и исследует, т.е. исследует своими действиями. Чтобы заставить Зеир Анпина
[30] и Нукву
[31] подняться ради Зивуга
[76] Абы вэИмы
[29], т.е. чтобы вглядеться, чтобы Аба вэИма вгляделись друг в друга и притянули [свечение
[57]] Хохма
[18]. И познать [все] от одной ступени до другой [и] до конца всех ступеней, т. к. свечение Хохма, притягиваемое с помощью поднятия МАН и уже упомянутого Зивуга, называется именем познание или называется Хохмой, [обретенной] благодаря Даат
[81], потому что Зеир Анпин и Нуква, поднимающиеся, чтобы [вознести] МАН, считаются там ступенью Даат по отношению к Абе вэИме, так как [Зеир Анпин и Нуква] являются причиной их Зивуга, а Зивуг называется именем «познание» согласно смыслу [стиха] «И познал Адам Хаву, жену свою» [158]. И об этом написано: и познать, т. е. притянуть Мохин
[56], что, по сути дела, является познанием [всего] от одной ступени до другой, от Даат ступени Аба вэИма до Мохин ступени Зеир Анпин, [и] до конца всех ступеней, т. е. от Зеир Анпина до Нуквы, называющейся концом всех ступеней. А о поднятии МАН см. пп.
94 и
95 Введения в мудрость Каббалы. Ведь Бина находится в положении Ахор бэАхор [159] по отношеню к Хохме, являясь лишь ступенью Хасадим
[20], и поворачивается [к Хохме] Паним бэПаним
[133] только ради Зеир Анпина и Нуквы. Посмотри, что там написано.
И об этом написано: а после того, как он добрался туда, [стал] он Мэм-hЭй [154]: после того, как Мохин
[56] добрались туда, к Нукве
[31] дэЗеир Анпин
[30], Нуква называется именем Мэм-hЭй. А почему она так называется, объяснено в [книге] Зоар ([недельное чтение] Трума, стр. 127А [160] ). Начало цитаты. «Нижняя ступень, по сути дела являющаяся низшим миром, называется Мэм-hЭй. И мы учили: называй не Мэм-hЭй, а Мэа [161] ([Вавилонский
Талмуд, трактат]
Менахот, [стр.] 43[Б]), потому что все Высшие ступени целиком находятся здесь». Конец цитаты. [162]. Ведь это [состояние] для того и называется Мэм-hЭй, чтобы указать, что эти Мохин образовались во всей великой полноте только после того, как они достигли Нуквы. И они говорили: что ты познал, во что ты вгляделся, что ты исследовал, разве все не сокрыто так же, как вначале? Это также объяснено в уже цитировавшейся [книге] Зоар ([недельное чтение] Трума [163] ). Начало цитаты. Вот еще почему {Мальхут
[2]} [164] называется Ма [165]. Ведь несмотря на то, что [Свет] {Хохма
[18]} притягивается Высшими {ступенями}, Он не раскрывается, пока не произойдет наполнения здесь, {в Мальхут}; так как она является местом, где заканчиваются все ступени, [где] заканчивается распространение всего [Света], и пребывает она в раскрытии {в свечении
[57] Хохма}; и хотя она раскрылась больше всех [ступеней], у нее остается вопрос что: что ты увидела, что ты познала; как ты говорил [166]: «так как вы никакого образа не видели» [167]. Конец цитаты.
И вот ты видишь, что, по словам [книги] Зоар, хотя к [Нукве
[31]] уже были притянуты Высшие Мохин
[56] благодаря поднятию МАН
[87] и она уже заполнена ими, тем не менее у нее все еще остается вопрос, подобно тому, как это было присуще [Парцуфу
[27]] Йисраэль Сава уТвуна
[86] до поднятия МАН. И об этом тоже говорит здесь рабби Элазар: что ты познал, во что ты вгляделся, что ты исследовал, разве все не сокрыто так же, как вначале, т.е. к этому также применимо [написанное в книге] Зоар на [недельное чтение] Трума, что после поднятия МАН и притяжения Мохин все еще сокрыто в Нукве, как и до поднятия МАН, т.е. у нее все еще остается вопрос, а это означает поднятие МАН (см. выше, в [конце]
п. 7, начиная со слов: «И об этом написано: выше Него не доходит мольба»).
И необходимо разобраться в этих словах: если так, то какую пользу приносит низшим поднятие МАН
[87], а также почему к [Нукве
[31]] были притянуты Мохин
[56], ведь они совершенно не раскрываются? И кроме того, там, [в книге] Зоар на [недельное чтение] Трума, говорят о первой причине того, почему Нуква называется Мэм-hЭй [154], что это означает: называй не Мэм-hЭй, а Мэа [161] ([Вавилонский
Талмуд, трактат]
Менахот, [стр.] 43[Б]), то есть, по сути дела, ста благословениями, которыми Нуква наделяет низших. Если это учесть, то как же можно сказать, что Нуква все еще находится на ступени «у нее остается вопрос, и все сокрыто, так же, как вначале»?
А дело в том, что Нукве
[31] присущи две ступени Мохин
[56] дэГадлут
[35], называющиеся первая Гадлут и вторая Гадлут. Причем в первой Гадлут только Высшие Аба вэИма
[29] поднимаются к Рош
[45] Арих Анпина
[28], но не Йисраэль Сава уТвуна
[86], и хотя они стали одним Парцуфом
[27], тем не менее Йисраэль Сава уТвуна остались в Гуф
[83] Арих Анпина, а поднялись они в прежнее место Абы вэИмы, т.е. они облекают [место] от Пэ
[85] до Хазэ
[92] Арих Анпина, и поэтому, с одной стороны, Йисраэль Сава уТвуна стали ступенью Рош Арих Анпина, ведь они стали одним Парцуфом с Высшими Абой вэИмой, пребывающими теперь в Рош Арих Анпина, а также они поднялись выше Парса
[102] дэХазэ Арих Анпина, где светит Рош Арих Анпина, как уже объяснялось (см. выше, в
п. 7, начиная со слов: «И об этом написано, что этот Сокрытый»), в [место] собственно Абы вэИмы, пребывавших там до поднятия МАН
[87]. И поэтому они наделяют Зеир Анпин
[30] полными Мохин трех первых Сфирот
[3], а Зеир Анпин - Нукву, а Нуква становится, по сути дела, ста благословениями, как уже говорилось, ибо благодаря этим Мохин Зеир Анпин и Нуква поднимаются и достигают места Йисраэль Сава уТвуна до поднятия МАН, т.е. от Хазэ до Табура
[94] Арих Анпина, и оказывается Нуква в месте Имы
[36], и поэтому становится Нуква, по сути дела, ста [ступенями и благословениями] подобно Име, ибо ступень ста присуща Име, а [ступень] двух тысяч присуща Абе
[84]. А низший, поднимающийся к Высшему становится подобным Ему, как известно.
Однако, с другой стороны, Нуква
[31] подобна лишь ступени Мэм-Йуд
[147], у которой остается вопрос, т.е. она является точным подобием Йисраэль Сава уТвуна
[86] до поднятия МАН
[87] и притяжения Мохин
[56]. И это потому, что она облекает место Йисраэль Сава уТвуна дэКатнут
[39], т. е. от Хазэ
[92] до Табура
[94] Арих Анпина
[28], и следовательно она пребывает ниже Парса бэГавэй Маhэй дэАрих Анпин [168], так как свечение
[57] Рош
[45] Арих Анпина прекращается выше этого Парса, как уже говорилось (см. выше, в
п. 7, начиная со слов: «И об этом написано, что этот ...», хорошенько разберись, что там написано). И поэтому, находясь на этой ступени, Нуква из этих Мохин и из Рош Арих Анпина не извлекала выгоды, для которой было предпринято все это поднятие МАН, и все сокрыто, как вначале, как до поднятия МАН. Однако из другой ступени Нуква извлекла выгоду, из ступени Има
[36]. Ибо она поднялась на место Йисраэль Сава уТвуна, называющихся Има, т.е. она стала, по сути дела, ста благословениями, как уже говорилось.
И по этой причине эти Мохин
[56] считаются лишь ступенью Вав Кцавот
[152] дэГадлут
[35], так как она не может обрести ступень Рош
[45] дэГадлут, поскольку оказывается ниже Парса
[102] дэХазэ
[92] дэАрих Анпин
[28], как уже говорилось, а ее ступень теперь такая же, как у [Парцуфа
[27]] Йисраэль Сава уТвуна
[86], когда он находится на ступени Вав Кцавот, т.е. до поднятия МАН
[87]; ведь он при этом располагается от Хазэ до Табура
[94] Арих Анпина. И это, несомненно, является великой Гадлут для Нуквы
[31], только это Вав Кцавот дэГадлут, но еще не достает трех первых Сфирот
[3] Гадлут, а обретение трех первых Сфирот Гадлут называется второй Гадлут Нуквы, и это будет объясняться ниже, во фрагменте «Кто сотворил их
[146] по Элияhу».
Теперь тебе станет ясен смысл [сказанного в книге] Зоар [на недельное чтение] Трума и цитировавшегося выше по поводу называемых им двух причин, почему Нуква
[31] называется именем Мэм-hЭй [154]. Причем, [говоря] о первой причине, он дает объяснение Высшим Мохин
[56], обретенным Нуквой и называющимся ста благословениями, и поэтому говорили [мудрецы]: «Называй не Мэм-hЭй, а Мэа [161]» [162]; т.е. [первая] причина - это поднятие в место [Парцуфа
[27]] Йисраэль Сава уТвуна
[86] с помощью этих Мохин; а вторую причину он выделяет, чтобы объяснить, что вместе с тем, поскольку она поднялась только в место Йисраэль Сава уТвуна дэКатнут
[39], у которого во время пребывания там еще оставался вопрос, ибо это [место] от Хазэ
[92] до Табура
[94] Арих Анпина
[28], то и Мохин Нуквы совершенно такие же, как этот [Парцуф]; и Нуква также становится ступенью, [на которой у нее] остается вопрос, т.е. Вав Кцавот
[152] без трех первых Сфирот
[3], но выгода [извлекаемая на этой ступени], тем не менее весьма велика, потому что [для Нуквы] это Вав Кцавот Высших Абы вэИмы [
29], т.е. Вав Кцавот Гадлут
[35]. Так и тут, в этом фрагменте, [когда] он говорит «что ты познал и во что .... все сокрыто так же, как вначале»; то «как вначале» означает не «подобно тому, какой Нуква было до поднятия МАН
[87]». Но это означает «подобно тому, какими Йисраэль Сава уТвуна были до поднятия МАН». А Нуква извлекла большую выгоду, благодаря поднятию МАН, ведь теперь она обрела ступень Има
[36], по сути дела, являющуюся ста благословениями, но это Вав Кцавот, [а не полная] Гадлут, и следовательно [у Нуквы] еще остается вопрос, как у Йисраэль Сава уТвуна до поднятия МАН. И разберись в этом хорошенько.
Примечания переводчика
---------------------------------
[154] Мэм-hЭй - две буквы, образующие слово «Ма», означающее «что».
[155] Первое сокрыто. В
п. 7 объясняется, что означает сокрытие Бины
[19] Арих Анпина
[28], вышедшей за пределы его Рош
[45].
[156] Исследовал, на иврите и арамейском: пишпэйш - буквально [был] исследующим, на иврите и арамейском: мэфашпэйш
[157]
Ийов 8, 8 - Ибо спроси-ка поколения прежние и вникни в исследования их отцов.
[158] И познал Адам Хаву, жену свою -
Бэрэйшит 4, 1[159] Ахор бэАхор - спиной к спине
[160] Книга Зоар, недельное чтение Трума, стр. 127А - в издании, помещенном на сайте
http://israel613.com/ , это стр. 6, п. 15
[161] Мэа означает «сто» и состоит из букв Мэм-Алеф-hЭй.
[162] На странице 43Б трактата
Менахот Вавилонского
Талмуда цитируется стих: «А теперь, Израиль, что Г-сподь Б-г требует от тебя» (
Дварим 10, 12). В слове Ма (что) , состоящем из букв Мэм-hЭй [154], добавляется буква Алеф. Получается Мэм-Алеф-hЭй, т.е. Мэа (сто). Из этого выводится, что человек каждый день должен произносить сто благословений (сто [благословений] Г-сподь Б-г требует от тебя). В комментарии Сулам к цитируемому фрагменту книги Зоар объясняется, что имеется в виду та же процедура, проделываемая с тем же стихом Торы и с тем же результатом: сто Г-сподь Б-г требует от тебя. Но получившийся стих толкуется еще и иначе. А именно: Бина
[19] называется Мэм-Йуд
[147], а числовое значение слова Мэм-Йуд (40 + 10) равно 50. Это означает, что Бина делится на пять Бхинот
[66]: Кэтэр
[17], Хохму
[18], Бину, Тифэрэт
[22] и Мальхут
[2], а каждая из них - на десять Сфирот
[3], все вместе 50 ступеней. Все эти ступени достигают Мальхут, что образует дополнительные 50 ступеней, итого 100 ступеней. Ими Мальхут наделяет низших, т.е. сынов Адама.
[163] Книга Зоар, недельное чтение Трума - в издании, помещенном на сайте
http://israel613.com/ , это стр. 6, п. 16
[164] В фигурные скобки заключен перевод слов комментария Сулам к цитируемому тексту
[165] Ма - что
[166] Как ты говорил - это выражение предваряет цитату из Танаха и как бы оспаривает собеседника
[167] Так как вы никакого образа не видели -
Дварим 4, 15.
[168] Парса бэГавэй Маhэй дэАрих Анпин - то,что скрывает живот, [содержащий] внутренности Арих Анпина
[28], то же, что и Парса Гэйв Маhэй дэАрих Анпин
[101]