Из книги р. Авраама Мордехая Готлиба "Сулам" (Лестница). Публ.2. Черновик. Перепечатка запрещена
Jul 03, 2014 04:14
Часть первая. Жизнь и учение рабби Еhуды Ашлага
Глава первая. Здание навек
1. Детство и юношество в Варшаве
Наш учитель рабби Еhуда Лейб hаЛеви Ашлаг родился Пятого тишрей 5646 года [1] в Варшаве у благочестивого рава рабби Симхи hаЛеви, да будет благословенна память о праведнике. (Рабби Симха hаЛеви был зятем рабби Лейба из Лукова, бывшего другом великого рабби Йосефа Бера из Бриска. Они вместе изучали труды Святого Аризаля и составили книгу “hаИлан” [2], но эта книга была утрачена в скорбные дни нашей Катастрофы). [Читать далее]
Уже с его раннего детства было ясно, что ему предстоят великие свершения. Рассказывал его сын, адмор рабби Барух Ашлаг, что когда ему было семь лет и он лежал на кровати, ему вдруг на голову упала книга, и когда он спросил отца, что это за книга, тот ему ответил, что она только для ангелов, а не для сынов Адама. Мальчик отвечал: “Эта книга напечатана, и это является знаком того, что она предназначена для любого человека”. Его отец ответил ему: “Но не для тебя”. Мальчик продолжал думать, что раз книга напечатана, то она предназначена для любого человека. И с тех пор стал он время от времени читать эту книгу, которая была книгой по Каббале, и Свет Святости стал светить в его сердце и в его душе.
Мать нашего учителя, да хранят нас его заслуги, была талантливой воспитательницей; она никогда не наказывала своих детей сразу после того, как они совершали провинность, т.к. во время проступка она сдерживала себя, чтобы не дать волю гневу, овладевавшему ею. Поэтому она всегда ждала какое-то количество дней, и после этого напоминала ребенку о проступке, который он совершил столько-то дней назад, и хладнокровно наказывала его, чтобы научить. Такой подход к воспитанию, продемонстрированный в детстве нашему Святому раву, несомненно немало способствовал формированию его необычайных человеческих качеств.
Рассказывала госпожа Бат Шева Райхбурд, да пребудет она в добром здравии, дочь нашего рава: “До десяти лет мой отец (бывший также моим учителем) был единственным ребенком в семье, и был он очень одаренным мальчиком. Родители его очень баловали, но следили в оба, чтобы удовольствия не стали излишествами. Они смотрели, чтобы он каждую ночь вовремя ложился спать, но он притворялся спящим, а после того, как они ложились спать, вставал, под столом зажигал масляную лампу и учился до зари”. Конец цитаты.
Так рос наш учитель и рав, идя по пути Святости и чистоты. Уже в самой ранней юности душа его желала вознестись в Небесные выси, к сокрытому, к возвышенному, к тайному. Его душу радовало и наполняло счастьем то, что он умом и чувствами своими ощущал возможность приблизиться к Г-споду; он страстно желал и всецело стремился познать то, что на самом деле важно, сущность Царства Г-спода, да будет Он восславлен.
В юности наш рав учился в Гурской ешиве в Варшаве [3], и с самой ранней юности он дышал воздухом одной только Торы. Он работал над Торой столько, что это было выше человеческих сил, его прилежание и усердие ставили в пример. Он спал очень мало и прилагал физические усилия, чтобы не засыпать, а бороться с собой, пока не заставлял себя вступить на стезю Г-сподню. Весьма велики были его познания и необычайна гениальность его в вопросах Торы, до такой степени, что в возрасте двенадцати лет он уже знал [все] шесть разделов [Талмуда], а до достижения четырнадцати лет он хорошо знал все шесть разделов с Тосафот.
Рассказывал Адмор рабби Барух Шалом, сын нашего Святого рава: “Мой отец Бааль Сулам, бывший также моим учителем, начал изучать Каббалу, уже учась в ешиве. А поскольку он не хотел, чтобы в ешиве поняли, что он изучает Каббалу, он отрывал листы из книги “Древо Жизни” Святого Аризаля и клал их между листами Гемары. Так он и учился. А когда кто-то приходил, он переворачивал лист и начинал учить Гемару”. Конец цитирования слов Святого праведника.
Как-то рассказывали, что в пятнадцатилетнем возрасте он настолько был привержен к истине, что был не в состоянии произнести ни слова лжи. Он постоянно работал над собой; каждую минуту он старался узнать что-то новое и вести себя так, как подобает в присутствии Великого Царя [Вселенной].
Рассказывал рав Азриэль Хаим Лембергер, да проживет он в добром здравии долгие годы: рабейну Бааль Сулам, когда я пришел к нему и мы были одни, сказал: “В одиннадцатилетнем возрасте я начал изучать книги [движения] Мусар и не переходил от одного ко другому, пока не вбирал в себя первое настолько, что оно для меня становилось моей природой. В восемнадцатилетнем возрасте я уже был человеком”. Конец цитирования слов Святого праведника. А что означает понятие человека, объясняет рабби Шимон бар Йохай в [Вавилонском Талмуде], трактат Евамот, стр.61А: “Вы называетесь людьми, а идолопоклонники не называются людьми”. Объяснял наш рав Бааль Сулам: значение слова «Адам» определяется по значению выражения «эДамэ леЭльон» [4], т.е. человек желает уподобиться Всевышнему, находясь на ступени «так же, как Он милосерден, и ты должен быть милосердным» [5].
Отец рава Азриэля Хаима рабби Моше Барух Лембергер, да будет благословенна память о праведнике, рассказывал, что Бааль Сулам, да хранят нас его заслуги, сказал ему, что к двадцатичетырехлетнему возрасту его тело уже полностью сгорело. Пояснение. Под телом имеется в виду присущее человеку желание получать наслаждение и удовольствие и не имеется в виду материальное тело, и он хотел сказать, что желание получать в его глазах уже стало совершенно отвратительным.
Таким образом он продолжал свое восхождение как в изучении Торы, так и в самосовершенствовании, прилагая необычайные усилия, и делая все это, он вел себя очень скромно и не придавал свои достижения огласке. Пока в девятнадцатилетнем возрасте он не получил раввинскую смиху от великих раввинов-толкователей Торы.
И хотя польские власти требовали знания русского языка в качестве условия получения раввинского свидетельства, это не оказалось препятствием; он в кратчайшее время выучил русский язык и получил свидетельство. И там, в Варшаве, в этом городе, прославленном традициями Торы, он служил даяном и преподавал Тору на протяжении шестнадцати лет.
За эти годы он опубликовал свою первую книгу “Беседы о жизни”, в ней он писал о деяниях и проповедях Адмора из Могельницы [6], да хранят нас его заслуги.
Пример его необычайных познаний в открытой Торе мы находим в следующем рассказе: однажды пришел к нему еврей вопросить слова Б-жьего по некоему hАлахическому вопросу; дал ему ответ наш учитель, да будет благословенна память о Святом и праведнике. Но этот ответ совершенно не удовлетворил вопрошающего; поэтому он пошел и представил свое затруднение перед Бааль Имрей Эмет из Гуры, да будет благословенна память о Святом и праведнике, и тот действительно дал ему ответ совершенно иной по сравнению с тем, что дал ему Бааль Сулам. Вернулся тот еврей к нашему учителю, да хранят нас его заслуги, чтобы явить ему истину из уст Имрей Эмет. Но наш учитель показал ему, что Имрей Эмет ошибся в словах Турей Заhав. Снова вернулся этот еврей у Имрей Эмет, и с похвалой отозвался Имрей Эмет, да будет благословенна память о Святом и праведнике, о словах Бааль Сулама.
Примечание переводчика ------------------------ [1] Пятого тишрей 5646 года - 13 - 14 сентября 1885 года. [2] hаИлан - древо. [3] Гурская ешива - ешива, основанная и руководимая раввинами из хасидской династии Гур, происходившей из города Гура-Кальвария. [4] Слово Адам, означающее "человек" состоит из буква Алеф, Далет, Мэм Софит (последняя буква является вариацией буквы Мэм). Первое слово эДамэ (уподоблюсь) выражения эДамэ леЭльон, означающего "Уподоблюсь Всевышнему" (Ешаяhу 14, 14) начинается с тех же букв Алеф, Далет, Мэм. Поэтому значение одного определяется по значению другого. [5] Так же, как Он милосерден, и ты должен быть милосердным - Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 133б [6] Адмор из Могельницы - возможно, имеется в виду рав Хайим Меир Ехиель Шапиро (5549 - 15 ияра 5609), т.е. год рождения 1788 - 1789, дата смерти 6 - 7 мая 1849 года или живший после него глава той же хасидской династии