Рабби Еhуда Ашлаг. ТЭС ч.1 гл.1 тема 1 (окончание). Черновик. Перепечатка запрещена

Jan 02, 2010 18:15


Ор Шалом [стр.2, продолжение]

Так как желания получать абсолютно невозможно найти в Маациле, не дай Б-г, так как от кого Он получит? О стихе «Бэрэйшит бара Элоким» (Вначале сотворил Б-г) [Бэрэйшит 1,1] говорит Мидраш, что «Бара» (сотворил) означает «Еш мэАйин» ([сотворил] существующее из ничего). И задал (Бааль Сулам) вопрос:  что это за вещь, о которой можно сказать, что она является новым творением, которого до этого не было, - и разрешил эту трудность так: это Хисарон (ощущение нехватки) является вещью, которой никогда прежде не было, поскольку Борэ (Творец) не есть Бааль Хисарон (не ощущает ни в чем недостатка).

Ор Пними

И ниже объясняется, что присущи этому материалу четыре ступени, от Катнут до Гадлут hаКабала (от низшего до высшего уровня получения), из которых  четвертая ступень, характеризуется высшим уровнем получения и существует во всей своей полноте только в Эйн Соф (Бесконечном), до того, как были созданы миры; так вот только с нею происходит то, что является сутью Цимцума (ограничения [получения Света]).

Ор Шалом

И ниже объясняется, что присущи этому материалу четыре ступени, от Катнут до Гадлут hаКабала (от низшего до высшего уровня получения). Чтобы получился настоящий Кли (сосуд), [ему] присущи четыре ступени и на четвертой ступени достигает Кли совершенства. А причиной того, что необходимы эти четыре ступени, является существование  двух необходимых условий: 1. Есть закон человеческой природы: чтобы обрести любую вещь, человек должен ощутить желание и стремление к этой вещи. Например, когда человек сидит на стуле, он даже не чувствует, что сидит, он не ощущает от этого никакого наслаждения. Однако когда человек долго на ногах и ищет, где бы ему посидеть, то когда он находит такое место и садится, он ощущает наслаждение от того, что сидит. Следовательно когда можно сказать, что человек чего-то желает? Только когда у него нет того, чего он желает. 2. Человек не может желать того, чего он хотя бы раз не видел и о чем он хотя бы раз не слышал.

И эти два условия были причиной появления четырех ступений, последней из которых завершается развития Кли (сосуда), называющегося hИштокэкут (желанием). (Дальнейшее объяснение приводится ниже).

Ор Пними

И будет объяснено ниже, что [четвертая ступень] исторгла весь Шефа (всю Благодать), бывший у нее в состоянии Эйн Соф (Бесконечный), и осталась в состоянии «Халаль» Пануй (незаполненного пространства). И именно это имел в виду рав [т.е. Аризаль], говоря, что до того, как был создан мир, то есть в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен), не было этого «Халаль» Пануй, как уже объяснялось.

Заин) Заполнено этим простым Светом Бесконечного. То есть низшие своими действиями не могли к этому совершенно ничего добавить.

Ор Шалом

Низшие своими действиями не могли к этому совершенно ничего добавить. Как говорят люди, у такого-то человека есть все, он совершенен во всех областях, ему абсолютно нечего добавить (но несомненно, здесь не говорится о наполнении в материальном пространстве).

Ор Пними

Хэт) И не различалось в нем ни Рош (головы), ни Соф (предела [получения Света]). Понятия Рош и Соф будут объяснены ниже.

Ор Барух [письменный комментарий рава Баруха Ашлага][к тексту Аризаля]

1) И не различалось в нем ни Рош (головы), ни Соф (предела [получения Света]). А почему он не говорит, что у него не было Тох (внутренней части тела), а говорит только говорит о Рош и Соф? А дело в том, что к Рош относится термин бэХоах (в замысле, потенциально, в силах). И когда создается Соф, который Мальхут [четвертая ступень Кли (сосуда), о которой говорится в Ор Пними Вав, начиная со слов И ниже] уже не способна получить, тогда существует понятие БэХоах. А мы различаем бэХоах (в замысле) две категории, а именно Тох (внутреннюю часть тела) и Соф (предел [получения Света]). Напротив, когда Мальхут не создает Соф, но получает бэФоаль (на деле), не применим термин Рош (голова) и, в любом случае, нет места понятию Тох. Поэтому он говорит только «Рош, Соф», ибо одно зависит от другого.(2)

hЭарот вэБэюрим (Замечания и пояснения) [стр.49]

(2) Объяснение этих слов. Когда для Мальхут [четвертой ступени Кли (сосуда), о которой говорится в Ор Пними Вав), начиная со слов И ниже] был установлен «Соф» (предел [получения Света]), то есть был наложен Цимцум (ограничение, запрет) на Рацон леКабэль аль Мэнат леКабэль (желание получать ради получения, т.е. с эгоистической мотивацией), тогда стали различаться Рош (голова), Тох (внутренняя часть тела) и Соф (предел [получения Света]). Ибо тогда, когда Мальхут снова притянула Свет, она должна была сначала рассчитать, какую часть Света она бэХоах (в силах) получить по той причине, что она способна мотивировать ее получение только своим желанием доставить удовольствие Творцу, а какую часть Света она не способна получить, поскольку она доставляет слишком большое удовольствие и [Мальхут] возжелает получить ее ради собственной выгоды. А обстоятельства этого расчета характеризуются терминами Рош (голова) и бэХоах (в замысле, потенциально, в силах). И мы видим, что они объединяют две категории: 1) то, в отношении чего [Мальхут] решила, что это она может получить, и это является корнем Тох (внутренней части тела); 2) то, в отношении чего она решила, что это она не может получить, и это является корнем Соф (предела [получения Света]).

А затем она реализовала свой план бэФоаль (на деле, на практике), и практическая реализация этого плана называется называется Гуф (телом) и она включает в себя две категории: 1) «Тох» (внутреннюю часть тела), то есть Мальхут получает бэТох hаКэлим (внутрь сосудов) то, что она решила получить. 2) «Соф» (предел [получения Света]), то есть Мальхут создала Соф и Сиюм (завершение)  [т.е. на деле отказалась получать] оставшиеся Света, которые решила не получать.

А это объяснение должно сделать понятным [такие слова] из «Ор Барух»: И когда создается Соф, который Мальхут уже не способна получить, тогда существует понятие БэХоах. Комментарий. Когда налагается Цимцум (ограничение) на Рацон леКабэль аль Мэнат леКабэль (желание получать ради получения, т.е. с эгоистической мотивацией), тогда Мальхут необходимо рассчитать, сколько получать, чтобы получить только то, что она сможет получить аль Мэнат леhаШпиа Нахат Руах ле Борэ (чтобы доставить удовольствие Творцу), а то, что она не сможет получить с альтруистической мотивацией, она из предосторожности не будет получать. Однако до Цимцума нет необходимости во всем этом расчете, ибо еще не был наложен запрет на получение ради получения. А мы различаем бэХоах (в замысле) две категории, а именно Тох (внутреннюю часть тела) и Соф (предел [получения Света]), а затем они реализуются бэФоаль (на практике). Напротив, когда Мальхут не создает Соф, но получает бэФоаль (на практике) ради получения, так, как было до Цимцума, не применим термин Рош (голова), то есть расчет, и, в любом случае, нет места понятию Тох, то есть обстоятельствам, при которых [Мальхут] ограничивает получение только тем, что она может получить с альтруистической мотивацией. Поэтому он говорит только «Рош, Соф», ибо одно зависит от другого. Пояснение. Если отсутствует Соф, то нет необходимости в расчете, называющемся «Рош», а понятие «Тох» вытекает из Рош в любом случае и нет нужды упоминать его.

Ор Пними (сс. 2 - 3)

Тэт) Единым простым Светом. Пояснение. Не было в Нем ступеней малости и величия, но все было однородным, как написано ниже.

Йуд) Совершенно однородным. То есть нет там Закут (чистоты [тонкого листа  переплавленного металла]) и Авиют (толщи [куска руды с примесями]), с помощью которых упорядочиваются и различаются ступени.  Ведь эти различия появляются в мирах только в новом состоянии Цимцума (ограничения [получения Света]), что будет объяснено ниже.

Каф) Ор Эйн Соф (Светом Бесконечного). И необходимо преодолеть следующую трудность: поскольку у нас нет никаких постижений в Эйн Соф (Бесконечном), то откуда Он известен по Имени, ведь как известно, каждое Имя указывает на постижение, которое мы обретаем в Нем с помощью указаний, содержащихся в Имени и смысла этого Имени. И [казалось бы] невозможно разрешить эту проблему, так как Имя Эйн Соф (Бесконечный) указывает только на отсутствие постижения, а если бы это было так, то мы бы употребили синоним «Непостижимый»; а дело в том, что это Имя указывает нам на все различие, существующее между Эйн Соф и всеми мирами, находящимися ниже Него, и это связано с Цимцумом (ограничением [на получение Света]), наложенным после Эйн Соф; ведь везде, где пробуждалась эта сила, она ограничивала Свет [поступающий] туда и, таким образом, это свечение прекращалось и достигало своего предела. И поэтому любой предел, установленный для любого свечения, и его прекращение в любом Парцуфе вызывается только с помощью этого Цимцума. И более того, только благодаря существованию этого предела и прекращению этого [свечения], появляются и создаются все новые объекты и их наполнения и все возможные изменения, которые только происходят в мирах. И благодаря тому, что этот Цимцум (ограничение [на получение Света]) не налагается там, в Эйн Соф (в Бесконечном), там следовательно нет места понятиям Соф (предел [получения Света] и [Его] Сиюм (прекращение), и благодаря этому называется Он Именем Эйн Соф (Бесконечный), и это указывает, что к Нему совершенно неприменимы понятия Соф и Сиюм, и ввиду этого ясно, что этот Свет прост [т.е. не имеет структурных составляющих] и совершенно однороден, ибо одно зависит от другого, как уже говорилось.

Ор Барух (стр.3)

2. И благодаря этому называется Он Именем Эйн Соф (Бесконечный), указывая, что к Нему совершенно неприменимы понятия Соф и Сиюм. И в соответствии с этим выходит, что поскольку у нас нет Кли (сосуда) Мальхут, который бы получал, но есть у нас после Цимцума (ограничения получения Света) Кли Мальхут, в которую запрещено получать, а все получение Светов различимо только в Тэт Ришонот (в девяти первых [Сфирот, т.е. Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд и Есод]); поэтому считается, что для нас Эйн Соф (Бесконечный) непостижим, потому что у нас нет такого Кли (сосуда), поскольку тот Кли, что получал Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного) не пригоден к получению. А раз так, то Ор (Свет) считается лишенным Кли (сосуда), а Свет без сосуда считается непостижимым, поскольку нет сосуда, который бы постиг Его.

Ор Шалом (сс. 2 - 3)

И благодаря этому называется Он Именем Эйн Соф (Бесконечный), указывая, что к Нему совершенно неприменимы понятия Соф и Сиюм. Нам следует подробно разъяснить понятие Эйн Соф (Бесконечный), ведь мы учили, что Мальхут называется Кли Кабала (сосудом получения), а также называется Рацон леКабэль (желанием получать). А причиной того, что она стремится именно получать, является ее желание: она ощущает нехватку чего-то и следовательно желает этого, чтобы удовлетворить желание получить и не нуждаться больше в том, [чего ей нехватало].

И мы учили, что произошел Цимцум [было наложено ограничение на получение Света], чтобы не было Наhама дэКисуфа (хлеба стыда, [то есть ситуации, когда стыдно есть незаработанный хлеб]), {что означает «Лэхэм Хэсэд» (хлеб милостыни)}, то есть когда человек желает получать ради себя, - он не получит, а когда он будет мотивировать получение удовольствия альтруистически, во имя Небес, - тогда он получит, потому что таким образом избавляются от стыда.

Следовательно Цимцум (ограничение) налагается на большую часть получения, называющуюся «мэКабэль аль Мэнат леКабэль» (получающий ради получения). {И объясняется выражение «получающий ради получения» так: он получает удовольствие и вся его мотивация - это «аль Мэнат леКабэль» (ради получения), то есть он желает насладиться и больше ничего.} И на такое желание налагается Цимцум.

А в первом мире, называющемся «Рэцоно леhаТив леНиврав» (Его желанием облагодетельствовать Свои творения), сотворил Он творение, «Еш мэАйин» (как сущее, [созданное] из ничего), представляющее собой Рацон леКабэль (желание получать), желающее удовольствия. А это удовольствие, на самом деле, светило внутрь желания получать. В соответствии с таким примером: Он пожелал облагодетельствовать Свои творения ста ступенями удовольствия и поэтому Он должен был создать желание ста ступеней удовольствия. Когда сто ступеней удовольствия заполнили все сто ступеней желания, это стало называться «заполнял все сущее», все желание, которое у [творения] было - было исполнено.

Затем на желание получать был наложен Цимцум (ограничение). [Творение] не получает, а раз так, то его мотивация - «аль Мэнат леhаШпиа» (альтруистическая). И оно уже не может получать в той мере, в какой желает, но только по мере своей [способности] мотивировать [получение] во имя Небес. Поэтому творение получает только часть. В рамках [нашего] примера оно получает двадцать ступеней [удовольствия]. Следовательно восемьдесят ступеней желания получить остаются неисполненными (буквально: пустыми) и по отношению к ним устанавливается Соф (предел, [т.е. они оказываются за пределами получения удовольствия]).

И об этом написано: «Этот Цимцум (ограничение [на получение Света]) не налагается там, в Эйн Соф (в Бесконечном), там следовательно нет места понятиям Соф (предел [получения Света] и [Его] Сиюм (прекращение)». Пояснение: имя Эйн Соф указывает на то, что по отношению к Кли hаКабала не установлен Соф (предел [получения Света]), но [творение] получило в сосуд «получающий ради получения». Однако затем вызывается Цимцум (налагается ограничение [на получение Света]), то есть Свет не светит в сосуд, у которого нет мотивации во имя Небес, и устанавливается Соф, и происходит Сиюм [прекращается свечение в сосуд], намеревающийся [получать] ради получения.

И поэтому работа заключается в том, чтобы взять части желания получать и исправить их, [сделав получающими] аль Мэнат леhаШпиа (с альтруистической мотивацией), исправить их, [сделав получающими] во имя Небес.  А когда будут исправлены все восемьдесят ступеней желания получать [и сделаны получающими] с альтруистической мотивацией, в них снова будет светить Свет и тогда наступит Гмар hаТикун (полное исправление).

И ввиду этого ясно, что этот Свет прост [т.е. не имеет структурных составляющих] и совершенно однороден, то есть в Нем нет ступенчатых изменений.
Previous post Next post
Up