Р. Еhуда Ашлаг. Введение в мудрость Каббалы, п.19 с Ор Шалом (черновик, перепечатка запрещена)

Feb 25, 2016 22:36

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт

Ибо, хотя мы объясняли, что три первых Бхинот (ступени) еще не считаются сосудом, а только одна Бхина Далет (четвертая ступень) считается сосудом, как говорилось выше, в п. 5; вместе с тем, поскольку три первые Бхинот являются причинами, вызывающими завершение создания Бхины Далет, как уже говорилось, то они соединяются в Бхине Далет таким образом, что после завершения создания Бхины Далет, в ней отпечатались четыре меры получения присущего ей: начиная с Бхины Алеф (первой ступени), характеризующейся самой незначительной мерой получения присущего ей; а за ней шла Бхина Бет (вторая ступень) с несколько большей Авиют, чем у Бхины Алеф, то есть с несколько большей мерой получения присущего ей; а затем шла Бхина Гимэль (третья ступень) с большей Авиют, чем у Бхины Бет, то есть с большей мерой получения присущего ей; а в конце следовала Бхина Далет, Бхина ее самой, с Авиют большей, чем у всех [предыдущих Бхинот], а ее получение достигло своего конечного состояния и полной меры. Кроме того, еще необходимо различать включение в нее и Источника этих четырех Бхинот, который чище всех [остальных Бхинот]. Таковы пять Бхинот получения, заключенные в Бхине Далет, и называются они также именами десяти Сфирот КАХАБ ТУМ (Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут), заключенных в Бхине Далет, так как четыре Бхинот - это ХУБ ТУМ (Хохма и Бина, Тифэрэт и Мальхут), как говорилось выше, в п. 5, а Источник называется Кэтэр.

Ор Шалом

Поскольку три первые Бхинот являются причинами, вызывающими завершение создания Бхины Далет, как уже говорилось, то они соединяются в Бхине Далет и т.д. Три первые Бхинот называются Ор (Светом), и только Мальхут - это Кли (сосуд). Почему? Потому что Мальхут - это желающий получать ради получения, и таким образом устанавливается ее власть над собой, отдельной сущностью. Напротив, предшествующие ей Бхинот (ступени) еще не считаются отделенными от Маациля и поэтому называются Светом.

До Цимцума (ограничения получения Света) Мальхут получила весь Свет, заключенный в Тэт Ришонот (в девяти первых Сфирот [Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод]) и постигла свои причины. В этом есть три важных момента: 1) Мальхут постигает порядок нисхождения [можно перевести как «развития»] от Бхины (ступени) Кэтэр и до появления ее собственной Бхины. 2) Мальхут действует так, как ее причины, то есть как Бина после того, как получила, возжелала качественного сходства [с Творцом] и отвергла Свет Хохма, так и Мальхут после того, как получила в Эйн Соф (в Бесконечном) возжелала качественного сходства [с Творцом] и отвергла Свет. 3) Мальхут постигает свои причины, то есть состоит из их желаний. Например у Бхины Алеф (у первой ступени) есть десятипроцентное желание получать, а у Мальхут - стопроцентное. И эта Мальхут со стопроцентным желанием получать довольствуется малым и использует желание получать Бхины Алеф, составляющее всего десять процентов. Почему? Поскольку желание получать большей величины она не может исполнить с альтруистической мотивацией. А последующей является Бхина, при которой Мальхут может пользоваться только Авиют (желанием получать) дэКэтэр. А мы учили, что Кэтэр называется альтруистическим желанием. Из этого ясно, что смысл этой Бхины состоит в том, чтобы с альтруистической мотивацией Мальхут могла совершать только альтруистические действия.

Вопрос. Исходя из этого, в чем состоит разница между Авиют дэКэтэр и Авиют дэБина? Разве и то, и другое не называется альтруистическим желанием? Ответ. Кэтэр называется альтруистическим желанием. Хохма уже получает. А Бина после того, как та получила, возвращает Свет из альтруистических побуждений. И это можно понять из написанного в Мишне [трактат Пиркей Авот, глава 6, мишна 1, цитируется приблизительно]: «изучающий Тору лиШма (ради нее самой)» означает, что он совершенно не хочет получать, и это есть Мэркава (колесница) к Авиют дэКэтэр. «Открыты ему тайны Торы», то есть он не приложил к этому руку (буквально: не притянул это), а лишь получил свыше, и эта Бхина называется Хохма. Затем, после того, как он получил, он должен приложить усилие и сказать: я отказываюсь от этого, поскольку желаю совершвть альтруистические действия. И узри, какова разница, хочет ли он совершать альтруистические действия после того, как удостоился Света, или до того, как удостоился Его! И однажды я слышал притчу по этому поводу: один еврей, оказавшись в лесу, вдруг замечает большой улей на верхушке высокого дерева. Начинает он размышлять: этот улей стоит по меньшей мере тысячу долларов, и если Г-сподь поможет мне достать этот улей и я не упаду с дерева, то я дам половину этой суммы на благотворительность!  И начинает он лезть вверх. После того, как он лез вверх какое-то время, приходит ему в голову мысль: может быть, улей стоит две тысячи долларов, а половина этой суммы - тысяча долларов ... Тысяча долларов превышает то, что достаточно [отдать]. Достаточно, если я отдам на благотворительность четверть всей суммы. Продолжает он взбираться вверх и, когда приближается к верхушке дерева, снова приходит ему в голову мысль: может быть, этот улей стоит десять тысяч долларов? Достаточно, если я отдам пять процентов на благотворительность. И так карабкался он все выше и выше, и чем выше он был, тем меньший процент он был готов отдать на благотворительность. И когда в конце концов он добрался до улья, поднялся сильный ветер и начал сильно раскачивать дерево, и этот человек, увидев, что вот-вот упадет, начал кричать: Умоляю Тебя, Владыка мира, спаси меня! Я отдам половину этой суммы, как задумал вначале ... Мораль: человек, пока чего-то не достиг, может быть щедрым, но после того, как получил, ему уже очень трудно отдавать.

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт
Previous post Next post
Up