Mar 05, 2015 02:02
И разрешима возникающая при этом трудность: если так, то у нас исчез выбор, Б-же упаси; ведь мы абсолютно обязаны достичь совершенства и попасть в ситуацию третью в силу того, что она уже существует в ситуации первой. А дело в том, что два пути приготовил нам Г-сподь, да будет Он восславлен, в ситуации второй, чтобы привести нас к ситуации третьей. Первый - это путь соблюдения Торы и выполнения заповедей, как объяснялось выше. А второй путь - это путь страданий, когда эти страдания сами очищают тело и в конце концов заставят нас превратить наше желание получать в его противоположность, чтобы оно приняло форму альтруистического желания, и прилепиться к Нему, да будет Он восславлен. И это соответствует сказанному нашими мудрецами, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд], трактат Санhедрин, стр. 97Б [цитируется приблизительно]): если вы возвращаетесь на путь истинный, то хорошо, а если нет, то Я ставлю над вами царя подобного hАману и он вынудит вас вернуться на путь истинный. А вот что говорили они, да будет память о них благословенна, по поводу стиха «В назначенное время ускорю это» [Ешаяhу 60, 22]: если достойны, ускорю это, а если нет, [то это произойдет] в назначенное время [Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр. 98А]. Пояснение. Если мы заслуживаем, идя по первому пути, то есть соблюдая Тору и выполняя заповеди, тогда мы ускоряем наше исправление и не нуждаемся в тяжелых и горьких страданиях и в длительном времени необходимом, чтобы их принять, дабы мы вынуждены были вернуться на путь истинный. А если нет, [то это произойдет] в назначенное время, то есть только тогда, когда страдания завершат наше исправление и настанет для нас время вынужденного исправления. И путь страданий в целом включает также наказания душ в геенне. Но так или иначе, Гмар hаТикун (завершение исправления), то есть ситуация третья, обязательно [наступит] и он предрешен ситуацией первой. И весь наш выбор - это только [выбор] между путем страданий и Торой и заповедями; и теперь тщательно разъяснено, как эти три ситуации, в которых оказываются души, взаимосвязаны, и любая из них делает другие совершенно необходимыми.
Ор Барух
Тогда мы ускоряем. Отсюда следует, что обо всей разнице между праведниками, получающими награду, каждый в зависимости от ступени его [постижения], можно говорить только до Гмар hаТикун (завершения исправления), поскольку их награда, которую они получают, сделав [верный] выбор, заключается в том, что делая этот выбор, они выигрывают время. А в Гмар hаТикун все будет исправлено, и будет единый Зивуг (общее единение) суммой происходящих Зивугим (соединений) [душ] друг с другом, и будут все они равны. Ибо все они будут получать наслаждение от высшей ступени, которая будет светить на любой высоте, и тогда не будет различия между душами. А все различие имеет место только до Гмар hаТикун, так как тогда каждый получает в соответствии в его выбором. А в Гмар hаТикун, как явствует отсюда, образуется единый Кли (сосуд) от всех происходящих Зивугим (соединений) [душ] друг с другом и единый Ор (Свет), состоящий из [Светов], которые один за другим возникают при этом. Из этого следует, что станут все души одною душою. И из других мест не явствует, что будет так.