В самом деле, воскресение мертвых не может произойти иначе, как только при приближении к Гмар Тикун (к завершению исправления), то есть в конце ситуации второй, ибо после того, как мы удостоились лишиться нашего необычайного желания получать и обрели исключительно альтруистическое желание, и после того, как мы удостоились всех чудесных ступеней души, называющихся Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида, благодаря нашей работе по уничтожению этого желания получать, ведь тогда мы уже достигли величайшего совершенства, вплоть до того, что стало возможно вновь оживить тело со всем его необычайным желанием получать, и оно больше не причиняет нам вреда, отделяя нас [от Творца], в слиянии с Которым мы находимся, а наоборот, мы преодолеваем [желание получать] и придаем ему альтруистическую форму, как уже говорилось. И воистину именно так мы ведем себя с любым частным проявлением зла, от которого желаем избавиться: сначала мы должны искоренить его совершенно, до самого конца, чтобы от него ничего не осталось, а затем становится возможным обрести его вновь и управлять им [не как злом, а] как чем-то нейтральным. И более того, не освободившмсь от него полностью, мы совершенно не можем управлять им, нейтрализовав в желаемой мере.
Ор Шалом
И после того, как мы удостоились всех чудесных ступеней души; необходимо знать, что душа - это, Свет, светящий человеку, когда он достигает ступени совершающего альтруистические действия из альтруистических побуждений. Называющихся Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида; но каким образом достигают этих чудесных ступеней? Благодаря нашей работе по уничтожению этого желания получать, то есть мы не хотим мотивировать это желание нашей собственной выгодой. Ведь тогда мы уже достигли величайшего совершенства, вплоть до того, что стало возможно вновь оживить тело; «тело», как известно, означает желание получать. «Оживить тело» означает вновь пользоваться им.
Сначала мы должны искоренить его совершенно, до самого конца, что [характеризует] совершающего альтруистические действия из альтруистических побуждений.
Объяснение этих слов в общих чертах. Мы учили, что желание Творца заключается в том, чтобы облагодетельствовать Его творения. И чтобы на практике достичь этой цели, Он сотворил творения и придал им желание получать наслаждение и удовольствие. Поэтому каждое творение без исключения заботится лишь о своей собственной выгоде.
А в процессе обучения человека его учат, чтобы все, что он делает, обязательно было во имя Небес. Но когда он начинает мотивировать [свои действия тем, что это делается] ради Небес, он убеждается, что дело это нелегкое. И на самом деле, он совершенно не способен мотивировать [свои действия] высшими соображениями, поскольку его тело не хочет этого знать. А причина сопротивления [тела] заключается в том, что человек сотворен с желанием получать ради собственной выгоды, и поэтому нет у человека и иной причины, которая бы обязывала его делать дела!
Следовательно, если человек видит, что все все его помыслы направлены исключительно на достижение его собственной выгоды, а он желает обрести истину, то есть способность к альтруистической мотивации, чтобы он мог мотивировать [свои действия] высшими соображениями, тогда он нуждается в помощи.
И именно в этом смысл изречения наших мудрецов, да будет память о них благословенна: «Приходящему очиститься помогают». И необходимо понять следующее: 1) «Приходящему очиститься» означает, что человек должен начать работу. А почему [Сам] Святой [Творец], да будет Он восславлен, не делает все это? 2) Написано [Вавилонский Талмуд, трактат Сукка, стр. 52Б]: «Злое побуждение одолевает человека ежедневно. И если бы Святой [Творец], да будет Он восславлен, не помогал ему, он бы не справился с ним». Имеется в виду, что человек должен начать работу, а Святой [Творец], да будет Он восславлен, помогает ему. А почему изначально не дана человеку сила также и завершить эту работу?
Мы объясним истинный смысл этих слов таким образом: нужно знать, что положительное относится к Творцу, а отрицательное относится к творению. То есть Света и даяние относятся к Творцу в то время, как проявления ощущения нехватки - к творению. Иными словами, субъектом действия даяния является Творец, а субъектом действия получения является человек. Но когда творение хочет давать, то есть когда творение хочет не получать, а только совершать альтруистические действия, то поскольку оно занимается неполучением, то это есть отрицательное действие, относящееся к творению. {Напротив, Творец является субъектом даяния, а не неполучения}. Таким образом объясняется, почему именно творение должно начать работу.
А поскольку желание Святого [Творца], да будет Он восславлен, заключается в том, чтобы человек удостоился Светов и постижений, то оно и является причиной того, что человек без помощи не сможет обрести альтруистическую природу. Следовательно так было задумано сначала, что человек не сможет завершить свою работу, но нуждается в помощи свыше. А именно, чтобы он мог удостаиваться раскрытия Света свыше с каждым разом на все более высокой ступени. И об этом писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Приходящему очиститься помогают». И спрашивает Святая книга Зоар, чем ему помогают. И отвечает: «Душою». То есть когда человек просит дать ему силу, дающую ему способность преодолевать, помогают ему «душою». То есть Коах hитГабрут (силу преодоления). «Когда он рождается, дают ему Нэфэш [низшую ступень души] со стороны чистых животных». "Когда он хочет стать более чистым", дают ему Руах [вторую ступень души]. "Когда он хочет очиститься еще больше", усилить свою альтруистическую мотивацию, дают ему [следующую ступень души] Нэшама и так далее.
Следовательно человек с каждым разом получает душу все более высокого уровня, чтобы она помогла ему достичь цели, стать «совершающим альтруистические действия с альтруистической мотивацией». И благодаря тому, что он желает стать «совершающим альтруистические действия с альтруистической мотивацией», он удостаивается в конце концов всех [ступеней души] НАРАНХАЙ (Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида). И об этом написано: и после того, как мы удостоились всех чудесных ступеней души, называющихся Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида, благодаря нашей работе по уничтожению этого желания получать.
А когда человек достиг своей завершающей ступени, называющейся НАРАНХАЙ дэНэфэш, тогда он уже знает, что желанием получить пользуются только с альтруистическим желанием; поэтому у него уже есть сила получать с альтруистической мотивацией. И он получает все с помощью этого желания получать, находясь при этом в слиянии [с Творцом], потому что он получает с альтруистической мотивацией. И эта ситуация называется «воскресением мертвых», то есть желание получать, до этого характеризовавшееся как мертвое, неиспользуемое, теперь пробудилось к жизни и используется. И об этом написано: ведь тогда мы уже достигли величайшего совершенства, вплоть до того, что стало возможно вновь оживить тело со всем его необычайным желанием получать, и оно больше не причиняет нам вреда, отделяя нас [от Творца], в слиянии с Которым мы находимся, а наоборот, мы преодолеваем [желание получать] и придаем ему альтруистическую форму.
И из сказанного выше должно быть понятно изречение наших мудрецов, да будет память о них благословенна:
«Грешники при жизни своей называются мертвыми». Известно, что человек не меняет образа мыслей и действий, если же это произошло, это означает, что ему стало совершенно ясно, что [эти мысли и действия] ему вредят. И это характеризуется как «осознание зла», то есть когда человек знает, что в его делах и помыслах заключено зло, он оставляет свою стезю. И до такого осознания человек не может стать праведником. Следовательно под грешниками понимается человек, ощущающий, что в нем заключено зло, пришедший к осознанию зла. «При жизни своей называются мертвыми» означает, что жизнь - это получение. Но он ощущает, что получение характеризуется как мертвое и поэтому «грешники при жизни своей называются мертвыми».
И когда человек приходит к такому осознанию, он не хочет пользоваться желанием получать и начинает тогда пользоваться альтруистическим желанием, как уже говорилось. А когда он завершил всю работу стадии «совершающего альтруистические действия с альтруистической мотивацией», он может также пользоваться и сосудами получения из альтруистических побуждений. Следовательно сосуды получения, до этого бывшие на ступени мертвых, так что он не хотел пользоваться ими, теперь воскресли. То есть теперь он, на самом деле, пользуется ими, поскольку может [делать это] с альтруистической мотивацией. И когда человек достигает этой ступени, он удостаивается «воскресения мертвых».