И поэтому нет распространения Света Его, да будет Он восславлен, выходящего за пределы целостности Маациля в Нээцаль, пока не будут пройдены [Нээцалем] его четыре стадии, называющиеся Хохма, Бина, Зеир Анпин и Мальхут. Ибо все распространение Света Его, да будет Он восславлен, целиком называется Хохма ибо это полная мера того, что составляет сущность Света этого Нээцаля. И когда он превозмогает себя, чтобы притянуть дополнительную Благодать, сверх ее распространившегося количества, это считается Бхиной Бет (второй стадией), называющейся Бина. И в одной Бхине Бэт нужно различать три оличительные черты: отличительную черту первую, заключающуюся в том, что Сфират Бина - имеет одну природу со [Сфирой] Хохма [ближе к тексту: та же кость, что и Хохма; буквально: единая кость от Хохма]. Отличительная черта вторая - это преодоление раскрытого ею желания, благодаря чему стал явным в ней Источник сосуда получения, и в соответствии с этим присуще ей качественное отличие [от Маациля], то есть Авиют, соответствующая мере Света Хохма, и называется это Гвура Илаа (высшая сила преодоления, [т.е. сила преодоления, имеющего место на высшей ступени; а также вызванная пробуждением свыше, см. Учение о десяти Сфирот; Часть первая, Глава первая,
Ор Барух на стр. 5]). Отличительная черта третья заключена в сущности Благодати, обретаемой ею благодаря пробуждению ее собственного желания, ведь этот Свет характеризуется собственным именем, а именно как Ор дэХасадим (Свет праведности и милосердия), и он гораздо ниже Света Хохма, распространяющегося исключительно со стороны Маациля, а Свет Хасадим также привносится со стороны Нээцаля и его преодоления, о котором уже говорилось, ибо Гвура (сила преодоления) - это Ор шенитАвэ (Свет, превращающийся в Авиют), и Он становится источником Света Хасадим. И эти три отличительные черты вместе взятые называются Бина и Бхина Бэт (второй стадией) после [Бхинат Алеф (первой стадии, которой является] Хохма, как уже говорилось. Вот и объяснены две Сфирот, Хохма и Бина, а сутью [Сфират] Кэтэр является Эйн Соф Барух hУ (Бесконечный, да будет Он восславлен), характеризующийся как Источник Нээцаля.
Ор Шалом
Отличительную черту первую, заключающуюся в том, что Сфират Бина - имеет одну природу со [Сфирой] Хохма. Это соответствует тому, что мы учили о [Сфират] Хохма в конце ее формирования, после того, как она получила, а именно, что в этом состоянии она является источником Бины.
Отличительная черта вторая - это преодоление раскрытого ею желания и т.д., и называется это Гвура Илаа (высшая сила преодоления, [т.е. сила преодоления, имеющего место на высшей ступени; а также вызванная пробуждением свыше]). То есть самой Сфире Хохма еще не было присуще ощущения, что она получающая, а Творец - Дающий. И начало этого ощущения проявилось на стадии Хохма в конце ее формирования. И чтобы понять это, я однажды рассказывал притчу. Один человек подарил подарок своему другу. Сначала его друг действительно принял этот подарок. Однако затем ему пришла в голову мысль и он вернул [другу подарок]. То есть он сам поразмыслил над этим и определил, что он является получающим, а его друг - дающим. И поэтому он решил, что не подобает ему быть получающим.
Здесь возникает вопрос. Если все желание Бины заключается в совершении альтруистических действий, то почему Авиют у Бины больше, чем у Хохмы? Эта трудность решается так: Бина ощущает себя получающей вплоть до того, что не хочет оставаться таковой и возвращает Свет. Напротив, Хохма еще не ощущала ничего подобного.
Отличительная черта третья заключена в сущности Благодати, обретаемой ею и т.д., а Свет Хасадим также привносится со стороны Нээцаля и его преодоления; то есть Свет Хасадим раскрывается по желанию низшего, желающего качественного сходства [с Творцом]. Ибо Гвура (сила преодоления) - это Ор шенитАвэ (Свет, превращающийся в Авиют), и Он становится источником Света Хасадим. Гвура (сила преодоления) означает, что [Бина] преодолела [свое состояние], чтобы не получать, поскольку она ощутила себя получающей. И из этого понятно, что Гвура - это лишь раскрытие желания получать, которое она ощутила. Напротив, до этого, на [ступени] Хохма, Высший дал, а низший получил без какого-либо пробуждения с его стороны. И мы поймем это благодаря притче, приведенной выше, к отличительной черте второй (см.): почему, когда кто-то дарит своему другу подарок, то порой тот возвращает подарок назад? И почему он сначала получил? Это объясняется так: сначала он был под властью своего друга, то есть его друг дал, а он получил. Получив, он ощутил себя получающим, а своего друга - дающим, из этого он заключил, что ему не подобает быть получающим, и вернул ему подарок. Извлекая мораль из этой притчи, мы видим, что [на ступенях Хохма и Бина] происходит то же самое: В Сфират hаХохма низший находится под властью Высшего и поэтому получает. Затем ему приходит в голову мысль, и он решает не быть получающим, ибо он ощущает себя получающим.
Таким образом, благодаря чему образуется Гвура (сила преодоления)? Благодаря тому, что [Бина] ощутила себя получающей.
А теперь объясним его слова, что Свет, появляющийся со стороны Нээцаля, меньше Света, появляющегося со стороны Маациля. И в связи с этим, по поводу Мальхут нужно разобраться в следующем: Свет приходит к ней со стороны преодоления, направленного на то, чтобы притянуть дополнительную Благодать по сравнению с тем, что имеет Зеир Анпин. Если так, то весь Свет, раскрывающийся благодаря этому [преодолению], в соответствии с написанным: Свет Мальхут, появляющийся со стороны Нээцаля, меньше Света, появляющегося со стороны Маациля, - должен был бы быть меньше Света Зеир Анпина, а мы учили обратное, то есть что Свет Мальхут называется «заполняющим все сущее», Свет Зеир Анпина - это лишь [Свет] Хасадим со свечением Хохма?!
А объяснение таково: Свет, появляющийся со стороны Маациля, называется Светом Хохма, Светом цели Творения, заключающейся в том, чтобы облагодетельствовать Его создания, как известно. Свет, появляющийся со стороны Нээцаля, - это Свет, притягиваемый к низшему, благодаря преодолению, то есть желанию исправить себя. И называется это Светом Хасадим или Светом исправления Сотворения. Следовательно, хотя Мальхут снова притянула Свет, ее Свет не считается Светом, появляющимся со стороны Нээцаля. Но поскольку желание Творца заключалось в том, чтобы облагодетельствовать Свои творения, то по этой причине, должно на деле раскрыться в низшем желание получить Его Благодать, называющуюся Свет Хохма, как уже говорилось. И в соответствии с этим нужно объяснить следующее: Нээцалем называется то, что низший хочет исправить себя. А Маацилем называется то, что появляется со стороны цели Творения. А цель эта, несомненно, важнее исправления.
[Конец Ор Шалом].
Однако, хотя Бхина Бэт (вторая стадия) уже явила на деле преодоление своего желания, тем не менее она еще не готова быть завершенным сосудом получения, а дело в том, что в духовном сосуд и Свет, заключенный в нем, очень близки друг к другу и непосредственно зависят друг от друга, так что при исчезновении Света уничтожится сосуд, а при исчезновении сосуда уничтожится Свет, и значимость сосуда соответствует значимости Света и т.д.; и поэтому в Бине не завершилось формирование сосуда получения, поскольку она имеет ту же природу, что и Свет Хохма, как сказано выше, и поэтому Свет Хасадим, который она притянула силой преодоления себя самой, уничтожился в соответствии с ее природой, как свеча перед Факелом, и поэтому этот Свет Хасадим продолжил распространяться от Бины за пределы стадии [Бина], а также был преодолен, чтобы притянуть дополнительный Шефа (Благодать), больше, чем при распространении по инициативе Бины, и тогда завершилось формирование сосуда получения. И поэтому мы различаем еще две стадии: Бхину Гимэль (третью стадию) и Бхину Далет (четвертую стадию), причем распространение, произошедшее от Бины, характеризуется тем, что при этом сосуд - это пока сущность, которая [лишь] потенциально может проявиться и заключена в состоянии скрытия, и тем более он не совершил преодоления ради [получения] дополнительного Света, и это называется Зеир Анпин. А то, что преодолело [свое прежнее состояние] ради [обретения] дополнительной Благодати, называется сосудом Мальхут, являющимся сосудом получения, окончательно сформировавшегося в этом Нээцале, который теперь образован из Света и сосуда и благодаря этому выходит за пределы целостности Маациля и характеризуется именем Нээцаль.
Ор Барух
Алеф). В Бине не завершилось формирование сосуда получения, поскольку она имеет ту же природу, что и Свет Хохма, как сказано выше, и поэтому Свет Хасадим, который она притянула силой преодоления себя самой, уничтожился в соответствии с ее природой, как свеча перед Факелом, и поэтому этот Свет Хасадим продолжил распространяться от Бины за пределы стадии [Бина]. В Учении о десяти Сфирот написано в ряде мест, что Свет Бины - это самостоятельная стадия и что она желает [Свет] Хасадим и отвергает [Свет] Хохма. А причина того, что Ор hаХэсэд [т.е. Свет Хасадим] распространяется от Бины за ее пределы, заключается в том, что в Свете Хасадим должна также содержаться Бхинат Хохма [то, что характеризуется как Хохма]. А в Бине, имеющей ту же природу, что и Хохма, может быть только [Свет] Хасадим; напротив, когда [Ор] hаХэсэд [т.е. Свет Хасадим] вышел за ее пределы, он притянул свечение Хохма к Зеир Анпину, называющемуся Зеир Анпином (маленьким лицом) потому, что он характеризуется как Хохма, но лишь как [ее] малая часть.
Ор Шалом
Что в духовном сосуд и Свет, заключенный в нем, очень близки друг к другу и непосредственно зависят друг от друга, так что при исчезновении Света уничтожится сосуд, а при исчезновении сосуда уничтожится Свет и т.д. То есть если есть желание, то есть Свет, а если нет желания, то нет Света. И поэтому значимость сосуда соответствует значимости Света. Пояснение. Если человек получает какую-то вещь и не испытывает к ней желания, то он не ощущает вкуса этой вещи. И ввиду этого ясно, что сосуд и желание являются как бы частью Света, поскольку они также определяют меру наслаждения человека этим Светом.
И поэтому в Бине не завершилось формирование ... , и поэтому этот Свет Хасадим продолжил распространяться от Бины за пределы стадии [Бина]. Этот Свет Хасадим есть стадия Зеир Анпин. (Замечание. В этом Введении не упоминается свечение Хохма, имеющееся в Зеир Анпине).
Кроме того, нужно разобраться в том, что отделяет собственно Бину от Света Хасадим, который она притянула. И мы выяснили, что это различие подобно тому, о чем говорится в Древе Жизни [Аризаля]. А написано там так: в мире Ацилут, как мы учили, Бина дэАрих Анпин, называющаяся Нэкэйва (женщина), вышла из Рош (головы) дэАрих Анпин и считается Гарон (горлом). И это связано со стихом, содержащим родственное слово [Гер (пришелец)]: «Пришельцем был я в земле чужой» [Шемот, 2, 22; 18, 3], то есть она оказывается за пределами Рош. В то время, как Аба, который есть Дэхар (мужчина) считается Катфин (плечами). Кроме того, там написано, что Гарон (горло) - это стадия Паним (лицо), а Катфин (плечи) - это стадия Ахорайим (оборотная сторона, ягодицы).
И необходимо рассмотреть эти слова: 1. Как объясняется, что Бина - это Нэкэйва (женщина)? 2 Как объясняется, что она пребывает в состоянии Паним (лицо), то есть Гарон (горло)? 3. Как объясняется, что Аба - это Дэхар (мужчина)? 4. Как объясняется то, что он находится в состоянии Ахорайим (оборотная сторона, ягодицы), то есть Катфин (плечи)?
И мой господин, отец, учитель и рав (т. е. Бааль Сулам), да будет память о нем благословенна, объяснял так: Арих Анпин в общих чертах называется Хохма, Авиют [т.е. желание получать] диВхина Гимэль (третьей стадии). Следовательно у него Хохма называется Паним, что означает «значимый». А Хасадим у него называются Ахорайим, что означает «менее значимый». Аба вэИма означает Свет и сосуд, то есть Аба - это Свет Бины в то время, как Има - это сосуд Бины. И необходимо исследовать, что представляет собой Свет и что представляет собой сосуд Бины в смысле их источников. Мы учили, что Свет Бины - это Свет Хасадим, который она притянула, в то время как сосуд Бины происходит из ее сущности. То есть мы учили, что сущностью Бины является Сфират hаХохма, как мы учим о последовательности стадий Ор Яшар (прямого Света), что Бина имеет ту же природу, что и Хохма, и оттуда происходит ее сосуд. Но с другой стороны, она есть Бхинат Нуква (характеризуется как женщина), то есть Хохма, имеющаяяся у нее, называется у нее Хисарон (ощущением нехватки) и она не хочет ее использовать. Однако у Арих Анпина, который, как уже говорилось, - это стадия Хохма, эта стадия считается Паним, то есть Гарон (горлом). Напротив, Захар (мужчина), то есть Свет Хасадим, имеющийся в Бине, считается стадией Аба, но относительно Арих Анпина он называется Катфин (плечами), то есь стадией Ахорайим.
Если так, то в Древе Жизни [Аризаля] мы определенно находим, что природа [Бины] делится на Свет и сосуд.
Подведение итога написанного в приведенном выше тексте [Бааль Сулама] [заголовок внутри Ор Шалом].
В соответствии с его комментарием мы сможем объяснить написанное: буквы Йуд и Вав Четырехбуквенного Имени называются hитПаштут (распространением) и стадией Захар (мужчина), а два Кэй Четырехбуквенного Имени называются hитГабрут (преодолением) и стадией Нэкэйва (женщина), и объясним это по порядку.
Йуд, Хохма, называется hитПаштут (распространением) и стадией Захар (мужчина): называется hитПаштут потому, что пришла от Маациля, без притяжения [Света] по инициативе низшего. И называется Захар потому, что не раскрылoсь в ней то, что характеризуется как Хисарон (ощущениe нехватки), а произошло так потому, что Свет и сосуд сразу же распространились от Высшего.
Первая Кэй, Бина, называется hитГабрут (преодолением) и стадией Нэкэйва (женщина): называется hитГабрут в соответствии с тем, что, как мы учили, Хохма в конце своего формирования преодолела [свое состояние] и возжелала обрести качественное сходство [с Творцом]. Еще мы учили, что это преодоление возникло потому, что она ощутила Хисарон (недостаток) качественного сходства [с Творцом]. А, как известно, Хисарон называется Нэкэйва.
Вав, Зеир Анпин, называется hитПаштут (распространением) и стадией Захар (мужчина): мы учили о Бине, что ее Свет Хасадим уничтожился, как свеча перед Факелом, соприкоснувшись с природой такой же, как и у [Бхинат] Хохма, присущей ей в силу ее сущности; поэтому она исторгла Свет Хасадим из себя за свои пределы, и эта стадия называется Зеир Анпином. Поэтому называется Зеир Анпин hитПаштут, что он распространился от Бины и и не притянул ничего по собственной инициативе. И поэтому он также называется Захар, то есть не считается, что ему присущ Хисарон (присуще ощущение нехватки). Следовательно в [Бхинат] Хохма распространение происходило со стороны [Бхинат] Кэтэр в то время, как в [Бхинат] Зеир Анпин распространение происходит со стороны Бины.
Последняя Кэй, Мальхут, называется hитГабрут (преодолением) и стадией Нэкэйва (женщина): то есть второе распространение, называющееся Зеир Анпином, в конце своего формирования преодолело свое состояние, чтобы притянуть Свет Хохма в том количестве, какое содержится в Сфират hаХохма, и поэтому Мальхут называется hитГабрут. И здесь также это преодоление возникло ввиду Хисарона (ощущения нехватки), и поэтому [Мальхут] называется Нэкэйва. Следовательно под действием Гвура Илаа (высшей силы преодоления [т.е. силы преодоления присущей высшей ступени и вызванной пробуждением свыше]), что называется Бина, преодоление произошло для того, чтобы притянуть [Свет] Хэсэд [т. е. Хасадим], в то время, как в Мальхут преодоление произошло для того, чтобы притянуть [Свет] Хохма, и потому она называется Кли (сосудом).
Однако еще нужно провести исследование, касающееся Зеир Анпина: как объясняется в Учении о десяти Сфирот, Зеир Анпин притянул свечение Хохма, и трудно понять, почему он называется Захар (мужчиной). На первый взгляд, он должен был бы называться по имени «hитГабрут (преодоление) и Нэкэйва (женщина)»? И в соответствии с тем, что объясняется здесь, он назывется hитПаштут (распространением), потому что он не притянул ничего кроме того, что пришло от Бины; если так, то почему называется Авиют («толща» [т.е. желание получать]) диВхина Гимэль (третьей ступени), что же за Авиют добавилась в нем по сравнению с Авиют дэБина?
И попытаемся вернуться к первому из первых и к последнему из последних: мы учили, что Свет Хохма - это вся жизнь Нээцаля и без Света Хохма Нээцаль не способен существовать. Кроме того, мы учили, что Бина выбрала Свет Хасадим и отвергла Свет Хохма, и поэтому Нээцаль прекратил получать Шефа (Благодать) [Света] Хохма. Поэтому Зеир Анпин, родившийся от Бины, остался Без Света Хохма. И ввиду этого был Зеир Анпин вынужден притянуть свечение от Хохма ради нужд своего жизнеобеспечения. И в Учении о десяти Сфирот называется это притяжение [Света] именем «невозможно», то есть чем-то необходимым, без чего невозможно обойтись.
Исходя из этого понятно, почему после того, как Свет Хохма был обретен Зеир Анпином, [термин] hитГабрут (преодоление) не возник в его имени, и поэтому он не называется именем Нэкэйва (женское начало) и термин hитГабрут не относится к нему.
Но еще необходимо понять смысл имени «Захар» (мужское начало), употребляющегося по отношению к Зеир Анпину, ведь, на первый взгляд, если сравнить Зеир Анпин с Биной, оказывается, что эти слова [Захар и Нэкэйва] недостаточно понятны: ибо как может быть, что Бина, которая имеет ту же природу, что и Хохма, также желающая качественного сходства [с Творцом], называется Нэкэйва в то время, как Зэир Анпин, представляющий собой распространение [Света] Хасадим, и в котором есть только свечение Хохма, назывется Захар?! И это нуждается в изучении.
А мы спрашивали о том, какая это Авиют добавляется в Зеир Анпине по сравнению с Биной. Можно дать ответ исключительно с помощью того, что объясняется в Учении о десяти Сфирот, что Зеир Анпин притянул свечение Хохма и это притяжение [Света] называется «дополнением Авиют».
[Конец Ор Шалом].
Это четыре стадии известные под именем ХУБ (Хохма и Бина) и Зеир Анпин и Мальхут, и в этом суть Четырехбуквенного Имени. Ибо ХУБ составляют суть Йуд-Кэй, а ЗОН (Зеир Анпин и Нуква) составляют суть Вав-Кэй. И они считаются десятью Сфирот, поскольку Зеир Анпин состоит из шести Сфирот, а именно Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод.
А то, что собой представляет Зеир Анпин - это Свет Хэсэд и Гвура, то есть те две Бхинот (стадии) - Свет Хасадим и Гвура Илаа (высшая сила преодоления, [т.е. сила преодоления, имеющего место на высшей ступени; а также вызванная пробуждением свыше]), которые распространились от Бины за ее пределы, как уже говорилось. И здесь нужно понять, что в Бине Гвура предшествует и является Источником Света Хасадим, а в Тифэрэт, наоборот, [Свет] Хэсэд предшествует Свету Гвура, поскольку основной частью распространения [Света] является Свет Хэсэд. А Гвура дополняет его, так же, как у его матери[1] Бины; и в соответствии с этим понятно написанное в Эйц hаХайим и в [Шаар] Маамарей Рашби (в [трудах Аризаля] Древо Жизни и Врата к высказываниям Рабби Шимона бар Йохая), что в мире Никудим Гвура дэЗеир Анпин предшествовала его Хэсэд и было так потому, что ЗОН (Зеир Анпин и Нуква) дэНикудим характеризуются как ЗОН дэБина, а не ЗОН, относящаяся к самим двум низшим Бхинот (ступеням) из четырех известных Бхинот, как написано там, и поэтому Гвура дэЗеир Анпин предшествует его Хэсэд.
Ор Барух
Бэт) В мире Никудим Гвура дэЗеир Анпин предшествовала его Хэсэд и было так потому, что ЗОН (Зеир Анпин и Нуква) дэНикудим характеризуются как ЗОН дэБина. ЗАТ (семь нижних Сфирот) дэАба вэИма дэКатнут (малого, неполного состояния) дэНикудим - это Зеир Анпин и Гуф (тело) дэАба вэИма, но hаГадлут (большое, полное состояние) дэНикудим проявилось только в ответ на МАН (Майин Нуквин [т.е. молитву]) дэВав уНкуда (шести [Сфирот] и точки), являющимися Шлиш Тахтон (нижней третью) дэНэцах вэhОд дильМата миТабур дэАдам Кадмон (Нэцах hОд части мира Адам Кадмон, расположенной ниже Табура) и это является источником ЗОН.
Ор Шалом
А то, что собой представляет Зеир Анпин - это Свет Хэсэд и Гвура, то есть те две Бхинот (стадии) - Свет Хасадим и Гвура Илаа ((высшая сила преодоления, [т.е. сила преодоления, имеющего место на высшей ступени; а также вызванная пробуждением свыше]), которые распространились от Бины за ее пределы, как уже говорилось. И они называются Хэсэд уГвура дэЗеир Анпин. И здесь нужно понять, что в Бине Гвура предшествует и является Источником Света Хасадим, т. е. как мы учили, Источником Бины была Хохма и она преодолела свое состояние и возжелала качественного сходства [с Творцом], поэтому она обрела вслед за этим Свет Хасадим. А в Тифэрэт, наоборот, ... Гвура дополняет его, так же, как у его матери Бины. То есть, поскольку в Бине имело место преодоление, то когда Свет Хэсэд низошел к Зеир Анпину, с ним вместе низошла Гвура, то есть сила преодоления своего состояния ради качественного сходства [с Творцом].
[Конец Ор Шалом].
А Сфират Тифэрэт дэЗеир Анпин представляет собой соединение вышеупомянутых Хэсэд и Гвуры ради создания сосуда Мальхут; и называется она Тифэрэт, и это имя означает, что Свет сияет Сам по Себе в Бхине Алеф (в первой стадии), то есть [стадии] Хохма, чего было недостаточно для преодоления ее желания ради создания сосуда, в то время, как Бхины Гимэль (третьей стадии), представляющей собой Хэсэд и Гвуру, распространяющиеся от Бины за ее пределы, было достаточно для создания сосуда Мальхут, и в этом смысл [слов] «как краса человеческая - чтобы сидеть дома» [Ешаяhу 44, 13]. И таким образом объясняются три Сфирот ХАГАТ (Хэсэд, Гвура и Тифэрэт) дэЗеир Анпин, и они называются Гимэль Авот (тремя отцами), являясь основой Ацилуто шель hаЗеир Анпин (наделения Зеир Анпина Светом), а Нэцах, hОд, Есод называются Баним (сыновьями), поскольку распространяются от ХАГАТ.
Ор Шалом
А Сфират Тифэрэт дэЗеир Анпин представляет собой соединение вышеупомянутых Хэсэд и Гвуры ради создания сосуда Мальхут; то есть Тифэрэт, содержащая Хэсэд и Гвуру, создала сосуд Мальхут из этих двух [составляющих]. И называется она Тифэрэт, и это имя означает, что Свет, Свет Тифэрэт, сияет Сам по Себе ... , и в этом смысл [слов] «как краса человеческая - чтобы сидеть дома» [Ешаяhу 44, 13]. Здесь он пишет, что Тифэрэт означает, что Хэсэд и Гвура соединяются, чтобы преодолеть свое состояние ради того, чтобы притянуть Свет Хохма и это называется Бхина Далет (четвертой стадией), Мальхут, страстно желающей притянуть Свет Хохма. И потому это называется Тифэрэт (см. [в комментируемом тексте]), что Он сияет Сам по Себе, чтобы создать сосуд. Это означает, что преодоление [происходит ради притяжения] Света Хохма. А с другой стороны, [в абзаце], начинающемся со слов «А то, [что собой представляет Зеир Анпин]» [т. е. в предыдущем абзаце], он пишет, что Гвура была включена в Зеир Анпин «так же, как [это происходит] у его матери Бины»; и, на первый взгляд, это вызывает затруднение: разве в Бине преодоление не произошло ради качественного сходства [с Творцом]? И это требует изучения.
[Конец Ор Шалом].
А то, что ввиду Цимцум Алеф (первого ограничения), которое тщательно разъясняется в основном тексте книги, создается в сосуде Мальхут твердый Масах (экран), означает, что Бхина Далет (четвертая стадия) на которой находится сосуд Мальхут, налагает ограничение на Высший Свет, чтобы Он не распространялся к Бхине Далет, по той причине, что [Бхине Далет] присуще качественное отличие [от Маациля], как написано в своем месте. И вот этот Свет распространяется и хочет войти также и в Бхину Далет, ибо в природе Высшего Света распространяться только к низшим, пока Он почти не покинет Свое место, как написано там, в Паним Масбирот, и поэтому образуется между Высшим Светом, распространяющимся к сосуду Мальхут, и ограничительным Масахом, находящимся в сосуде Мальхут, Бхинат Зивуг дэhАкаа (стадия соединения от удара). Подобно тому, как солнечный свет ударяется о металлическую поверхность, а искры возвращаются назад, так и из этой Бхинат Зивуг дэhАкаа появились новые десять Сфирот, называющиеся Эсэр Сфирот дэОр Хозэр (десятью Сфирот возвращающегося Света). И следовательно в каждом Нээцале имеется два десятка Сфирот, а именно Эсэр Сфирот дэОр Яшар (десять Сфирот прямого Света), соответствующие четырем Бхинот (стадиям), и уже упомянутые Эсэр Сфирот дэОр Хозэр.
И знай, что тот Высший Свет, что распространился вновь от ХАГАТ (Хэсэд, Гвуры и Тифэрэт) дэЗеир Анпин, для Зивуга дэhАкаа (соединения от удара) о Масах (экран), находящийся в сосуде Мальхут, называется Нэцах, hОд, Есод. И таким образом ты поймешь [слова], приведенные в Тикуней Зоар, что Мальхут является четвертым для отцов и седьмым для сыновей, то есть Мальхут с начала ее наделения Светом считается продуктом Тифэрэт дэЗеир Анпин, как уже говорилось, и следовательно она притягивается вслед за ХАГАТ, которые, как уже упоминалось, называются Авот (отцами), а если учесть свечение Ор Хозер (возвращающегося Света), находящегося в ее Масахе, выходит, что она притягивается после НЭhИ (Нэцах, hОд, Есод), распространившимися к ней для Зивуга дэhАкаа, как уже было сказано, а НЭhИ называются сыновьями ХАГАТ, как уже говорилось, поэтому Мальхут - это седьмой [«член семьи»] по отношению к сыновьям; вот и выяснилость в достаточной мере, что собой представляют десять Сфирот КАХАБ (Кэтэр, Хохма, Бина,) ХАГАТ (Хэсэд, Гвура, Тифэрэт) НэhИ (Нэцах, hОд, Есод,) Мальхут, чтобы [это объяснение] послужило источником, т. е. первоосновой знаний об Истинной Мудрости, обязательно и непременно находящейся в поле зрения читателя всегда при изучении этой Мудрости.
Ор Барух
2. В Тикуней Зоар - в Предисловии к Тикунэй Зоар, лист 12.
Ор Шалом
И знай, что тот Высший Свет, что распространился вновь от ХАГАТ (Хэсэд, Гвуры и Тифэрэт) дэЗеир Анпин, для Зивуга дэhАкаа (соединения от удара) о Масах (экран), находящийся в сосуде Мальхут, называется Нэцах, hОд, Есод. Здесь он имеет в виду, что НЭhИ (Нэцах, hОд, Есод) образуются, когда происходит Зивуг дэhАкаа. Возникает вопрос: разве в Олам Эйн Соф (в Мире Бесконечности), где еще не произошел Зивуг дэhАкаа, не существовали НЭhИ? Общий подход к ответу на этот вопрос: мы должны знать, что все имена и понятия, в основном берутся из мира Ацилут. А поскольку мир Эйн Соф - это Замысел Творения, а «конец дела сначала существует в Замысле» [цитата из «Леха Доди»], поэтому все стадии, раскрывающиеся в Ацилут, уже были заключены в Замысле. И по соответствуюшей стадии [мира Ацилут] можно изучать НэhИ и в мире Эйн Соф.
[Конец Ор Шалом].
И теперь понятна верность предостережения Сэфэр Ецира: «Десять [Сфирот], а не девять», - что означает, что поскольку от Цимцум [Алеф] ([первого] ограничения) и ниже в Бхине Далет (в пределах четвертой стадии) образуется ограничительный Масах (экран), о чем уже упоминалось, то в силу этого можно, не дай Б-г, ошибиться и сказать, что Бхина Далет (четвертая стадия) выпадает из этих десяти Сфирот и остается пребывать в Святости, Б-же упаси, помимо девяти [остальных] Сфирот. Поэтому [Сэфэр Ецира] настойчиво предупреждает: «Десять, а не девять». И предупреждает далее: «Десять, а не одиннадцать», что означает, что нельзя ошибочно говорить, что Бхина Далет становится Кли Кабала (сосудом получения) после Цимцума. И если бы это было так, то существовали бы в Мальхут две Сфирот: одна - это стадия Масаха, всегда поднимающая вверх Ор Хозер (возвращающийся Свет), а [другая] - это сосуд получения, который служит для того, чтобы получать еще и Ор Яшар (прямой Свет), поэтому [книга] говорит: «Десять, а не одиннадцать», - и разберись в этом хорошенько.
---------------------------------------------
Примечание переводчика
[1] Так же, как у его матери. Бааль Сулам употребляет слова «агав имэй» из Вавилонского Талмуда, трактат Бейца, стр. 26Б. Там обсуждается такая ситуация: когда первенец кошерного животного имеет изъян, то если бы он родился, он мог бы быть забит шойхетом и съеден, а если бы изъяна не было, то он имел бы статус перворожденного и был бы запрещен к употреблению. (Дварим 15, 19 - 22). Если же первенец находится еще в утробе матери и его мать разрешается употребить в пищу и она забивается, то и первенец разрешен к употреблению независимо от наличия у него изъяна, ибо ему передается статус его матери. Таким образом, по-видимому, можно провести такую аналогию: в Бине причиной Света Хасадим является hитГабрут, т.е. преодоление ее предыдущего состояния, реализация Гвуры (силы преодоления). Таким образом в Бине Хэсэд (Свет Хасадим) существует наряду с Гвурой. При соприкосновении с природой Бины, которая есть Хохма, Свет Хасадим уничтожается, как свеча перед Факелом, и исторгается за пределы Бины в Зеир Анпин, сохраняя частично те свойства, что Он имел в Бине, т.е. в Зеир Анпине Хэсэд имеется наряду с Гвурой. Аналогично первенец забитого животного, извлеченный из утробы матери, сохраняет ее статус - пригодность к употреблению в пищу независимо от наличия у него изъяна.